Найти в Дзене
Руки на руле

Мистическая сторона Рязанщины – танцующий лес.

- Давай, колдун, чего медлишь? - ведьма опустилась на колени, устало тряхнула головой и черные, как смоль, волосы кудрями рассыпались по плечам. - Делай, что задумал. Ее фигура словно сливалась с темнотой леса, и, казалось, ночной мрак протягивает к ведьме руки, заботливо обнимая за плечи. Лишь слабые отблески небольшого костра матово отсвечивали на ее вьющихся локонах и вспыхивали редкими искорками бликов в пронзительно зеленых глазах. - Когда только успела развести? По пятам ведь за ней шел, – подумал колдун. Его напряженный взгляд не отрывался от ведьмы, а рука крепко сжимала увитый резьбой посох. – Со следа сбить хотела, верно. Костер еле освещал поляну, выхватывая из тьмы лишь стройные ряды сосен с тускло поблескивающими капельками янтарной смолы, небольшой круг усыпанного хвоей песчаника и уронившую руки ведьму, вся фигура которой выражала бесконечную усталость и покорность судьбе. В прогале сосновых крон чернело небо. Там в вышине ветер гнал сплошную пелену тяжелых туч, но дождя

- Давай, колдун, чего медлишь? - ведьма опустилась на колени, устало тряхнула головой и черные, как смоль, волосы кудрями рассыпались по плечам. - Делай, что задумал.

Ее фигура словно сливалась с темнотой леса, и, казалось, ночной мрак протягивает к ведьме руки, заботливо обнимая за плечи. Лишь слабые отблески небольшого костра матово отсвечивали на ее вьющихся локонах и вспыхивали редкими искорками бликов в пронзительно зеленых глазах.

- Когда только успела развести? По пятам ведь за ней шел, – подумал колдун. Его напряженный взгляд не отрывался от ведьмы, а рука крепко сжимала увитый резьбой посох. – Со следа сбить хотела, верно.

Костер еле освещал поляну, выхватывая из тьмы лишь стройные ряды сосен с тускло поблескивающими капельками янтарной смолы, небольшой круг усыпанного хвоей песчаника и уронившую руки ведьму, вся фигура которой выражала бесконечную усталость и покорность судьбе. В прогале сосновых крон чернело небо. Там в вышине ветер гнал сплошную пелену тяжелых туч, но дождя не было. Странно, но внизу, на земле, стояла тишина. Язычок пламени не дрожал от прикосновения воздуха, не шумели верхушками сосны, и, казалось, весь мир сейчас сжался до размера лесной поляны, едва освещенной слабым пламенем костерка.

- Ну, чего же ты? – уже со злостью в голосе повторила ведьма. – Этих что ли дожидаешься, – она кивнула головой в сторону мелькающих где-то вдалеке огней факелов. – Боишься один? А может…- уголки ее рта чуть изогнулись краями, за легкой улыбкой блеснули ровные зубы, она игриво передернула плечами и край просторного платья соскользнул по руке, обнажая белизну круглого плеча, - лунные ноченьки вспомнил? Не забыл ведь меня, а?

И в голове колдуна словно сверкнула молния. Как наяву предстала перед глазами тихая летняя ночь с духмяным запахом луговых трав, вспомнилось свежее, чуть прохладное, дыхание ветерка, таинственный шепот широкой Оки, яркий костер, искры, улетающие в высокое звездное небо, бледные вспышки зарниц далеко на горизонте и шорох пахучего, смётанного в стога, сена. Обжигающе ярко выткался образ молодой, красивой Лилии, с черными, как смоль волосами, в белом платье, прильнувшем к мокрому после купанья телу, звонким ручейком смеха и нежными, с сладковатым привкусом клевера, губами. Хмельным дурманом закружило голову простого парня Бажена, растворившегося в жарких объятьях простой крестьянской девушки Лилии и не была конца счастливой ночи. Ведьмой она стала потом, а он принял таинство святого войска. Разошлись дорожки, да вот, снова встретились.

- Искушает, - чувствуя, как испариной покрылся лоб, подумал колдун, возвращаясь из сладких грез в мрак леса. Переложил из руки в руку посох и нервно бросил взгляд за спину – огоньки факелов блуждали еще далеко, но гомон нагоняющей толпы доносился все отчетливей. – Нет, лучше уж я сам.

Ловить ведьму, два года кряду изводившую округу, портившую посевы, отнимавшую молоко у коров, вызвалось больше дюжины крестьян из окрестностей. Пошли бы и раньше, уж слишком допекла бестия, да не хватало смелости. Но тут из далекой обители нагрянул колдун. Хоть и молодой, но выглядел статно, в плечах косая сажень, глядит соколом, Слово заветное знает и витой посох в руке – знать сила. Мужики, что покрепче и плечами, и духом, переглянулись, почесали затылки, крякнули, похватали серпы и вилы, отправились «промышлять» злодейку. Логово колдун отыскал, но окаянная навела мороку и ускользнула. Два дня без устали крестьянское воинство вело погоню и вот почти настигло ведьму в третью ночь в сосновом лесу на берегу реки. Вырвавшийся вперед колдун нагнал ее первым.

- Довольно, - решительно сказал Бажен. Тряхнув головой, отогнал настойчиво проникающий в голову дурман воспоминаний и обхватил посох двумя руками. – Что было, то быльем поросло. Здесь все закончится, злодействовать больше не дам.

- Ишь ты, смелый какой, - ведьма медленно поднялась с коленей, поправила платье и, не переставая улыбаться, продолжила. – А последнего проклятья моего не боишься? Думаешь так просто одолеешь меня? Нет, святоша, не выйдет. Я ведь отовсюду выскочу, в игольное ушко проскочу, лисицей черно-бурой скинусь, закружу и с ветром улечу. Слышишь меня, Бажен-желанный? С ветром улечу.

Лилия развела руки. С тихим шорохом колыхнулись складки ее платья, чуть ярче, сам по себе, вспыхнул костер, в прогал сосен вдруг глянули звезды и ветер, отодвинув тучи, расчистил над поляной ровный круг. Ведьма зашептала, и слова ее, сплетаясь в заклинание, полились по округе невесомой мелодией:

- Лети ветер, обогни весь белый свет, за мной вернись, меня с собой возьми, в небо подними, а землю оставь, потечет по земле молоко, алой кровью станет, кровь в землю уйдет и станет та золой…

- Ворожит, - враз пересохшим горлом прошептал колдун. Вокруг рук Лилии сгущался бледный свет. В такт ее голосу, закачав макушками, грозно зашумели сосны, ярко вспыхнул костер, выбрасывая вверх лепестки пламени, испарялись в небе облака и диск появившейся луны глянул на поляну.

Колдун вскинул засверкавший резьбой посох и громко крикнул Слово. В тот же миг от ведьмы кольцом разлетелся бледный свет. Неведомая сила объяла поляну, ослепила глаза, корежила и выгибала дугой сосны и тени потянулись из-за круга корявыми руками.

Через минуту все стихло: пустив тонкую струйку дыма потух костер, тяжко вздохнув, замолчали изогнутые коромыслом сосны, небо вновь затягивали тучи, и в их пелене, мигнув на прощанье, укрылась луна.

А прочь от пустой поляны, побросав серпы и вилы, с криками ужаса бежало подоспевшее крестьянское воинство. Дикий страх отчего-то пробрал каждого, кто только глянул на искореженные ворожбой деревья. Между двух дюжих мужиков, волоча по земле ногами, болталось бесчувственное тело колдуна, а им вслед из густых зарослей шиповника насмешливо смотрели пронзительно зеленые глаза черно-бурой лисицы.

Место колдовской битвы с тех пор считалось проклятым, никто из жителей окрестных деревень не отваживался заходить на поляну, где навек замерли изогнутые сосны.

Приведенная выше зарисовка является полностью художественным вымыслом автора статьи. Но, меж тем, «танцующий», или как его еще называют, «пьяный», лес действительно имеет место быть в Рязанской области. Заглянуть на ее мистическую сторону мы и отправились после знакомства с городищем «Старая Рязань»

Лесная аномалия находится в Шиловском районе Рязанской области, между селами Тырново и Дубровка.

Координаты для навигатора: 54.490822, 41.049705
Координаты для навигатора: 54.490822, 41.049705

Побывать в столь необычном месте с колдовским оттенком, мы запланировали еще на стадии подготовки к поездке по Рязанщине. В сети о «пьяном» лесе полно статей и изучая отчеты коллег по путешествиям, я легко нашел и план проезда, и состояние дороги. В основной массе народ добирается через село Тырново, а дальше по грунтовке через лес и уже до места. Однако этот путь сильно зависит от погодных условий и после дождей может стать недоступным для владельцев легковых машин.

Предугадать заранее наличие осадков я естественно не мог и поэтому изучил альтернативу.

-3

По Шиловскому шоссе докатили до села Дубровка, не заезжая в само село, как отметил красной линией на карте, проехали по асфальтированной дороге. Там, где отметил желтым начинается лес и грунтовка. В наш визит дожди хоть и были накануне, но август стоял сухой и жаркий и за дорогу я не особо волновался. По лесу ведет вполне накатанный песчаник, встречаются ямы, но наш вполне обычный Форд Фокус с ними легко справился даже не «чиркнув». Поворот до танцующих деревьев пропустить сложно, но на всякий случай вот координаты: 54.489324, 41.054056.

Здесь же, на перекрестке мы оставили машину, можно было проехать и дальше, до «места», по линии, что отметил синим пунктиром, но хотелось прогуляться и размять ноги.

Итак, машина осталась в тени деревьев остывать от жары и дороги. Солнце клонилось к вечеру, и наливающийся оранжевым диск блуждал, где-то в макушках леса. Дорога, ныряя по ухабам, запетляла между черно-белых берез уводя вглубь леса. Следом вплелись в хоровод стройные сосны пока вполне еще обычные.

-4

Но вот в просветах «нормальных» деревьев мелькнули и первые «танцующие» пары, отвешивающие друг другу глубокие реверансы.

Десяток шагов и дорожка выныривает на круглую поляну. Переход от обычного леса к «аномальному» неуловим, изогнутые талии сосен появляются внезапно и все сразу, и их вид, признаться, впечатляет

На какое-то время замираешь пораженный открывшейся картиной – так необычен и непривычен глазу ее вид. В лесу царит тишина и кажется, что ее боятся потревожить и налетающий с Оки ветер, и пение птиц, и тонкий звон комаров. И даже вслух сказанное слово будто посторонний и чуждый элемент тяжелым эхом долго блуждает среди исковерканных неведомой силой стволов. Есть в этом какая-то мрачная торжественность королевства Кривых.

Сюрреализм, нотка нереальности и конечно налет мистики ощущаются в этом месте сполна. И даже если абстрагироваться от этих понятий «танцующий» лес явно производит впечатление необычности и загадки

-8

В сети много сравнений Рязанской «аномалии» с таким же лесом на Куршской косе, что в Калининградской области. И там, и здесь это небольшой пятачок причудливо скрученных деревьев посреди нормального леса. Судя по фотографиям действительно так, но мы пока до того региона не добрались. Нечто подобное довелось видеть на Соловецких островах – березки, растущие по берегу Белого моря тоже «кривлялись», хоть и далеко не в таком масштабе

-9

Но там отклонение от нормы вполне объяснимо соленым морским ветром. А в Рязанском лесу, как гласит информационный стенд, точной причины пока не установлено

-10

Версий о появлении «заколдованного» леса много, от вполне научных до ожидаемо фольклорных. По мнению исследователей «искривления» начались в конце 70-х годов минувшего века в связи с тем, что сосняк был высажен в ненадлежащий слой песка с глиняной подушкой под ним. В результате действия дождей и снега песчаный слой пропитался водой и возникло «скольжение грунта» потянувшее за собой молодую поросль. Есть гипотезы и о ветре, дующим под определенным углом и постоянной силой и заставляющим стволы деформироваться, говорят и о заражении корневой системы грибком, и о геомагнитных излучениях. В каждой версии есть рациональной зерно, но единого мнения, как и истинных причин асимметричности, до сих пор нет.

Гораздо интересней объясняет феномен народная молва, ей, среди перекрученных стволов есть где разгуляться. Скучные и достаточно простые по конструкции истории с НЛО, «то тарелками пугают, дескать подлые летают», можно в расчет не брать, конечно их вокруг таких мест крутится более чем достаточно. А вот вышедший из-под земли, в самом центре поляны, колдовской вихрь, который и заворожил лес так, что сосны в страхе отпрянули в стороны, внимания заслуживает. Действительно, если приглядеться, то деревья изгибаются в стороны по кругу от центра. Что-то в этом определенно есть.

Говорят, и про шаманские капища, и сгинувшие идолы языческих богов и ведьмин круг, и - классика жанра - пропадающие туристические группы, которые кровожадный лес пожирает без числа. Неисчерпаема людская фантазия и дурного в этом ничего нет, должен же присутствовать элемент сказки, с ней серые будни перестают быть таковыми. Поддавшись искушению, не иначе как колдовскому, позволил себе поимпровизировать и автор в начале этой статьи.

А «танцующий» лес спокойно слушает истории о себе, впечатляя путешествующую братию своей необычностью.

-13

Много встречается описаний и того, что людям здесь становится плохо, появляется головокружение и страх, начинает «чудить» техника. Не знаю, мы ничего подобного не испытали. Напротив, в тени леса не ощущался августовский зной, дышалось легко, и воздух был напоен сладковатым ароматом хвои, фотоаппарат и смартофон в рабочем режиме отщелкивали кадры, методично заполняя карту памяти. Единственно, досаду вызывали комары, самые обычные. Их есть там, впрочем, как и в любом другом лесу, но репелленты сглаживали и эту проблему, а посему прогулку по лесу вреда никакого не нанесла.

Но тем не менее, ощущение мистики и колдовства невольно охватывает тебя пока находишься на поляне, этого не отнять. И ведь буквально десяток шагов в сторону и лес становится вполне обычным, неотличимым от множества таких же. Стройные и ровные стволы величественно взметнулись вверх, подметая макушками вечернее небо. Феномен, не иначе.

-14

К сожалению длинный августовский день неумолимо клонился к закату. За день мы успели посмотреть многое: Старожиловский конный завод, усадьбу в Кирицах, побывали на месте первой Рязани и как эпилогом, дорога путешествий увела с ровного полотна трассы на ухабы грунтовки, покидала по песчанику и привела к месту, что причудливо украсило ожерелье поездки мистической жемчужинкой.

Пора было искать место для ночлега. По карте от «танцующего» леса вниз к Оке уводила дорога, и берег реки рассматривался как место ночевки. Дорогу мы нашли, она запетляла сразу за поляной среди обычных деревьев. Но от прошедшего накануне ливня еще оставались пятна непросохшей грязи

-15

Страшного с виду ничего не было, но рисковать застрять в лесу мы не стали. Вернулись к машине, и отдохнувший в тенечке форд, заклубившись пылью, покатил в сторону Дубровки. За спиной осталась, наверное, самая удивительная достопримечательность на туристической карте Рязанской области. Здесь определенно стоит побывать, такая «аномалия» никого не оставит равнодушным.

-16

Танцующий лес, отвесив поклон, скрылся за стеной своих «нормальных» собратьев, а из густых зарослей шиповника вслед удаляющейся машине насмешливо смотрели пронзительно зеленые глаза черно-бурой лисицы.

Всем ярких впечатлений и помните, иногда, к ним ведут не только ровные дороги.