Найти в Дзене

Ребенок не хочет учиться. Что делать? Часть 1. Вопросы к родителям

Преже чем начать разбираться с ребенком, давайте разберемся между собой, родители. Есть ли у меня понимание моей цели воспитания и образования ребенка? Моих ценностей в этом процессе? Если нет, то определите это в своей голове, а еще лучше выпишете на бумагу. Ваши цели будут определять навыки, которые будете развивать. А ваши человеческие ценности определят к тому же и способы, методы, которыми вы этого будут добиваться. Все что мы делаем, делается из любви. Вопрос обычно только в том, кто и как "любовь" понимает. Мне нравится определение "Любить - значит способствовать развитию объекта любви". К воспитанию детей оно идеально подходит. Тогда из такой концепции сразу выпадают варианты "сделать домашку за него, чтобы не получил двойку", потому что так он не научится делать то, что задали. Но научится хитрить, и если вдруг ваша цель была "научиться хитрить" - тогда этот метод вам подходит прекрасно. Вот почему нужно понимание целей. Тогда каждое свое действие вы с ними сверяете и сразу
Оглавление

Преже чем начать разбираться с ребенком, давайте разберемся между собой, родители.

Источник Яндекс.Картинки
Источник Яндекс.Картинки

Вопросы, которые стоит задать себе

Есть ли у меня понимание моей цели воспитания и образования ребенка? Моих ценностей в этом процессе?

Если нет, то определите это в своей голове, а еще лучше выпишете на бумагу.

Ваши цели будут определять навыки, которые будете развивать. А ваши человеческие ценности определят к тому же и способы, методы, которыми вы этого будут добиваться.

Все что мы делаем, делается из любви. Вопрос обычно только в том, кто и как "любовь" понимает. Мне нравится определение "Любить - значит способствовать развитию объекта любви". К воспитанию детей оно идеально подходит.

Тогда из такой концепции сразу выпадают варианты "сделать домашку за него, чтобы не получил двойку", потому что так он не научится делать то, что задали. Но научится хитрить, и если вдруг ваша цель была "научиться хитрить" - тогда этот метод вам подходит прекрасно. Вот почему нужно понимание целей. Тогда каждое свое действие вы с ними сверяете и сразу понимаете, туда вы идете и ведете за собой ребенка или нет.

Мой список такой (на школьный период):
Цели: вырастить счастливого и здорового ребенка, который умеет и любит учиться (потому что учиться придется всю жизнь, и школой и вузом это не закончится), учится не ради оценок, а для себя, понимая, зачем ему это надо (отсюда автоматом правильная мотивация идет).
Цености: наши отношения (очень не хотелось ругани из-за оценок), мое минимальное включение и его самостоятельность (у меня есть другие дела, знаете ли, свои) и максимальная реализация его потенциала (для этого его надо распознать и развивать).

Согласованы ли ваши цели с другими взрослыми, которые воспитывают ребенка (другой родитель, бабушки/дедушки, няни, тренера и пр.)?

Необходимо договориться и двигаться в этом вопросе согласовано. Иначе вы как лебедь, рак и щука или "кто в лес, кто по дрова". Один запрещает, другой разрешает. Один за спорт, другой за математику. Один за честность, другой за хитрость. А ребенок либо не понимает, что вы все от него хотите и поэтому ничего не делает. Либо начинает ловко манипулировать и взаимодействовать только с тем, с кем ему выгодно. И так взрослые медленно, но верно теряют над ним контроль.

Согласована ли она с ребенком, его природой и способностями?

Не особо продуктивно от творческого ребенка ждать успехов в науке, или от тихони выступлений на широкой сцене.

Второй аспект, что ребенок должен понимать, чего вы от него ждете и хотите, и проговорено это должно быть словами через рот. И даже этого будет недостаточно, вам нужно будет найти такие слова, которые он поймет в его возрасте.

По мере взросления будет возникать задача плавной передачи ответственности от вас к ребенку. Чтобы сам собирал портфель, делал уроки. И эту меру будете определять вы и возраст ребенка, его готовность к этой новой зоне ответственности.

Держите ли вы свое слово? Не отступаете ли от своих принципов и правил?

Научитесь сначала за себя и свои слова отвечать, потом требуйте от ребенка. Если нет, то не ждите этого и от ребенка. Дети копируют поведение, а не слова. Обещал выучить уроки и не выучил. "Так ты тоже обещал и не сделал" услышите вы в ответ и не сможете это никак парировать.

База для любого воспитательного процесса

С моей точки зрения - это привязанности ребенка к вам, и правильная иерархия. Вы старший, он младший. Вы определяете границы дозволенного, он подчиняется.

Вся суть этого метода изложена давно на 12 листах в брошюре "Заботливая Альфа". Не поленитесь, изучите, если еще не читали. Я не знаю как без этой базы сделать все остальное.

Привязанность — жизненно важная связь - Заботливая Альфа

Другая статья о том как я учила ребенка понимать, что он делает и учит. И еще немного о мотивации с примерами про детей и взрослых.

Присоединяйтесь к телеграм-каналу, если хотите получать больше материалов и личного общения.

KanaevaPRO|Масштабное мышление