Найти в Дзене

Как понять, что я понял? Обучение детей и взрослых. Джон Холт о понимании.

Материал написан для проекта "Дети нового времени", который мы ведем с соавторами. Если вам интересно тема многомерного воспитания детей - рекомендую канал Детская Проявочная, который ведет Анна Литавская.

С 2002 года я работала в учебном центре, где мы учили взрослых людей пользоваться диковинной машиной - персональный компьютер. И стой поры я стала активно интересоваться методиками обучения сначала взрослых, а потом, когда появился собственный ребенок, - и детей.

Очевидно, обучаемость у детей и взрослых разная, подходы должны быть разные, но я искала какие-то универсальные принципы, на которые можно было бы опереться, чтобы удостовериться понял тебя человек или нет. И я нашла принципы понимания, сформулированные Джоном Холтом, американцем, адептом домашнего обучения, критиком школьного образования в его книжках 60-х годов прошлого века. У него две известные книги, и вы легко сможете их найти до сих пор: "Причины детских неудач" и "Залог детских успехов". В нигах он популярно объясняет, что происходит не так, когда взрослые учат детей и что с этим делать. Благодаря этим книгам, многое изменила в подходе к сыну, и у нас появились два шикарных пособия "палочки Кюзинера" и "блоки Дьенеша" (и они заслуживают отдельного материала).

Я много лет использовала потом его принципы в корпоративном университете, когда мы отбирали на обучение и обучали взрослых людей новой, уже более серьезной профессии - бизнес-анализу. Давайте разберем их на примере обучения взрослых, а далее я расскажу, что мы делали с ребенком на их основе.

Джон Холт так писал о понимании.

Я понимаю что-то, если по крайне мере могу:

  • Сформулировать мои знания собственными словами;
  • привести примеры;
  • опознать то, что я знаю в другой форме и обстоятельствах;
  • увидеть связь между ним и другими фактами и понятиями;
  • использовать мои знания различными путями;
  • спрогнозировать некоторые последствия;
  • Сформулировать противоположные или обратные утверждения.

Зная эти критерии легко проверить понимания самому у себя или у другого человека, например сотрудника, которого вы собираетесь принять на работу или у ребенка, который утверждает, что "сделал уроки". Я обычно просила "рассказать в двух словах", что он прочитал в параграфе. И если он и двух слов связать не мог, значит у нас проблема.

Поскольку сын учится на семейном обучении, и многие предметы изучает сам, без посторонней помощи, эти принципы нам потом помогли и в этом. В какой-то момент я осознала, что ребенок просто не понимает, как убедиться, что он "выучил" параграф из учебника. Обычный ребенок в школе понимал это на следующий день, когда его спросили и поставили оценку. А как проверить себя, если ты учишься сам?

Как ребенку понять, что он понял материал параграфа?
Как ребенку понять, что он понял материал параграфа?

Я расчехлила этот список Джона Холта, показала ребенку и мы для тех предметов, которые он тогда учил сам, сформулировали это понимание. Приведу пример для литературы, который мы особенно подробно разбирали с ребенком, потому что это не математика, где решил задачку - значит понял как это делается. С гуманитарными и естественнонаучными предметами, по которым нет задачек, нам было намного сложнее.

Итак, как мы сформулировали требования к знаниям по литературе:

  1. Ты знаешь имя автора и название произведения (без всяких "ой я забыл, но похоже на ....")
  2. Ты можешь кратко пересказать суть прочитанного, сюжет и канву. (Для прозы это не всегда просто, но особенно было сложно для стихов, что заставляет читать их иначе, зная что нужно будет пересказать суть).
  3. Знаешь имена главных героев и коротко охарактеризовать черты их характера, опираясь на текст (привести примеры).
  4. Знаешь основные факты биографии автора, которые "спровоцировали" это произведение или обстоятельства, в которых оно было написано. (Обычно это есть в учебнике, но велик соблазн эту информацию проигнорировать и от этого недопонять само произведение).

Отличным примером "узнавания" прочитанной информации в других условиях и обстоятельствах была такая история. Было начало осени, мы выходили на улицу и на вахте в подъезде лежали яблоки на продажу, оставленные соседями. Ребенка осенило: "Мама, так яблочный сок это же получается сок из вакуолей растильной клетки яблока!" Отличное бинго!

Другой прием, которые задействует навык "узнавания" и "приведения примеров", это обменяться ролями с ребенком. Теперь он вас учит и придумывает вам задания по пройденному материалу.

Другие примеры практичности этого подхода.

Пример 1. Коллега жалуется, что ее молодые подопечные в одних ситуациях действуют правильно (например пишут протокол совещания после встречи с клиентом), а в других не делают тоже самое, когда например такая же встреча НЕ с клиентом, хотя должны были бы. Потому что протокол все равно нужен, чтобы зафиксировать договоренности внутри рабочей группы. Это типовой пример НЕ узнавания и значит не полного понимания сути этой деятельности.

Пример 2. Сын изучал в в этом году по физике понятие векторных величин, их скалярных значений и проекций на оси координат и применение этого знания для решения задач по физике. Трудно это далось. Раза 3-4 точно эту тему мы рассматривали в разных вариантах и трактовках. И вот он утром приходит и говорит: "Мама, смотри как кошка интересно спит, под углом! Если бы она была вектором, то вот тут у нее бы был старт (хвост), а тут конец (голова) - и тогда вот ее проекция на ось Х. "

С одной стороны юмор, с другой стороны я там вижу просто прекрасное узнавание темы в кардинально неузнаваемых условиях. И это очень круто! Это то, чего и надо добиваться в обучении или самообучении.

Умения привести примеры и контр-примеры, кстати, тоже в списке критериев, что ты понял!

Присоединяйтесь к моему телеграм-каналу, если хотите получать больше материалов и личного общения.

Екатерина Канаева. Архитектура реальности