Найти в Дзене

Река Мойка: от болот до городской реки

В первые годы существования Петербурга Мойка служила границей города. В тех местах, где сейчас расположены Казанский собор, Дом книги и Гостиный двор, вместо города находился лишь лес. Это трудно представить сегодня, когда большинство зданий здесь являются архитектурными памятниками. Название «Мойка» стало привычным для жителей Петербурга лишь в начале XIX века, хотя местные жители использовали его намного раньше. Слово «Мойка» вроде бы намекает на то, что в реке что-то мыли. Возможно, это действительно так: на её берегах когда-то находились популярные среди горожан общественные бани. Когда Санкт-Петербурга еще не существовало, на месте Марсова поля было болото с небольшой рекой, которая текла через леса и впадала в Неву. Ижорцы называли её Муя из-за гниющей зелени и тины. В русских летописях это слово преобразовалось в «Мья». Ижорское «муя» знаменует «грязный, мутный». В начале XVIII века Мойка выглядела не самым лучшим образом, так что о мытье речи быть не могло. В «Словаре петербурж

В первые годы существования Петербурга Мойка служила границей города. В тех местах, где сейчас расположены Казанский собор, Дом книги и Гостиный двор, вместо города находился лишь лес. Это трудно представить сегодня, когда большинство зданий здесь являются архитектурными памятниками.

Вид с Певческого моста/ источник Википедия / автор Alex 'Florstein' Fedorov
Вид с Певческого моста/ источник Википедия / автор Alex 'Florstein' Fedorov

Название «Мойка» стало привычным для жителей Петербурга лишь в начале XIX века, хотя местные жители использовали его намного раньше. Слово «Мойка» вроде бы намекает на то, что в реке что-то мыли. Возможно, это действительно так: на её берегах когда-то находились популярные среди горожан общественные бани.

Когда Санкт-Петербурга еще не существовало, на месте Марсова поля было болото с небольшой рекой, которая текла через леса и впадала в Неву. Ижорцы называли её Муя из-за гниющей зелени и тины. В русских летописях это слово преобразовалось в «Мья». Ижорское «муя» знаменует «грязный, мутный». В начале XVIII века Мойка выглядела не самым лучшим образом, так что о мытье речи быть не могло. В «Словаре петербуржца» Н. А. Синдаловского упоминалось, что выражение «беленько умойся» в Петербурге имело совсем иной смысл: "вымарайся" в мутной тинистой воде речки Мьи».

В 1711 году было осуществлено осушение болота, затем осуществили соединение Мойки с будущей Фонтанкой. Берега реки изначально укрепили деревянными сваями, после чего построили деревянные набережные. Дома начали появляться один за другим, и каждому владельцу жилья было дано указание следить за укреплением берегов и их чистотой. Правый берег реки Мойки стал первой границей города.

В конце XVIII века наводнение разрушило деревянные конструкции, что привело к возведению гранитных набережных. Следов от прежней болотистой речушки не осталось.

Мойка, как рукав Фонтанки, на плане 1705 года
Мойка, как рукав Фонтанки, на плане 1705 года

После создания города исток Мойки был перемещён: ее соединили с Фонтанкой через Лебяжью канавку, а само болото было засыпано.

Отдельной задачей было осушение территории рядом с Летним садом. До 1715 года Мойку соединяли с Невой через Лебяжью канавку и Красный канал.

В районе Зимнего дворца был также вырыт новый канал — Зимняя канавка.
Все эти гидротехнические работы позволили осушить обширные площади, и водный поток стал глубокой городской рекой. Пётр I лично провёл по ней первое судно и остался доволен результатами.

Ижорское Муя в писцовых книгах России стало упоминаться как Мья. Вероятно, такое изменение произошло из-за ассоциации с известными словами «мыть» и «мою». В народной среде труднопроизносимое Мья трансформировалось в более привычное Мойка, и оба названия некоторое время существовали одновременно. Официально название Мойка было утверждено в 1797 году.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь:

Реки
5652 интересуются