Найти в Дзене

Ребенок не хочет учиться. Что делать? Часть 2. Начальная школа

Продолжим разговор о том, что делать родителям, чтобы их ребенок учился. В идеале все хотят получить замотивированного на учебу человека, но мало кто знает, как это получить. Я тоже не знаю, но расскажу, что мы для этого делали и что сработало, на мой взгляд. Если моего сына спросить, любит ли он учится, он скажет "Нет, но надо". Меня это уже устраивает - осознание необходимости и добровольный выбор этого пути. Потому, и свои обязанности в этом вопросе он исполняет добросовестно. А больше мне и не нужно. Вопрос это многогранный, и не стоит нам ждать осознанности от детей младше 12 лет (ее могут проявить только дети, у кого базовая энергия Мудрости и учеба для них как воздух - но таких очень мало). Я в этой статье сосредоточусь на том, что стоит сделать до этого возраста, чтобы хотя бы к 12-13 получить человека, который может много сделать сам. Почему мы говорим про этот возраст? Потому что к этому возрасту созревают структуры мозга, которые хоть как-то позволяют планировать будущее (
Оглавление

Продолжим разговор о том, что делать родителям, чтобы их ребенок учился. В идеале все хотят получить замотивированного на учебу человека, но мало кто знает, как это получить. Я тоже не знаю, но расскажу, что мы для этого делали и что сработало, на мой взгляд.

Если моего сына спросить, любит ли он учится, он скажет "Нет, но надо". Меня это уже устраивает - осознание необходимости и добровольный выбор этого пути. Потому, и свои обязанности в этом вопросе он исполняет добросовестно. А больше мне и не нужно.

Вопрос это многогранный, и не стоит нам ждать осознанности от детей младше 12 лет (ее могут проявить только дети, у кого базовая энергия Мудрости и учеба для них как воздух - но таких очень мало). Я в этой статье сосредоточусь на том, что стоит сделать до этого возраста, чтобы хотя бы к 12-13 получить человека, который может много сделать сам.

Почему мы говорим про этот возраст? Потому что к этому возрасту созревают структуры мозга, которые хоть как-то позволяют планировать будущее (раньше их просто нет, и говорить ребенку "учи, в будущем пригодится" - это напрасно сотрясать воздух). Кроме этого в 12 лет ребенок переходит по У-Син из стихии Дерево/ветер в стихию Огня, которому свойственно стремление к большему, амбиции. И вот на этом переходе к амбициям можно и построить свою образовательную философию.

База мотивации

Ребенку должно быть это по силам, понятно зачем это лично ему (на "порадовать маму хорошими оценками" далеко не уедешь), должно сохранять его отношения с любящим взрослым в безопасности, иначе под угрозу встанет база привязанности и это станет небезопасно. Небезопасность вызывает большой стресс и блокирует познавательную активность.

Возраст 6-7 лет, когда дети идут в школу сам по себе прекрасный и мотивация присутствует высокая, это физиологическая потребность организма - получать новые знания, давать нагрузку нейронам, которые растут в количестве в этом возрасте. Дальше нужно просто ее не убить и поддержать и вовремя отдать в школу, не слишком рано и не слишком поздно. Чтобы было не скучно, когда все уже знаешь, и не сложно, когда ничего еще не знаешь.

У нас была большая подмога в методике Жохова, по которой пошел учится ребенок. Она вызывает много споров, но я очень рада, что мы начали учиться именно по ней. Я говорю МЫ, потому что для нас с мужем это тоже был "вызов" и не всякий родитель, имея другой опыт взаимодействия со школой, это выдерживал.

Начальная школа
Начальная школа

Что там было очень хорошо, и сослужило нам потом огромную службу.

Во-первых, воспитанное там отношение к домашним заданиям. Это было обязательно условие, чтобы никому не помогли и всё дети делали сами. А залезть и проконтролировать, чтобы твой был "не хуже, чем все" соблазн был большой. А так сам ребенок тебя отгонял словами: "Мама, я сам!" Кроме этого домашнее задание позиционировалось как поощрение, и провинившихся "наказывали" тем, что лишали домашнего задания. Все будут умнеть, а ты нет.

Во-вторых, это сами уроки, на которых дети успевали сделать намного больше упражнений, чем в обычной школе, и они не скучали, им всегда было интересно!

В-третьх, они применяли методику "снежного кома" для запоминания, многократно через время повторяя материал.

И вся наша мотивация держалась потом на этом "ты же хочешь быть умным", он хотел, а я просто объясняла, как и что развивает конкретный предмет или навык. Например, ребенок не любил чистописание и прописи. А я рассказывала ему о том, как мелкая моторика и тонкие движения руками влияют на развитие мозга и выдавала свои "плюшки" в награду за старание. Подробнее в разеле про Письмо.

Нейропсихология

Так же важно отметить, что у ребенка могут быть неочевидные неспециалисту проблемы с телом и или ввиду незрелости нервной системы. Вас на этот счет подробно проконсультируют дефектологи и нейропсихологи. Например, так я узнала, что на пояснице есть такая область, которая при определенных условиях неинтегрированности младенческих рефлексов "щекотится" при соприкосновении со стулом и мешает усидчивости и писать долго, ребенок просил после каждой строчки в награду его погладить по спинке - я когда он занимался, сидела рядом, гладила, пока "спецэффект" не прошел с возрастом и в результате других наших нейропсихологических занятий.

Вообще посидеть рядом, это всегда хорошо, это создает эффект "дублирующего тела" - присутствие другого человека рядом во время выполнения сложной задачи помогает не отвлекаться и не терять мотивацию. Ваш пока еще малыш 7-8 лет, использует вас как камертон для своей отстройки. Его тело, как медузка считывает ваше напряжение или расслабление и подстраивается так же. Из этого очевидно следует, что заниматься он должен рядом с ресурсным взрослым. Если вы психуете, пришлите кого-то, кто в ресурсном состоянии или сделайте паузу, приведите себя в порядок и потом продолжайте.

Если ребенок достаточно осознан в своих эмоциональных состояниях, а с этим тоже надо работать, развивать его эмоциональный инттелект, чтобы он понимал себя, свои эмоции и мог проговорить то, что с ним происходит. Понимал когда устал и хочет есть, желательно заранее, у детей с этим большие поблемы. Они уже падают без сил и только тогда, некторые понимают, что истощены и проголодались. Таким очень нужен режим и вовремя (зараее) пополнять запасы и отдыхать. Тогда этот навык тоже станет подспорьем в деле. Например, мне ребенок часто говорил, что устал и не может сосредоточиться. Я спрашивала его, что ему поможет, он думал, отвечал. Мы это исполняли и потом он садился за уроки снова. Часто он просил что-то очень простое, например "смешное видео про котиков". Смотрел, смеялся, отдыхал и садился за математику. Быстро все решал, хотя до этого 30 минут не мог даже приступить.

Иногда сложно приступить к домашке, и тогда родитель может пойти на хитрость - сделать какое-то простое действие. Например, достать и положить перед ребенком учебник и тетрадку. Когда все уже открыто - начать легче. Даже взрослым это помогает сделать сложные дела - просто начать! Когда начал, уже хочется закончить и закрыть этот гештальт.

Письмо

Навык письма достаточно сложный для детей, и я в свое время познакомилась с чудесным тренером по письму (да бывают и такие), которая научила меня как этот навык правильно и бережно формировать.

Каждое занятие у нее в методике строилось, как уровни компьютерной игры, которые любят дети. В каждой написанной строчке ребенок должен был сам найти самые красивые и правильно написанные по заданным критериям палочки и крючочки, и если в строчке есть хотя бы один такой значок - строчка защитана! Ты молодец! Три строчки - переход на новый уровень, ты получаешь новое задание! По усмотрению родителя можно было договориться и о более существенном призе, который ребенок получит, если пройдет курс целиком. У нас это был конструктор лего.

Таких методик, которые делают это весело, интересно и бережно - много, надо просто поискать. Я тогда обучилась сама за 2 дня на семинаре и потом уже занималась с сыном, потому что возить его на занятия нам было слишком далеко, и ждать его потом - не удобно. За лето мы с ним прошли курс по чистописанию с мотивацией "мы красиво пишем, чтобы мы сами понимали свой почерк и нас понимали другие люди". Там действительно делался акцент на том, как правильно и удобно писать буквы, которые часто "путаются" при скоростном письме в старших классах и за что могут снизить оценку, например если учитель не разберет А ты написал или О. Ну и про любимое лего не забываем, тоже мотивировало дойти до конца, в качестве приза в этой игре.

Начальная школа и ее особенности в целом

На мой взгляд, начальная школа обладает одной особенностью, которую мало кто осознает, и я тоже не сразу это осознала, пока мне не подсказали опытные педагоги. Дети плохо запоминают сложные абстрактные концепции в этом возрасте. Поэтому вся программа построена по принципу: повторяем прошлый класс + учим 5-6 новых правил в год.

Мы себя хорошо помним уже в более старшем возрасте, когда один раз услышал и запомнил надолго, и не помним этот режим "дырявой головы рыбки Дори". Это сильно меня расстраивало и бесило, когда мы занимались с сыном начальной школе. Когда объяснял-объяснял, а через неделю он опять ничего не помнит. И все шило-мочало, начинай сначала.

Я искала причины, и оказалось - это просто особенность мозга в этом возрасте, спасением тут одно - бесконечно повторять все снова и снова. То есть число повторений одного и того же должно быть действительно значительным, а не просто "решил 2-3 примера на тему и пошел дальше" как в средней школе. Особенно сложно в голову ложилась информация по русскому языку: отличие частей речи от членов предложения, например. Что существительное это не тоже самое, что подлежащее и что это термины из совсем разных категорий.

Про число и схемы повторений есть много мнений и схем, надо тестировать на своем ребенке. Одна из теорий Тони Бьюзена (того, кто придумал интеллект карты) в том, что повторение должно происходить по схеме: первый повтор в тот же день вечером (для этого обычно и задают ДЗ, и поэтому его надо делать в тот же день, а не через неделю), затем повтор после сна на следуюбщий день, потом на 3, 7, 14, 21 день и потом через 2 месяца. Эта схема, по его мнению навсегда переводит днание в долговременную память. Мы применяли ее.

B итоге, когда мы ушли из школы после 3 класса и стали заниматься сами, я распечатывала с двойным интервалом смешные детские рассказы, которые любил читать ребенок и просила его подчеркивать в каждом предложении подлежащее и сказуемое. Или какую-то определенную часть речи. Или выделить корни всех слов, или приставки. Так он и читал то, что ему нравится и делал, то что мне нужно. Так он наработал нужный фундамент по предмету (отличать части речи, части слова, члены предложения). Я формировала ему задания и упражнения по схеме Тони Бьюзена, давай повторение правил через эти промежутки. И только если через продолжительное время ребенок (пауза 21 день - 2 мес, это 5 недель примерно) ребенок правильно решал то, что нужно - успокаивалась.

По математике это была постоянная дрессировка (по другому и не скажешь) счета в уме. Так как я знала от мамы-педагога, что это бич всех детей в средней школе - не уметь считать в уме. У нас было приложение, где можно было задать сложность примеров, разрядность и время упражнений. Мы задавали параметры, как сейчас помню на 9 минут, решали сначала я, потом муж. Приложение показывало статистику, сколько правильных примеров решено, сколько ошибок допущено, чтобы не было соблазна наугад лепить ответы. Наши с мужем показатели были эталоном для ребенка - к чему он может придти. Как сейчас помню - это было около 200 примеров и порядка 5-7 ошибок. И ребенок каждый день запускал это приложение и записывал свой результат на листок, чтобы видеть прогресс. И там было сразу видно, решал он в полную силу или "халявил" - ему видно. Так мы начали его приучать соревноваться с самим собой, и со временем он стал стабильно держаться в районе 180 примеров и приемлемым числом ошибок, которые часто возникали просто потому что ты промахнулся по кнопке в ответе на скорости.

О важности каникул

Хочу рассказать об очень неочевидном факте, который я использовала всегда. Ввиду уже упомянутых особенностей памяти детей начальной школы, и одного исследования, которое я нашла, я считаю, что заниматься летом с детьми - обязательно!

Я прочитала исследование, когда еще ребенка у меня не было, ученые хотели понять зависимость успехов детей от финансов родителей, предполагали, что это дает детям больше образовательных возможностей. Ученые попутно выяснили, что в большей степени на успеваемость ребенка влияло то, занимался ли он на летних каникулах, чтобы не забыть то, что выучил в предыдущем классе. Иначе, забыв часть материала, он приходил в школу и начинал сначала наверстывать то, что забыл, теряя время и отставая.
Я нашла статью, на эту тему с современными данными, можете почитать.

Вернемся в нашему опыту, мы всегда занимались летом! Я нашла прекрасное пособие "Летняя Гимназия на дому" Шкляровой, где буквально на одной страничке с печатной основой дается возможность повтора русского, математики и чтения, в нем 90 страниц, это на все лето с запасом, даже если заниматься через день. Ими мы и пользовались, даже когда меня не было, и ребенок например гостил у бабушки - он это делал сам.

-2

Читаю это важным, потому что мотивация может упасть не потому, что не интересно стало, а потому что сложно. Все помнят, а ты забыл, тебе приходится догонять и наверстывать. Так что "легкость" в учебе она еще и в том, чтобы не отставать и вовремя понять, что ты что-то не понял и попросить помощи взрослых. Над этим навыком мы тоже отдельно работали, удобно это делать на гуманитарных предметах. Приучать спрашивать или смотреть в словаре (спрашивать у голосового помощника Алисы) незнакомые слова, и так далее. Есть исследования, которые показывают, что дети часто не усваивают материал, потому что не понимают значения слов в учебниках. Я как-то почитала природоведение за 3 класс, была очень разочарована качеством этого текста, он был совершенно не расчитан на этот возраст, к сожалению. И вот на этом учебнике мы и отрабатывали этот навык.

На этом про начальную школу все. Дальше пойдем в среднее звено и более взрослые "проблемы" и вопрос из серии "зачем все это надо", когда доабвляются новые предметы в программу.

Присоединяйтесь к телеграм-каналу, если хотите получать больше материалов и личного общения.

KanaevaPRO|Масштабное мышление