Джеку Кирби часто не везло. Он творил в достаточно тяжёлое время для создателей комиксов. Труд художника, который «тянул» на себе целые фирмы и многие годы был локомотивом Марвел, оплачивался очень скромно. А он ради этой работы отдал многое, в том числе и собственное здоровье. До этого он чуть не отдал жизнь за свою родину, лишь чудом пережив немалый срок службы в полковой разведке. Много было невезения в его жизни, но была и одна невероятная удача.
Эту удачу звали Розалинда Гольдштейн, или Роз, как её называли куда чаще. С Розалиндой познакомился ещё не Джек Кирби, а Джейкоб Куртцберг, который переехал вместе с семьёй в Бруклин. Он уже начал свою карьеру и выпускал первые комиксы под разными псевдонимами, их было много, например — Джек Кертис. Они поселились в одном здании и там познакомились. Джек был очень застенчивым, при этом их знакомство началось со спальни!
Чуть ли не первое, что сказал Джек при знакомстве: «Хотите посмотреть мои офорты?» — и сразу же сконфуженно добавил: «Рисунки, что я делаю по работе». Роз подумала: а что может случиться плохого? «Его родители в соседней комнате, мои родители в соседней комнате, почему бы и нет?» И пошла. Джек показывал ей свои работы, рассказывал про искусство и восхищался им. А Роз… Позвольте ей рассказать о своих ощущениях самой:
«И вот он приводит меня в свою спальню, и — можете ли вы в это поверить? — у него там действительно были гравюры. Он показал мне все эти рисунки, включая страницы, которые он рисовал с Капитаном Америкой. Он показал мне первые комиксы, которые я когда-либо видела, но меня больше интересовал Джек. Я начала думать, как он будет выглядеть в плавках».
Молодые люди начали встречаться, и небольшая разница в возрасте их не смущала: Роз не было ещё даже 18, а Джеку было 23. У них в это время были шикарные свидания. Джек поднимался на второй этаж и обедал с родителями Роз, а Роз спускалась на первый этаж и обедала с семьёй Кирби. А потом они шли гулять и в кино. Романтика и экономия.
При этом нельзя сказать, что её родители одобрили этот роман. Семья девочки была, мягко говоря, не очень богатой, скорее даже бедной. У Розалинд была астма, но она помогала родителям в работе. Её родители делали одежду: отец — портной, мать — швея. Маленькая Роз помогала матери по ночам работать над платьями — это как раз то, что нужно девочке с астмой. Позже она работала на производстве нижнего белья и много работала с чертежами. В первую очередь Роз прекрасно научилась пользоваться кистью и могла помогать мужу в его работе художника. То, что Джек Кирби был художником, порождало волны скепсиса у её родителей. Причина банальна — деньги. Их платили художникам далеко не много, хоть оборот уже был огромным. Однако Роз своё счастье оценила и отдавать никому не собиралась (судя по описаниям их современников, в этом вопросе мнение Джека учитывалось, но было второстепенным). На восемнадцатый день рождения Роз получила кольцо, а через два года они официально поженились.
Как иногда удивительно складывается история: родители Джека считали, что он занимается ерундой, но на его деньги переехали в Бруклин (он их содержал, поэтому не был призван в армию). Родители его жены считали, что он не сможет прокормить жену, но молодая семья жила за его счёт в отдельном жилье.
23 мая 1942 года Розалинда Гольдштейн стала миссис Куртцберг. Позже, когда её муж официально сменил имя, она стала миссис Кирби. Они сняли большую и достаточно дорогую квартиру. Молодой художник был тем ещё мастером пускания пыли в глаза. А может быть, дело было в том, что сам Кирби всегда хотел большую семью и не скрывал этого.
Война стала серьёзным испытанием. Джек писал письма, а Роз хранила их до конца жизни, сохраняя как главное сокровище. Она получала их каждую неделю, пока Джек был на «мирной земле», и лишь изредка — пока он был в холодных европейских окопах.
Уже позже, когда военные переживания ушли в прошлое, Роз потешалась над Кирби, ведь он был автомехаником, у него даже диплом был соответствующий, в армии выдали! А он не способен был даже колесо поменять в автомобиле. Особую прелесть шутки заключалась в том, что родители Джека просто до ужаса хотели, чтобы он стал автомехаником. Джек не оставался в долгу и называл свою жену «дешёвой женщиной», ведь она жила этажом выше, и ему не нужно было далеко ходить на свидания. Молодые влюблённые были очень красивой парой, можете убедиться в этом на фотографиях. Спасибо их внуку, который опубликовал их в Твиттере в общем доступе.
После того как Кирби вернулся домой, у него родилась дочь, уже в 1945 году. Через три года — сын. Ещё две дочери — в 1952 и 1960 годах. Сьюзен, Нил, Барбара и Лиза — серьёзную команду собрали Джек и Роз впритык к сорока годам главы семьи.
А ещё достаточно несобранный в бытовых вопросах Джек стал хорошим отцом, который, даже работая из дома (что он делал очень большую часть времени), уделял внимание жене и детям, вставал по ночам, чтобы посмотреть за ними, когда они были совсем маленькими, жертвуя своим сном.
Роз не ограничивалась ролью спутницы жизни — её присутствие пронизывало все грани существования Джека, сливаясь с ритмом его творческих поисков. Хотя её пальцы не танцевали с пером над рукописями и не выводили контуры персонажей (лишь изредка оживляя рисунки тушью), именно она сглаживала колоссальное количество проблем Джека, в основном из-за особенностей его личности. Его многочисленные сомнения она превращала в упрямство гения. Её мудрость становилась компасом в лабиринтах профессиональных решений, а спокойный голос гасил вспышки негодования.
Роз можно хвалить бесконечно. Совершенно непонятно, что бы стало с Кирби, если бы у него не было такой жены. Кроме того, что она родила ему четверых детей, эта милая леди занималась бытом, давала советы в творчестве, контактировала с адвокатами, морально поддерживала Джека в любой ситуации, даже когда у него были очень сложные периоды жизни. Джек Кирби был одержимым гением. Ему был жизненно необходим человек, который возьмёт на себя ответственность за все другие сферы жизни, кроме творчества. И Роз таковой стала. И была такой вплоть до его смерти и даже несколько дольше. Гениальным людям очень нужны такие Роз, иначе даже сильнейший разум может не выдержать постоянной перегрузки.
В одном из интервью уже пожилая Роз вспоминала, как они однажды съездили в отпуск, в Израиль, посмотреть на Стену Плача, вложить записку. Джек шутил, что там было написано «спасибо за отпуск», но шутил ли? Джек долгое время хотел поехать в это место и смог выбраться лишь в совсем солидном возрасте. Он всю жизнь чудовищно много работал. А ещё человек, который нарисовал вагон летающих супергероев, боялся летать. Очень сильно. Когда Джек и Роз летели в Италию, ей пришлось практически его споить, чтобы посадить в самолёт.
Вспоминала Роз и о том, как Джек реагировал на первых фанатов, которые приходили к нему домой в 1960-е годы. Тогда Шел Дорф (человек, который основал San Diego Comic-Con) просто привёз к ним домой группу людей, и они практически до утра сидели у бассейна и разговаривали про комиксы. К Джеку вообще очень часто приезжали люди, в том числе и практически незнакомые. С возрастом он стал очень открытым человеком (особенно когда у него появилось время на что-то, кроме комиксов). Джек настолько часто рассказывал некоторые военные истории, что Роз выходила погулять, так они осточертели за многие годы.
Они были вместе до конца жизни. В 1994 году Джек Кирби умер (Джо Синнотт нарисовал специально для Роз одну иллюстрацию, мы прикрепили её ниже). Ему было 77 лет, он прожил долгую жизнь, но Роз продолжала принимать гостей дома, посещала мероприятия от имени Джека Кирби, боролась за его творческое имя. Когда она приехала на Comic-Con в Сан-Диего, собравшиеся стояли и хлопали ей, как когда-то аплодировали Джеку. Чуть позже Марвел практически вынудили назначить пенсию для Роз (тонкости внутриполитической и социальной жизни в США оставим для историков), и она поклялась, что будет жить вечно, чтобы эта компания потратила как можно больше денег, которые она никак не хотела платить Джеку Кирби, человеку, который изменил комиксы.
В 1998 году Роз умерла, и на её похоронах прозвучали прекрасные слова, которыми я себе позволю закончить этот текст. Их автор — друг семьи Кирби Марк Эванье.
«С ними никогда не было скучно. Я помню, как Джек рассказывал историю о том, как однажды он сидел в своей студии, когда Роз возвращалась домой из магазина. Её нога соскользнула с тормоза, и она проехала через заднюю часть гаража прямо на рабочее место Джека. Никто не пострадал, а Джек, как ни странно, наслаждался шоком от всего этого. Он сказал мне: “Я сижу там, рисую, и слышу шум... и вдруг, вот Роз проходит прямо сквозь стену”. Затем он сделал паузу и добавил: “Знаешь, мы женаты полвека, и она всё ещё находит способы удивить меня”. Не менее странным образом, я думаю, Джеку бы понравилось то, что она пережила его на несколько лет. Не то чтобы кто-то желал ей этой потери, но она заслужила это короткое время в центре внимания».
___________________
Автор текста: Кирилл Латышев
Написано специально для блога CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.
Не пропустите так же наш телеграм-канал ↩— о фильмах, играх, комиксах и всё таком, информативно и с юмором в удобном формате.
Предложить статью за вознаграждение — сюда или на почту.
🎲🎥 Читайте также: