Найти в Дзене
Руки на руле

Сколько дворцов хранит Рязанская область? Усадьба в Кирицах – фон Дервиз, Шехтель, все те же лица.

Рязанский область богата достопримечательностями и всякими диковинками, путешествуя по этому краю, только успевай делать остановки и впечатляться увиденным. Поразивший нас красотой необычной архитектуры Старожиловский конный завод (подробнее о нем здесь - Готический замок среди Рязанских просторов) остался позади, дорога запетляла черной полосой асфальта и в стороны разбежались поля и перелески. Но буквально через сорок минут езды регион вновь предлагает припарковать автомобиль, ведь среди зелени Рязанских просторов волшебным замком, будто сошедшим со страниц сказочных книг, высится усадьба фон Дервиза. Немецкая фамилия некогда знатного дворянского рода не раз встречалась нам в поездке по Рязанщине. Впервые мы услышали ее на станции Дивово затем был Старожиловский замок Павла Павловича фон Дервиза (ссылка выше), а завершить эту историю предполагалось в небольшом селе Кирицы, где фон Дервизов представлял старший из сыновей железнодорожного магната - Сергей Павлович. Если вам случится по

Рязанский область богата достопримечательностями и всякими диковинками, путешествуя по этому краю, только успевай делать остановки и впечатляться увиденным. Поразивший нас красотой необычной архитектуры Старожиловский конный завод (подробнее о нем здесь - Готический замок среди Рязанских просторов) остался позади, дорога запетляла черной полосой асфальта и в стороны разбежались поля и перелески. Но буквально через сорок минут езды регион вновь предлагает припарковать автомобиль, ведь среди зелени Рязанских просторов волшебным замком, будто сошедшим со страниц сказочных книг, высится усадьба фон Дервиза.

Немецкая фамилия некогда знатного дворянского рода не раз встречалась нам в поездке по Рязанщине. Впервые мы услышали ее на станции Дивово затем был Старожиловский замок Павла Павловича фон Дервиза (ссылка выше), а завершить эту историю предполагалось в небольшом селе Кирицы, где фон Дервизов представлял старший из сыновей железнодорожного магната - Сергей Павлович.

Если вам случится побывать в Старожилове, то настоятельно порекомендую проехать и до Кириц - так будет возможность увидеть сразу два необычных по строению Рязанских дворца. Да и расстояние между ними всего 43 км.

усадьба фон Дервиза находится в с. Кирицы Рязанской области, навигатор легко находит ее через поиск, но дополнительно приложу координаты 54.290934, 40.357906
усадьба фон Дервиза находится в с. Кирицы Рязанской области, навигатор легко находит ее через поиск, но дополнительно приложу координаты 54.290934, 40.357906

Интересна история и самого села. В начале 18 века в этом районе началось бурное развитие промышленности: на реке Кирице, пользуясь царскими льготами, иностранец Боленс строит чугунно-плавильный и железоделательный заводы, а буквально в четырех километрах от него, в нынешней деревне Старостеклянная, другой иностранец Белау ставит стекольный завод. Но к концу века и стекольное производство отходит в руки Боленса, предыдущий завод он разбирает, а в Кирицах ставит новый – по производству зеркал. Позже его сменит другой фабрикант – И.Генике, затем его дети, а затем фабрика перейдет к купцам Смольяниновым. К слову, зеркальная фабрика купцов считалась одной из лучших в России. Но со временем наступил кризис и в этом производстве. Последний владелец был вынужден продать и завод, и господский дом, и история Кириц снова переплелась с иностранной фамилией. Покупателем и новым владельцем стал Сергей Павлович фон Дервиз

С.П. фон Дервиз, изображение из сети
С.П. фон Дервиз, изображение из сети

Старший сын Павла Григорьевича фон Дервиза, известного концессионера и строителя железных дорог, сколотившего на этом огромное состояние, родился в 1863 году, рос во Франции, на одной из вилл отца. В Россию Сергей вернулся уже после трагической смерти родителя. Отучился в Петербургской гимназии, а затем и университете, два года на юридическом и год на историко-филологическом факультете. После совершеннолетия получил доступ к многомиллионному наследству почтенного батюшки, разделив его с младшим братом Павлом Павловичем.

Тогда Сергеем и было приобретено имение в Кирицах. Причем недействующая фабрика по производству зеркал, все еще оснащенная оборудованием и, после вливания определенных средств, еще готовая выпускать продукцию и, как следствие, приносить доход, его совершенно не интересовала. Завод был снесен, а на основе старого господского дома Сергей Павлович захотел построить новую усадьбу, да такую, что поражала бы воображение и формой, и размерами и новизной. Средства на это у него были и немалые, дело оставалось за творцом. И творец не преминул появиться – для воплощения творческой задачи в камень был приглашен набирающий популярность архитектор Федор Шехтель.

Ф.О.Шехтель, изображение из сети
Ф.О.Шехтель, изображение из сети

Имя Шехтеля также появлялось на страницах моего канала, при чем тоже в тесной связи с фамилией фон Дервизов - комплекс зданий Старожиловского конного завода, где властвовал младший из братьев, вышли из-под руки молодого архитектора.

У Федора Осиповича уже были небольшие работы в Москве, но творить в первопрестольной что-то крупное не позволяло отсутствие законченного профильного образования. А вот за ее пределами вполне.

Видение своего будущего замка Сергеем фон Дервизом и архитектурная смелость и новизна решений Шехтеля нашли друг друга. Стоит отметить, что наряду с основной деятельностью Федор Осипович занимался созданием декораций и костюмов для театров, проектировал сооружения для городских парков, работал он и в качестве художника-оформителя. С такой подготовкой за плечами закипела работа в Кирицах, в 1889 году был завершен первый этап строительства, а через девять лет полностью готовая работа архитектора увидела свет.

Согласитесь, внешний облик усадьбы никак не вяжется с более привычным видом поместий, где обитало преуспевающее дворянство. Увидев такой дворец скорее возникнет ассоциация с эпохой Возрождения.

-6

И, наверное, не зря, ведь в Кирицком замке тесно переплелось множество стилей: псевдоготический, мавританский, классицизм, барокко, модерн. Этот причудливый «коктейль» был смешан опытной рукой Шехтеля, чтобы на выходе получилось чудо изысканной архитектуры, не перестающей удивлять даже через сотню лет.

А представьте, когда этот замок только явился на обозрение тогдашней публики? Фурор, не иначе. Хотя творение Шехтеля пришлось по вкусу далеко не всем и отзывы его более опытных коллег были весьма противоречивы.

-7

Аляповато? Слишком «красочно»? Может быть. Но тем не менее, вычурность форм, с явным оттенком волшебства и сказки, мало кого оставит равнодушным. И даже минуя Кирицы транзитом, взгляд невольно выхватит из обычного пейзажа нехарактерную для нашей полосы постройку, коя среди Рязанских просторов смотрится вполне органично.

-8

Я извиняюсь за однообразность фотографий. Дело в том, что вход на территорию бывшей усадьбы запрещен, т.к. в настоящее время в ее стенах разместился детский туберкулезный санаторий и выбор ракурса доступен по сути лишь с небольшой «смотровой» площадки около парковки. Говорят, что потихоньку, на свой страх и риск, можно пробраться к замку со стороны Красных ворот, что находятся примерно в километре от усадьбы. Ранее, во времена фон Дервиза, ворота служили главным входом в поместье. У кого-то получается проникнуть внутрь договорившись с охраной на нынешнем главном входе. Мы проверять тайные тропы не рискнули, ограничившись обзором с «официальной» площадки.

Жаль конечно, ведь на территории еще много интересного, да и рассмотреть это великолепие поближе очень хотелось.

Ведь явив в предпоследний год 19 века миру архитектурное чудо фон Дервиз не ограничился одним лишь замком. Весь ансамбль включал в себя верхний зимний сад, каскад прудов, бассейны, беседки, мост, систему гротов и многое другое, объединенное конечно новизной «шехтелевского» стиля. Конечно, что-то было утрачено со временем, но некоторые элементы комплекса еще угадываются в сохранившихся постройках, как например столбик беседки с тематической крышей из «рыбьей чешуи» на краю верхней террасы.

От верхней к средней террасе и далее к оврагу вели две трехмаршевые лестницы, украшенные декоративными вазами и скульптурами дельфинов. Ведущая к реке ограда была сделана под крепостную стену средневекового замка. Остатки башен еще можно рассмотреть на территории, причем даже в полуразрушенном виде эти элементы смотрятся вполне фактурно

Еще ниже, на прудах, располагалась мельница, а дальше раскинулись фруктовые сады. Пруд все также посверкивает на солнце, купая в воде отражения облаков, но остатки мельницы разыскать уже не удастся

Вообще, даже с небольшого пятачка смотровой площадки становится понятно, какой размах и великолепие являла собой усадьба в годы ее появления, становясь с каждым годом все лучше. На протяжении семи лет наступившего 20 века формировался парковый ансамбль. В тени ухоженных деревьев, среди фонтанов и беседок забелели искусные скульптуры, а на высоком постаменте грациозно разместился кентавр

фото с сайта pastvu.com
фото с сайта pastvu.com

Шпили сказочного замка, поблескивая на солнце, гордо смотрели в небо, по вечерам окна расцветали огоньками и наверняка не раз в широких залах, поскрипывая паркетом, вальсировала приглашенная благородная публика, шипело в бокалах шампанское, ломберные столики знали вист, а за черно-белыми клавишами пианино не раз устраивался сам хозяин. Сергей Павлович знал инструмент, сам сочинял стихи и музыку на них. Еще в Петербурге он сблизился с композитором и пианистом А.С. Аренским и благодаря его советам весьма недурно владел пианино.

Отстроив такой шикарный замок, вложив в него просто баснословное количество средств, в Кирицах, к этому времени женатый уже во второй раз, фон Дервиз бывал только летом. Несмотря на размах усадьбы сосредотачивать жизнь только лишь в этой точке он не собирался. Помимо Рязанских владений в его собственности были особняк в Петербурге, дом в Москве, виллы во Франции и Каннах. Помимо домов, по России были разбросаны несколько тысяч десятин земли и плюсом огромное денежное состояние, полученное в наследство – Сергей был очень богатым человеком.

С.П. фон Дервиз с супругой Мариной Сергеевной Шенинг, изображение из сети
С.П. фон Дервиз с супругой Мариной Сергеевной Шенинг, изображение из сети

Счета деньгам он не знал и, говорят, что это лишнее и, в большинстве случаев пустое, расточительство и сгубило фон Дервиза. Коммерческой хватки и предприимчивости отца он не унаследовал. Тут вернее будет сказать, что пульс деловой жизни, минуя старшего брата, с новой силой забил в младшем – Павле Павловиче. Удивительное сходство, оба брата фон Дервиза тяготели к искусству, оба умели играть на пианино, сочиняли романсы и стихи, у обоих были огромные поместья,

но младший фон Дервиз при этом полностью сосредоточился на деле, коневодство под его управлением набирало обороты.

В сети полно сведений утверждающих, что Сергей Павлович просто «промотал» свое состояние. Ему не были чужды благотворительность - щедрые пожертвования в области просвещения, искусств, науки не были для Сергея редкостью. Так в большом зале Московской консерватории до сих пор находится орган фирмы «Кавалье-Колль» подаренный фон Дервизом. Стоимость инструмента и его доставка из Парижа стоили просто огромных денег.

Но не нужно думать, что Сергей только «мотовал». В его биографии значится и служба чиновником особых поручений при министерстве юстиции, и служба в министерстве финансов судя по наградам весьма успешная. В 1888 году он ненадолго занял место председателя правления Рязано-Козловской железной дороги, т.е. по сути хотел продолжить дело отца. Но не сложилось. Вокруг железнодорожных артерий всегда крутилось много денег и вместе с тем тонких деловых игр, участие в которых требовало «хватки». А вот с ней были проблемы. В сети часто приводят краткую выдержку из письма супруги крупного железнодорожного деятеля Н.Ф. фон Мекк к композитору Чайковскому, относительно событий в правлении. Вот чуть более расширенный вариант:

«В нынешнем году, благодаря богу, мы имели опять успех в рязанских выборах, но именно только с божьею помощью, потому что мы имеем против себя людей, которые не останавливаются ни перед какими средствами, пускают в ход сплетни, выдумки, клеветы, подкуп, обман, воровство. Вообразите, что они нанимали чужие акции и платили по шесть рублей за акцию, чтобы иметь голоса, так что, говорят, они издержали 112000 на нынешнее собрание и выставили больше полутора тысяч голосов наемными акциями. Но что возмутительно, это то, что все эти расходы делаются на счет этого несчастного Сергея Дервиза и что его тот господин, который устраивается на его счет доводит до разорения; это гадко и подло!»

До полного разорения Сергея к концу 19 века не довели, но начало было положено, а тут еще подоспели события 1905 года. Наверное, тогда, пошатнувшееся финансовое положение и начинающий раздувать искры ветер революции заставили сделать Сергея определенные выводы. Дожидаться, когда вспыхнет пламя он не стал, неспешно, в течении трех лет, распродал все свое недвижимое имущество в России, отправил за границу супругу и следом, завершив оставшиеся дела, отбыл сам. Назад он больше не вернется. Здесь, в отличии от брата Павла Павловича, его позиция была противоположной.

Кирицкая усадьба пустовать не осталась

усадьба до 1917 года, фото из сети
усадьба до 1917 года, фото из сети

Следующим владельцем сказочного замка становится Константин Александрович Горчаков - шталмейстер, тайный советник и прочая, прочая, из знатнейшего рода Горчаковых. Но сам князь во дворце, словно сделанным под его светлейший титул, не жил и почти не появлялся, а вскоре также отбыл за границу.

Пожар революции полыхнул, отгремел Октябрь, и осиротевшая усадьба была национализирована. К счастью дворцовый комплекс в угаре событий разрушен не был, но новая власть молодой страны не нуждалась в шикарных резиденциях, не нужны ей были и балы в широких залах, званые ужины, вист за ломберными столиками и старинные романсы.

В стенах сказочного замка разместилось сельскохозяйственное училище, а затем техникум.

фото усадьбы времен техникума, из открытых источников
фото усадьбы времен техникума, из открытых источников

Шло время, в некогда ухоженном парке сгущались тени разрастающихся деревьев, скульптуры, стилизованные под эпоху Возрождения, сменили статуи пионеров, постамент с кентавром канул в небытие - вместо него пришли другие герои. На внутреннем дворе появился памятник вождю мирового пролетариата, уверенным взглядом смотрящего на стены бывшей усадьбы, мол, верной дорогой идете товарищи.

К 1938 году назначение бывшей усадьбы вновь поменялось, было принято решение об открытии в ее стенах санатория для детей, больных костно-суставным туберкулёзом, каковой действует и по сей день. Сергей фон Дервиз окончил свои дни в Каннах, в том же, 1943 году, как и брат. Одна фамилия, одна дата, но какие разные судьбы.

Такова история.

Но у Кирицкой, как и любой другой уважающей себя усадьбы, есть легенды. Самая широко распространенная конечно о том, что здесь в 1947 году снимался фильм «Золушка» с Яниной Жеймо, Эрастом Гариным (уроженцем Рязани кстати) и Фаиной Раневской в ролях. С чьей-то легкой руки эта информация утекла в народ и «вуаля», легенда уже присутствует в некоторых путеводителях по области и пестрит на многих сайтах.

Кто-то даже узнает лестницу на которой Золушка штопала королю воротник, узнают и мост, по которому следовал праздничный кортеж будущей супруги Принца. Но слухи эти, конечно, ими и остаются. Натурные съемки фильма проходили на Рижском взморье и павильонах Ленфильма, замок же при съемках выглядел так

декорации к фильму, фото из открытых источников
декорации к фильму, фото из открытых источников

и конечно к Кирицам отношения не имел. Но меж тем, чего-чего, а ощущение сказки в Кирицкой усадьбе присутствует и поместье фон Дервиза уверенно поспорит за звание волшебного замка с любым фильмом.

Хватает в сети и прочих легенд. Так, по одной из них, поддерживающая боковой балкон фигура орла не просто так выполнена с повернутой в сторону головой. Взгляд хищной птицы направлен в то место, где зарыты несметные сокровища первого владельца усадьбы.

орла выделил красным кругом, фото ближе, увы, нет, по причинам, что обозначил выше
орла выделил красным кругом, фото ближе, увы, нет, по причинам, что обозначил выше

Интересно про какие богатства речь? Про промотанные фон Дервизом? Вряд ли что-то он оставил и от продажи всей недвижимости – жизнь в Каннах требовала средств.

Но все же среди череды легенд стоит упомянуть один факт, действительно привлекающий внимание. Как я уже говорил ныне в Кирицах действует санаторий для детей больных костным туберкулезом. И по злой иронии судьбы именно от этой болезни умерло двое детей Павла Григорьевича фон Дервиза, брата и сестры Сергея Павловича. Тогда, в 1881 году, ожидая на вокзале в Москве поезд с телом дочери Варвары, от разрыва сердца скончался и сам железнодорожный магнат.

скульптура детей П.Г. фон Дервиза на его вилле «Вальроз» в Ницце, фото из открытых источников
скульптура детей П.Г. фон Дервиза на его вилле «Вальроз» в Ницце, фото из открытых источников

Странное совпадение не правда ли? Остается только гадать случайно ли оно.

Но как бы там ни было, даже спустя сотню с лишним лет, до наших дней дошел прекрасный образец необычной архитектуры. И дошел в хорошо сохраненном виде. Да, пройти на территорию не получится, но, уверен, даже взгляд со стороны никого не отставит равнодушным.

-20

Здесь Шехтель реализовал свои первые крупные проекты, здесь формировался его уникальный стиль, определенный как «русский неоромантизм», как вступительное слово к «русскому модерну». Грациозность и вычурность форм замка восхищают и поныне, и уж точно ни идут ни в какое сравнение с современной архитектурой, состоящей преимущественно из стекла и бетона. Оставит ли таковая свой исторический след?

Усадьбы Сергея Павловича оставила.

Две разные судьбы, двух родных братьев из старейшего рода Дервизов, две усадьбы, разделенные километрами, но связанные художественным мастерством Шехтеля и одна история. История большой страны. И Старожилово, и Кирицы определенно заслуживают внимания, и визит ни к одному из двух замков не пройдет бесследно.

Августовский день добрался до середины, и нам пора было двигаться дальше. Градусник в разогретом на солнце автомобиле показывал за 30 градусов жары, но весело задувающий в окна ветер разгонял духоту. Вновь запетляла черная лента, бросаясь под колеса ровной трассой. От нынешнего центра Рязанского региона мы удалялись все дальше, но приближались к тому месту, что первым носило имя - Рязань.

Традиционно всем ровных дорог и самых ярких впечатлений.