Фильм "Дракула" или "Дракула Брэма Стокера" или "Bram Stoker's Dracula" от 1992 года, снискал большую популярность в народе. Каюсь, поздно его посмотрел, но все равно посмотрел. Популярный персонаж за авторством Брэма Стокера раскрылся с новой стороны, каким его не видели прежде, а следом пошли видеоигры по фильму. Вот как раз видеоигры мне больше всего интересны. Про адаптацию на приставку Dendy я уже написал в статье "Дракула Брэма Стокера: Как его перенесли на Денди?". Существует версия Dracula и на Sega, и на Sega CD, и даже на Super Nintendo - про это я знал, но вот чего я не знал, так это о существовании игровой адаптации на MS-DOS, вышедшей в 1993 году.
Игру разработала и издала небезызвестная Psygnosis (серия Lemmings), взяв за первоисточник фильм Фрэнсиса Форда Копполы. В отличие от приставочных версий, здесь действие разворачивается только в замке графа, но играем мы всё так же за Джонатана Харкера. В этот раз агент по продаже недвижимости выступает не как смиренный гость и узник, а как настоящий варвар-убийца, который врывается в чужой дом и без лишних слов начинает шинковать обитателей, уничтожая их спальные места, а потом расправляясь с хозяином замка. Местный Харкер основательно подошёл к делу истребления тёмных сил и решил не допустить попадания кровопийцы в старую добрую Англию, так как у них своих кровопийц хватает.
Игра делится всего на три уровня, что вроде бы немного. Герой должен найти определенное количество гробов (несколько десятков на каждом уровне) и освятить их с помощью святой воды. Гробы являются не только удобным местом для сна, но и точкой респауна нечистой силы: скелетов, зомби, вампиров, антропоморфных летучих мышей (помните, в такую превратился Граф Дракула в фильме). Чтобы Джонатану было удобно убивать восставших из могил, игра имеет вид от первого лица и чем-то напоминает Wolfenstein 3D. Однако, в отличие от обилия экшена, который нам предлагает детище id Sotware, Bram Stoker's Dracula меньше ориентирован на перестрелки и больше на блуждания по лабиринтам уровня - это роднит её со старенькими Hovertank 3D или Catacomb 3-D. А ещё в этой игре я заметил небольшое сходство с Ultima Underworld из-за наличия инвентаря и необходимости производить боевые действия с помощью мышки. "Боевые действия" я назвал так, потому что некорректно было бы называть местную боевую систему как "перестрелки". Конечно, у Джонатана есть огнестрельное оружие - пистолет, но только одно из двух, а второе - нож. И вот так, с ножом и пистолетом, ему нужно уничтожить главного кровососа всей Трансильвании, а вместе с ним его подельников.
Оружие главного героя смачно пропитано святой водой, а магазины с патронами, что он находит на земле, все вылиты из серебра, так как он легко и непринуждённо убивает всю нежить. Разумеется, кому-то требуется больше выстрелов, кому-то - меньше, но в целом, таким скудным арсеналом Джонатан творит настоящие чудеса. Увлёкшись боевым аффектом, не стоит забывать про главную цель - освящение гробов, потому что сражаться здесь совсем не интересно, и это вас очень скоро достанет, как в общем и долгие блуждания. Ещё напрягает необходимость собирать с пола все вещи вручную, нет бы как в Wolf 3D или DOOM - наступил на любой предмет и автоматически его подбираешь. Смотреть вниз, на то что там лежит, необходимо, и не только ради боеприпасов, но ради ключей, отпирающих закрытые области, и ради вкусняшек: пополнить здоровье страдающего в неволе Харкера помогут разбросанные невидимым добродетелем курочка, хлебушек, сыр и даже бутылки с вином, от которых главный герой совершенно не пьянеет.
Уровни довольно похожи друг на друга, и крайнее ветвисты. Более прост первый уровень, который представляет собой сад замка и "предбанник". Гуляя по саду, можно поразиться утончённой натуре его хозяина, вместо деревьев посадившего колья с жертвами. Ну, с другой стороны, их не надо постоянно поливать. Второй уровень переносит нас в основные помещения замка с недружелюбными вампирами (или это его зомбированные рабы), а третий уровень, похоже, разворачивается где-то в гареме графа, потому что нам массово противостоят девушки в красивых и открытых одеяниях. Ну и гарем же у Дракулы - любой турецкий султан захочет под землю провалиться от зависти и стыда.
После освящения финального гроба на каждом уровне, перед нами появляется сам хозяин замка, Владос. Он жутко зол за то что вы отвлекаете его от работы со своим гаремом, поэтому сразу начинает атаковать Джонатана, не предложив ему присесть поужинать. В первой локации граф предстанет перед игроком в своих знаменитых доспехах, во второй локации уже в образе молодого метросексуала в цилиндре, а в третьей - в образе старика из начала фильма. И каждый раз нам нужно "убить" Дракулу трижды: после получения определённого количества повреждений, вампир превращается в гигантскую летучую мышь, а потом обратно возвращается в свою первоначальную форму. В любом случае, сколько бы форм он не применял, Дракула всегда сражается только в ближнем бою, и от него можно просто отбежать, чтобы попрактиковаться в стрельбе по движущейся мишени. Главное чтобы патронов хватило, так как этот старый ловелас очень живуч.
Итог
Опыт интересный и жанр игры вышел неожиданным, однако я бы не назвал игру захватывающей. Бесконечные блуждания с однообразным экшеном быстро навивает скуку и приводят к раздражению. Элементов ужаса, кроме первого уровня, в игре нет, внезапных испугов тоже, атмосфера слишком быстро стирается под скучным игровым процессом. Любителям фильма лучше поиграть в адаптацию на приставках - там и экшн бодрый, даже сейчас, и времени на прохождение нужно значительно меньше (в случае если вы умеете правильно нажимать на кнопки геймпада). А рассматриваемая нами Bram Stoker's Dracula под MS-DOS прекрасна только в плане музейного экспоната или в плане ностальгии тех, кто играл в неё в те далёкие времена.