В конце уходящей недели в Министерстве природных ресурсов РФ состоялось заседание Комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам. В повестке дня – разговор о предварительных результатах оценки воздействия разлившегося в Черном море мазута.
Вряд ли кто не в курсе, но напомню: 15 декабря в Керченском проливе разломились и затонули два танкера с грузом мазута. Мазут растекается, гробит и уничтожает. Фотографии и видео черных от мазута птиц обошли всё, что можно обойти. Причины катастрофы известны и очевидны. Увы, привычны и неизбежны, сколько ни кричи «доколе!».
Я знаю людей, которые любят и уважают заседания. Любые, где можно солидно посидеть, других посмотреть/себя показать. Хотя бывают, конечно, заседания реально эффективные и необходимые. Но я все избегаю.
На это поехал. Специально просили, поскольку заседания теперь полувиртуальные и можно участвовать, не выходя из дома. Но в совершенно пустом зале как-то несподручно заседать. Вот и просили тех, кто в Москве живет, кому ехать близко, присутствовать живьем.
И потом тема все-таки не бюрократическая – вопиющая тема. Хочется понимать точку зрения и взгляды серьезных государственных органов и ведущих экспертов, а не только взбудораженной общественности.
__________
Главные и моментальные жертвы рукотворной катастрофы – морские птицы. Именно их, облепленных смертоносным мазутом, мы видим на взывающих фотографиях и видео. Именно их пытаются спасать волонтеры.
Проблема уязвимости таких птиц в том, что, ничего не подозревая, они садятся на поверхность «воды», а оказываются в мазутной ловушке. Далее они рефлекторно пытаются очистить перья – клювом, чем же еще, и элементарно травятся, поскольку мазут – скопление веществ, противопоказанных для жизни.
- Если такую пострадавшую птицу находят живой, успевают очистить и просушить, она все равно скорее всего погибнет от попавших в организм ядов.
- Если надежно отравиться не успела, следующее смертельное препятствие – пневмония от переохлаждения на всех этапах спасательных операций.
- Если и это не сломило жизнелюбивую особь, есть еще третья голова дракона: губительный стресс.
- Ну и напоследок всяческие напасти на крайне ослабленный организм.
Впрочем, про судьбу этих ослабленных мы уже ничего не узнаем, поскольку их выпускают на волю. А авторитетный Центр кольцевания птиц выступает против их мечения кольцами.
В итоге, по статистическим данным, выживает менее 10% пострадавших птиц.
По обобщенным наблюдениям орнитологов, от мазута пострадали птицы 24 видов. Но в большинстве случаев – лишь единичные особи, случайно.
Всего на береговой линии протяженностью 265 км в Краснодарской крае обнаружено 8156 пострадавших от мазута птиц, 5848 из них были еще живы, их пытались спасти, 5151 особь погибли. Такие дела.
Поскольку Комиссия занимается не всеми природными объектами и системами, но только особо редкими и особо охраняемыми, речь главным образом, о них. Это 7 видов.
И из них особенно пострадали три вида: чернозобая гагара, красношейная поганка, хохлатый баклан.
В соответствующей таблице есть озадачивающий правый столбец – в нем размер нанесенного ущерба. Но не торопитесь переживать: ущерб рассчитан по еще старым тарифам, которые сейчас будут пересмотрены с учетом всяких изменившихся параметров. Кроме того, заверил председатель Комиссии, здесь только прямой оцененный ущерб от непосредственной гибели краснокнижных животных. Еще будут добавлены солидные суммы за нанесенный ущерб природной среде.
Тут очень кстати напомнили о разливе в 2020 г. дизельного топлива в Норильском регионе. 60 тонн отравили огромную природную территорию. Так вот с Норильского никеля в результате взыскали 147 млрд рублей. И справедливо! До аварии в местных водоемах обитало 40 видов рыб, осталось – 7. Рыб не осталось, так хоть 147 млрд.
Оптимистично думать, что и сейчас взыщут. Из одного государственного кармана – в другой.
На самом деле, с катастрофой в этот раз даже … повезло. Зимующие здесь представители отряда гусеобразных практически не пострадали. Вот мы не перестаем ругаться и сетовать на непривычную теплую погоду. Но у черноморского побережья из-за такой теплоты не замерзли прибрежные заводи, и утки/гуси держались там, а не в прибрежных морских водах. Туда мазут не попал.
А вот ситуация с пострадавшими популяциями – трагическая. Природоохранный статус некоторых из них придется теперь пересмотреть, а одна популяция в результате этой катастрофы находится под реальной угрозой исчезновения.
__________
Принципиально иная картина с дельфинами. В этом регионе обитает три их вида, два из них занесены в федеральную Красную книгу.
По дельфинам докладывали две общественные организации – с крымского и черноморского побережий. Обе занимаются регистрацией оказавшихся на берегу животных, анализом причин их несчастья, помощью тем, кто еще жив.
Кстати, до этого момента не представлял себе судьбу несчастных, выброшенных на берег живыми. Оказалось, даже если им всячески помогают, шансов на выздоровление у них практически нет: из докладов следует, что пока только в одном (sic!) случае дельфина удалось подлечить и выпустить. Этот случай оценивается как невероятный успех. При том, что дальнейшая судьба вылеченного/выпущенного скрыта морской пучиной – неизвестна.
Обе организации ведут серьезную работу по сбору сведений о выброшенных на сушу китообразных и по оказанию им возможной помощи. Но основная задача обоих докладов была в том, чтобы заручиться поддержкой государственных органов, в частности, для сооружения собственных центров (вполне, замечу, достойная задача). Даже если в числе аргументов - пресловутое "патриотическое" воспитание.
По теме же заседания в обоих докладах отмечается заметное увеличение количества найденных на побережьях дельфинов после декабрьского разлива.
НО! В том-то и прелесть великой Статистики, что она предполагает не простое сопоставление чисел, а анализ причин и факторов. Так вот, бОльшее количество погибших/погибающих на берегу дельфинов вполне отражает: а) зафиксированное существенное увеличение их численности минувшей осенью; б) совершенно очевидно возросшее внимание к берегам, затронутым катастрофой. Более простыми словами: и дельфинов сейчас больше, и внимание к ситуации на побережьях возросло сейчас кратно. Никаких оснований полагать, что увеличение числа пострадавших животных прямо связано с керченскими авариями.
Кроме того, пока не обнаружено никаких свидетельств прямого пагубного воздействия мазутных выбросов на состояние оказавшихся на берегу животных.
И тому есть естественные объяснения: высокоинтеллектуальные и мобильные дельфины естественно уплывают из отравленных зон – понимают/чувствуют; их кожные покровы достаточно надежно защищают организм от прямого воздействия мазутных токсинов и сами при этом не повреждаются (прямая противоположность пернатым); внутрь организма отрава непосредственно не попадает.
Да, мазутные испарения, очевидно, так же губительны для дельфинов, как и для человека (уже известны случаи отравления волонтеров в результате дыхания газообразными выделениями мазута). Но дельфины из зон риска уплывают (в отличие от волонтеров, которые наоборот, в таких зонах концентрируются).
И да, очень вероятно отравление морских млекопитающих, но не прямым образом, а опосредованно – при поедании пищи, содержащей отравляющие вещества, которые еще будут накапливаться в организме до достижения критических значений.
Огромная и неоднозначная проблема – включение ядовитых загрязнений в пищевые цепочки и отдаленные последствия аварии.
Пока же прямо на Совещании представители этих организаций предварительно договорились о сборе тканей павших дельфинов для последующего анализа в лабораториях нашего института.
________________
На совещании рассматривались лишь последствия загрязнения для двух групп животных: морских птиц и дельфинов. Самые очевидные и тревожащие жертвы.
Совершенно пока неизвестно влияние аварии на рыб, других морских и прибрежных животных, на морские и прибрежные растения и экосистемы.
Мой коллега, крупный специалист по морским беспозвоночным, отметил, что безусловно пострадали прибрежные моллюски-фильтраторы и пресноводные крабы, обитающие в устьях впадающих в море речек. Но все это еще предстоит оценить, и не факт, что найдутся для этого возможности/средства.
Неясно и тревожно состояние живой природы в тех местах, куда вывозят огромные количества загрязненного грунта с пляжей. Хочется надеяться, но крайне сомнительно, что в назначенных для этого местах все организовано с умом, а не в стихийно-авральном порядке.
Озадачивает еще одно обстоятельство: в своих анализах и прогнозах специалисты опираются на совсем небольшой «опыт» сходных катастроф. Главным образом – на последствия разлива нефти в Мексиканском заливе в 2010 г. Между тем и у нас, причем в этом же регионе, уже была очень похожая авария и тоже с разливом мазута – в 2007 г. Но специалисты практически не находят основательных сведений об ущербе, мероприятиях и последствиях при той катастрофе!
Хочется надеяться, что в этот раз подобного «стирания памяти» не произойдет. Со всеми вытекающими моралями.
И как раз перед совещанием случилась еще одна «случайная» авария с краснокнижным зверьем: поезд пропахал стадо диких антилоп-дзеренов. Тут еще предстоит разбираться, но ситуация более простая и очевидная. Хотя не менее возмутительна. Хотя тоже демонстрирующая полную безнадежность и бессилие в попытках противостоять тупым силам общества/государства.
________
Ну и не могу не остановиться на еще одном небольшом вопросе. Не про мазут и гибнущую природу, но показательный.
Не так часто (другими словами – очень редко) собирается наша Комиссия. И потому заодно обсуждаются иные/текущие вопросы.
В Комиссию обратилась одна туристическая фирма с принципиальным (действительно, принципиальным, если теоретически) вопросом: фирму живо интересует правовая коллизия.
В Западной Сибири существуют две популяции знаменитой рыбы-тайменя, в бассейнах двух соседних рек. Так вот одна из этих популяций занесена в Красную книгу, а другая – нет. Рыбы – соседствуют, но в правовом отношении они оказываются кардинально разделенными. Впрочем, фирму не эти популяции волнуют – с ними все понятно, а таймени, обитающие в речке, которая не относится ни к тому, ни к другому бассейну.
Фирме-то что до этого? Так вот же что: она возит на эту речку туристов, жаждущих поймать тайменя. А поймав, конечно, выпустить обратно. Не таймень же нужен туристам, а острые впечатления. Туристы за деньги мучают животных, но загвоздка в том, что мучить животных, занесенных в Красную книгу можно лишь по очень специальному разрешению.
Эксперты, конечно, толково разъяснили. Но мое недоумение и возмущение осталось. Оно же не в правовой сфере – в этической.