Найти в Дзене
Юрист-юморист

Кому я должен - всем прощаю

Оглавление
Изображение с сайта pinterest.com
Изображение с сайта pinterest.com

Десять дней. Ровно десять дней - и очередной банк поднял лапки кверху. На этот раз - "Альфа-Банк" решил сделать хорошую мину при плохой игре.

В последние полгода-год я только и делаю, что избавляю своих читателей и их знакомых от необходимости платить кредиты, которые они не брали, да заставляю банки возвращать им их деньги, которые у них сперли со счета. Увлекательное, я вам скажу, занятие: до тех пор, пока я этим видом спорта не занялся, я понятия не имел, что можно заставить банк погасить кредит, который оформили на тебя мошенники, или сделать его ответственным за, по большому счету, собственную безалаберность.

Дорогие мои, если быть до конца честным, то за редким исключением в том, что на вас кто-то оформил кредит или списал с вашего расчетного счета деньги - виноваты вы сами. Это я вам заявляю совершенно ответственно, потому что за прошедший год я разобрал больше трех десятков таких историй и знаю, о чем говорю. Так или иначе, но в большинстве случаев человек либо не уделяет внимания информационной безопасности, либо покупается на такие мошеннические разводы, на которые давно пора перестать покупаться, потому что про них не знают люди, которые живут в сферическом информационном вакууме.

Я искренне не понимаю, как до сих пор находятся люди, которые не знают, что с Госуслуг никто и никогда не звонит, что "безопасных счетов" не существует, что Банк России не общается с физическими лицами, и не замечают, что под видом "удостоверения сотрудника Росфинмониторинга" им в WhatsApp присылают слегка отфотошопленное водительское удостоверение.

"Удостоверение сотрудника Росфинмониторинга" из личного архива автора
"Удостоверение сотрудника Росфинмониторинга" из личного архива автора

На самом деле их тьмы и тьмы, наивных граждан, которые, получив по WhatsApp вот такую картинку, немедленно верят в то, что именно им позвонил настоящий майор ФСБ, и что именно они и стали участником специальной операции по поимке мошенников, в ходе которой им просто необходимо набрать на себя кучу кредитов, перевести их на "безопасные счета", за что их наградят секретной медалью.

Еще одно слабое звено в вашей финансовой безопасности - ваши дети. Историй, какую я описывал вот в этой и в этой статьях, через меня за год прошло приличное количество.

Детки нам преподносят иной раз такие сюрпризы, что волосы дыбом становятся - но и в этих сюрпризах виноваты только и исключительно мы сами, и больше никто.

В первой истории родителям достаточно было поставить на свои телефоны нормальные пароли, во втором случае во избежание убытка в 120 тысяч рублей маме достаточно было оформить своей 13-летней дочери детскую банковскую карту, а не отдавать ей в пользование свою собственную дебетовую карточку, установив на дочкин же телефон банковское приложение. Песня, а не история: получив в пользование дебетовую карточку совершенно взрослого человека, 13-летнее дарование выпустило к ней в банковском приложении кредитку на 120 тысяч, перевело с нее на дебетовую карточку весь лимит и прогуляло его в рив гошах и бургер кингах с подружками.

Так что что бы вы мне ни говорили, дорогие мои, но в подавляющем большинстве случаев в том, что у вас попятили деньги, виноваты только и исключительно вы.

Особенно круто на этом фоне выглядит возмущение тех граждан, которые, самостоятельно натворив бед, потом требуют привлечь к ответственности банк, который... их не остановил. Ну, то есть, не пресек их же собственные действия, не проверил, добровольно ли они перечисляют свои или кредитные деньги мошенникам, не заблокировал их карточку - короче, вовремя не проверил: а не пора ли им поменять подгузник.

Однако, справедливости ради надо сказать, что банкам и самим не мешало бы периодически свои подгузники проверять, потому что косячат эти банки в отношениях с клиентами часто и густо. И именно с такими случаями я и работаю, именно в таких случаях я и отбиваю своих клиентов от долгов.

И знаете, что противно?

Только за эти осень-зиму ко мне обратились 16 человек, на которых были оформлены левые кредиты или у которых мошенники списали их накопления именно по вине банков.

Ни одному из них в ходе личной переписки банки не удовлетворили их претензии, написанные простым человеческим языком - когда человек просто обращается в поддержку и говорит: ребята, я только что узнал, что на меня оформлен кредит, который я не оформлял, и его у меня списали вместе с моими накоплениями. Давайте разберемся, что произошло?

Ни одному такому обратившемуся ни разу банк не ответил - ой, бро, слушай, правда, мы тут смотрим - ты-то живешь в Питере и у тебя 10 лет на нашу карточку приходила пенсия, которую ты ни разу за эти 10 лет не тронул, только проценты начислялись, а 9 сентября 2024 года ты внезапно в половине третьего ночи оформил на себя, находясь судя по данным устройства, с которого осуществлялся вход, в Долинске на острове Сахалин, три кредита на общую сумму 1,8 миллиона рублей, и все эти деньги до пяти утра вместе с твоими накоплениями в два миллиона рублей перевел равными платежами Магомеду Ивановичу Вайнерману в Калининград - а мы, блин, не усмотрели в этом ничего подозрительного и операции эти не пресекли, поэтому вот тебе твои деньги, дорогой наш клиент, а кредиты мы тебе погасили и прости нас, пожалуйста.

Ничего подобного, разумеется, банки ни одному из этих граждан на личные обращения в поддержку не ответили. Ответ всегда стандартный: оу, родной, ничего мы не знаем, мы на твой номер отправляли смс, ты вход в личный кабинет подтвердил, куда ты там чего кому отправлял - не наше дело, отменить операции мы не можем, не нравится - иди в полицию, пусть они ловят мошенников, мы им поможем, а ты давай кредиты нам плати, пока мы на тебя в суд не подали, имущество не описали и по ветру тебя не пустили.

И начинается долбежка по смс: у вас просрочка, просрочка, просрочка.

И вот так - ровно до тех пор, пока банк не получит нормальную досудебную претензию или исковое.

Ребята, внимание: из 16 вот таких случаев 1 раз банк ВТБ отреагировал и прислал сообщение о том, что все кредиты погашены, когда исковое было уже в суде, по одному случаю он же пока рассматривает претензию (сроки не вышли) и с "Яндекс-банком" претензией решить вопрос не получилось - нпридется отправляться в суд и там выигрывать.

Во всех остальных 13 случаях банки, получив досудебную претензию, ответили через 10-30 дней примерно одинаково:

Покаянное СМС от "Альфа-Банка"
Покаянное СМС от "Альфа-Банка"

Это, дорогие мои, окончание вот этой истории:

Веселуха та еще: женщина под Новый Год обнаружила, что на ней два кредита в Альфе и ее дочке и две страховки, в общей сложности история на миллион. При том, что она клиентом этого прекрасного банка никогда не была.

Как обнаружила? Проверяла в приложении "Сбера" кредитный потенциал, оказалось, что у нее просрочки по кредитам. Проверила кредитную историю - опамать, а она должница уже два с лишним месяца.

Стали выяснять откуда ноги растут - а на нее в мае в Альфе в другом городе дебетовая карточка открыта, а осенью на эту карточку кредиты выданы. И копия паспорта к договору прикреплена, причем сотрудником "Альфа-Банка" заверенная. И номер телефона доверенный, который никогд ей не принадлежал.

Вау! А как, говорит гражданка, вы со мной в мае договор на обслуживание счета открыли и копию моего паспорта российского заверили в Воронеже, если живу я в Москве и в мае в означенные даты вовсе даже в Турции отдыхала?

А "Альфа-банку" совершенно пофигу. Они дают вполне себе письменный ответ: ничего не знаем, договор оформлен на вас, кредиты выданы вам, платить будете вы.

Но это ровно до тех пор, пока не получили официальную досудебку. После этого через 10 дней приходит знаменательное смс - ай, простите, извините, вы ни в чем не виноватая, мы все кредиты закрыли и кредитную историю вам сейчас исправим.

Спрашивается: а можно было сразу? Или у вас, дорогой "Альфа-Банк", где-то в договоре есть пункт: "Вдруг прокатит?"

Самое неприятное, что очень часто прокатывает. Я даже представить себе не могу, сколько клиентов банков у нас, получив от службы поддержки отказ, просто умываются и платят долги по кредитам, которые они никогда не брали.

Сейчас опять с ВТБ разбираемся - там вообще песня: молодой человек еще в 2023 году поменял телефон, пришел в офис этого прекрасного банка, сообщил менеджеру о замене номера - получил на новый номер телефона сообщение о том, что его доверенный номер телефона изменен.

5 января этого года - сюрприз: с его счета списаны 1,1 миллиона его кровных. Платежами от 30 до 300 тысяч. Причем все переведены на ставки на спорт. Обращается в банк с вопросом - как такое могло произойти?

Выясняет: на его старый номер кто-то получил логин и пароль для входа в личный кабинет, сделали привязку СБП, через нее все деньги и ушли. И ничего, что номер старый, и он его давным-давно поменял и банку об этом сообщил, и фигня вопрос, что устройство использовалось для входа в личный кабинет, каким он никогда не пользовался, и вообще ерунда, что при замене сим-карты меняется ее индивидуальный номер и любой приличный банк приглашает к себе клиента, чтобы убедиться, что это он новую карточку с тем же номером получил, и вообще не имеет значения, что человек внезапно приличную сумму переводит на ставки, чего он никогда не делал - на все эти обстоятельства сейчас банки должны стойку делать моментальную и переводы блокировать по новому закону и распоряжению Эльвиры нашей Набиуллиной: чихать на это ВТБ хотел. Ничего не знаем, разбирайтесь с правоохранительными органами, пусть они мошенников ищут, ничего мы вам возвращать не станем.

Станете, дорогие мои. Еще как станете. До этого случая возвращали и в этот раз вернете. Досудебка уже пошла.

Так что восторги определенной части общественности по поводу того, что вот сейчас-то, после того, как банки обязали блокировать подозрительные операции и загрузили их финансовой ответственностью за переводы, которые сделаны без согласия клиента - они, друзья мои, были очень преждевременными. Тот, кто рассчитывал, что банки станут жестче контролировать действия мошенников и добровольно будут всем облапошенным клиентам компенсировать свои банковские косяки - сильно просчитался.

Пока кулаком по столу не шваркнете, да законом и их же внутренними документами не припечатаете сверху - будете банку должны за его же недоработку.

Подробнее об авторе канала и о его контактах для получения консультации по юридическим вопросам можно узнать, нажав на эту ссылку.

Адрес электронной почты для связи с автором находится в шапке канала.

Подписаться на телеграм-канал "Юрист-юморист: будни" можно здесь.