Зеленым ковром стелется широкое поле. Вдаль убегает необъятный простор, и там, на горизонте, теряется в синеве дымки. Налетающий с Оки ветерок доносит отголоски живительной прохлады, чуть разгоняя немилосердную жару.
На раздолье цветущего луга ветру есть где разгуляться. Шумит под его легким дыханием овсяница, качают головами колокольчики и васильки, приветливо помахивают стеблями желтые гроздья пижмы.
Полуденный августовский зной дрожит маревом раскаленного воздуха и в нем, словно на нарисованной густыми мазками картине, очертания луга расплываются, становятся вязкими. Сладковато и вкусно пахнет клевером, да и весь букет лугового разнотравья чуть дурманит голову ароматом.
В синем небе безмятежно проплывают стада белых облаков. Неровной линией вьется по полю натоптанная узкая тропинка, приглашая прогуляться.
Мирный, идеалистический пейзаж, словно сошедший с полотна художника. Сейчас трудно представить, но когда-то на этом месте шумел большой город, громыхали молотами кузницы, вертелись гончарные круги, тюкали плотницкие топоры, блестели на солнце маковки церквей и над простором широкой реки разливался звон колоколов.
Лишь застывшие немыми свидетелями ушедших веков валы древней крепости помнят и другую картину
Помнят они бутованные деревянные стены и конусы сторожевых башен, помнят рвы и настилы перекидных мостов, каменные Борисоглебский, Спасский и кафедральный Успенский соборы, помнят и весь немалый город, что именовался Рязанью.
И конечно помнят холодный декабрь 1237 года, ставшего для города злым. Помнят стылый морозный ветер, приносящий с реки крупу секущего снега, угрюмое небо с тяжелыми серыми тучами, тревожный набат храмов и черноту приготовившегося к штурму Батыева войска.
Для Руси наступало темное время.
От Рязани – современного центра региона – до городища «Старая Рязань» 80 с небольшим километров пути. Но именно здесь, на месте безлюдного ныне поля некогда и был основан город, что пронес через века имя Рязань.
Наверное, легко запутаться в названиях и их череде. Но на самом деле все просто: нынешняя Рязань именуется так с 1778 года, сменив название с Переяславля-Рязанского, а первая Рязань возникла здесь, на высоком берегу Оки и ее основание впервые упоминается летописями в 1096 году.
Первоначально Рязань входила в состав Муромо-Рязанского княжества, со столицей в Муроме и управлением князем Ярославом Святославовичем. Но в середине 12 века Рязанское княжество от Муромского отделилось и Рязань стала стольным городом, при чем достаточно крупным - по некоторым данным в ней проживало уже около 5 тысяч человек. Немудрено, ведь географическое расположение города на берегу важной водной артерии способствовало формированию торговли. Росла Рязань и в промышленном плане: плотницкое, гончарное, металлургическое, ювелирное ремесла активно развивались. По периметру город защищали рукотворные земляные валы с деревянными десятиметровыми стенами и деревянными же башнями. Из камня были воздвигнуты три храма: Борисоглебский, Спасский и Успенский.
Так город представлен на виртуальной модели
Также облик первой Рязани можно увидеть на макете в музее, что находится в Кремле современного центра региона (подробнее о музее рассказал здесь - Прогулки по Рязани. Кремль)
Шло время, Рязань стремительно развивалась. Также, как и многие соседние княжества, участвовала в междоусобицах: воевала с Суздалем, сталкивалась оружием с Владимирским князем, переведывалась с половцами и мордвой. Но при этом город стоял, испытывая лишь экономический спад или подъем, в зависимости от успехов на ратном поприще.
Все изменилось осенью 1236 года, когда из разгромленной Волжской Булгарии ветер донес недобрые вести о вторжении монгольского войска. Через год послы хана Батыя уже были в Рязани с требованием «десятины во всём: в людях, в князьях, в конях, во всём десятое». На что, от княжившего тогда Юрия Ингваревича, получили гордый ответ: «когда нас не будет, тогда возьмёте всё»
Князь всю серьезность ситуации прекрасно понимал. Из Рязани к соседям во всю прыть поскакали гонцы, а в «ставку» Батыя с дарами отправился княжич Федор - Юрию Ингваревичу было остро необходимо выиграть время.
Повесть о разорении Рязани Батыем говорит, что посольство княжича почти увенчалось успехом, но клятый супостат под конец разговора потребовал у послов в наложницы их жен и дочерей, а у самого Федора его супругу Евпраксию. После закономерного отказа переговорщики во главе с княжичем были убиты, а Евпраксия, не желая попасть в плен к врагу, выбросилась с терема. Отголосок этой истории уже встречался нам при знакомстве с Зарайском (подробнее об этом здесь – Маленький кремль с большой историей. Зарайск – знакомство с городом)
После гибели сына князь выступил с дружиной против войска Батыя. В первой половине декабря 1237 года на реке Воронеж Рязанское воинство, после столкновения с значительно превосходящими их по числу монголами, потерпело поражение. Князь с остатками войска вернулся в Рязань, и следом к стенам города подступила орда «И обступили город, и начали биться пять дней не отступая. Воины Батыева войска переменялись и отдыхали, а горожане бились бессменно. И многих горожан убили, а других ранили, а иные от долгой битвы обессилели».
21 декабря 1237 года Батый взял город. Рязань была сожжена и разграблена, жителей перебили, погиб и князь с семьей.
«И не осталось во граде ни одного живого, все заодно погибли и одну на всех чашу смертную испили» - так подводит итог первой Рязани Повесть о ее разорении.
О правдивости событий того времени велось и до сих пор ведется множество споров, порою выдвигающих самые разнообразные и где-то даже нелепые версии. Рассуждать о них не будем, сказ не о том.
Из исторических документов, к примеру, Лаврентьевская летопись очень кратко повествует о падании города, более подробный вариант можно отыскать в новгородских летописях, а вот составленная на их основании «Повесть о разорении Рязани Батыем» широко освещает осаду и падение города. Но «Повесть» - это все же произведение древнерусской литературы, хоть и отнесенное многими исследователями к лучшей после «Слова и полку Игореве». Повестью «выпущена в свет» и легенда о подвиге Евпатия Коловрата
После разгрома в прежнем виде Рязань существовать уже не будет, о чем тоже существует множество версий и домыслов. Кто-то говорит о том, что жизнь в истребленном городе полностью прекратилась, кто-то о том, что теплилась вплоть до 17 столетия. Истина, наверное, где-то посередине. Впрочем, в пользу последней версии говорят многочисленные археологические находки - половина из числа найденных керамических изделий датируется второй половиной 13-14 вв. Эти экспозиции также выставлены в Рязанском музее
Исследования Старой Рязани начались еще в 1836 году. Экспедиции сменяли друг друга, и за все время работы на городище были обнаружены фундаменты всех трех некогда бывших здесь каменных храмов, множество предметов искусства, украшений и остатков жилья.
В наш визит в городище также велись работы, а в самом конце поля, в тени деревьев от жары пряталась палатка археологов. Представляю, как тяжело, наверное, работается ребятам под палящим солнцем.
Городище Старая Рязань популярностью у путешествующей братии пользуется, несмотря на почти полное отсутствие каких-либо экспозиций. Развалины церкви Бориса и Глеба по сути единственная постройка, располагающаяся на поле. Каменная арка, оставшаяся от церкви, к одноименному храму первой Рязани отношения конечно же не имеет, но именно этот остов в основном и привлекают путешественников.
Впрочем, смотрится он вполне фактурно и предает месту определенный колорит
Борисоглебская церковь появилась на городище в конце 19 века, на средства местной помещицы Стерлиговой. Начинание вроде благое, да и задумывался храм в память о древнем предшественнике, но вот исполнение подкачало. Строительство новой церкви велось на фундаменте старого, подлинного храма, тем самым уничтожая остатки древнего, исторического наследия.
Новой церкви просуществовать долго тоже не пришлось. Еще в 1941 году его начали разбирать на щебенку для строительства дороги, а завершили слом только через шесть лет, да и то не до конца и живописные развалины до сих пор остаются на месте.
Прогуляемся по полю.
Рядом, в густых зарослях просматриваются остатки фундамента другого собора – Успенского, обнаруженного одной из археологических экспедицией.
В 1996 году на территории городища был установлен поклонный крест Кириллу и Мефодию, как символ веры и воплощение силы русского духа
С высокого берега открывается вид на Окские просторы, и эта панорама действительно завораживает. Отсюда хорошо просматривается лента реки и плавающий в дымке горизонт, раздолье заливных лугов с зеркальцами разбросанных озер и зеленеющие вдалеке перелески - красота!
Под горой виднеются домики одноименного села – Старая Рязань, а на противоположном берегу городок Спасск-Рязанский
И конечно такое древнее место не могло остаться без своих легенд. Помимо обязательных сказов о неисчислимых кладах, в спешке зарытых перед монгольским вторжением, широко распространена легенда об Алатырь-камне. О том, который бел-горюч и всем камням отец. По древнему преданию Алатырь упал с неба на остров Буян посреди моря-окияна и были на нем начертаны письмена Сварога. Из-под камня вытекает чудесный источник, дающий всему миру пропитание и исцеление, ну и т.д.
По легенде сей камень каким-то образом был привезен к стенам древней Рязани, чтобы даровать городу и жителям защиту. Но, как видно из истории, магия не помогла.
Где покоился камень все пролетевшие столетия, ответа конечно не найти. Местные говорят, что камень как лежал с незапамятных времен в овраге, так и продолжает себе полеживать. Но многие верят в его «неземное» происхождение и чудодейственные свойства и спешат прикоснуться к древней реликвии, оставляя нехитрые «приношения» в виде монеток. В наше время к «Алатырю» ведет натоптанная «паломническая» тропа и его посещение даже входит в некоторые туристические программы.
Найти камень достаточно просто.
От арки разрушенной церкви огибаем кладбище и проходим мимо фундамента Успенского собора. За ним откроются холмы высоких валов и овраг
Собственно, внизу оврага и покоится знаменитый камень
Официальная версия появления Алатыря достаточно интересна, хотя и напрочь лишена какой-либо мистики. По мнению ученых Рязанский «Алатырь» принесен ледником из далекой Карелии и пролежал в недрах земли более 200 тысяч лет. С постепенным ростом оврага камень обнажился и с тех пор, на радость путешествующим, покоится на его дне.
Версия вполне правдоподобная. Сразу вспомнилась Карелия, за время путешествия по краю озер и рек каменюк, всяческих размеров и калибров, нам встречалось великое множество.
А легенда все же красива и незримым штрихом добавляет месту романтического флера.
Сюда стоит приехать, и, конечно, не только ради остатков совсем не древней церкви и камня с легендами. Несмотря на споры и словесные баталии по поводу истинных событий вековой давности, факт остается фактом – Рязань началась здесь, на этом поле с крутым берегом и лентой реки внизу. Здесь история, которую не следует забывать. Она здесь, под цветущим лугом, надежно укрытая от глаз и ради этого незримого прикосновения, наверное, и нужно приезжать к городищу.
Под налетающим с Оки ветром шумит овсяница и покачивают головами васильки и бусинки пижмы, ветер гонит белые облака по бескрайне голубому небу, давно уже нет города-крепости, но оборонные валы крепко хранят память о славных и героических днях первой Рязани, города чье эхо еще блуждает по простору широко поля.
День, набрав силу, уверенно перевалил за половину, дорога вновь звала дальше. Рязанская область приглашала взглянуть не только на исторические и архитектурные красоты, но и заглянуть на мистическую ее сторону. Оставив за спиной валы Старой Рязани наш форд покатил дальше.
Всем ровных дорог и ярких впечатлений. Не переключайтесь.