Найти в Дзене
АиФ – Урал

«Горбачёв пил чай в одиночестве». Фотокор — об уникальных кадрах

Оглавление
   Владимир Казаков пришёл работать фотокором, будучи самоучкой, но при этом добился профессиональных наград.
Владимир Казаков пришёл работать фотокором, будучи самоучкой, но при этом добился профессиональных наград.

Екатеринбуржец Владимир Казаков рассказывает, что когда-то ему довелось сфотографировать трёх президентов: Михаила Горбачёва, Бориса Ельцина и Владимира Путина. А недавно он создал целую музейную экспозицию фотоаппаратов, которую бесплатно показывает горожанам. Подробнее – в материале ural.aif.ru.

Стать фотокором!

В уралмашевском филиале Библиотечного Центра «Екатеринбург» стоят старые модели фотоаппаратов, увеличители, похожие на гигантские микроскопы, на полках лежат книги и журналы, связанные с искусством фотосъёмки. Владимир Казаков, передавший свою коллекцию этой библиотеке, увлечённо рассказывает всем желающим о том, как менялась аппаратура, а вместе с ней – история страны.

«В детстве я записался в фотокружок по месту жительства, на Уралмаше, – вспоминает создатель экспозиции Владимир Казаков. – Как-то раз я занял второе место на районном фотоконкурсе. Тогда мама купила мне дорогой плёночный фотоаппарат, стоивший 40 рублей 50 копеек, а её зарплата составляла 80 рублей. То есть она потратила на него половину заработка, а ведь нас у неё было трое!»

Когда пришло время проходить срочную службу в армии, Владимиру предложили взять на себя обязанности штатного военного фотографа, который уволился. Правда, от основных обязанностей его это не освобождало, а делать снимки можно было лишь в свободное время. «В тот период я открыл для себя журнал «Огонёк», – вспоминает он. – Там публиковали фоторепортажи на целые развороты. Смотрел на них и мечтал попасть в это издание». Можно сказать, мечта осуществилась, но не совсем так, как он того хотел: желанную работу он получил, но не в «Огоньке». После армии юноша выучился на фрезеровщика, устроился на должность фотокорреспондента в заводскую газету, и лишь затем ему удалось перейти в крупные издания.

   В коллекции Владимира есть фотоувеличители, которые сейчас смотрятся весьма необычно. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
В коллекции Владимира есть фотоувеличители, которые сейчас смотрятся весьма необычно. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

«Чай» с Горбачёвым

Как рассказывает Владимир, фотолаборатория, в которой он работал, находилась подвальном помещении. Секреты хорошего кадра приходилось узнавать из книг и журналов, выхода которых он ждал с нетерпением. Там писали, к примеру, как увеличить чувствительность плёнки, чтобы запечатлеть бегущего спортсмена. Для этого на неё капали специальным химическим раствором.

В то время количество кадров на плёнке было строго ограничено, а в маленькое окошко объектива не всегда было видно всю картину. «Опытный коллега советовал приходить на любую встречу за час или полтора, чтобы заранее выстроить кадр, – рассказывает Владимир. – За плёнку надо было отчитываться в бухгалтерии. Приходилось доказывать, почему я каждый раз делал три фотографии, а не одну. Мне хотелось, чтобы редактору было из чего выбрать».

Увлечённый молодой человек совершенствовал свои навыки даже после работы. В свободное время он делал художественную съёмку, например, жены и детей или городских улиц. Не удивительно, что с таким подходом он стал получить профессиональные награды. Самая памятная из них – за съёмки в роддоме. К слову, его удивила 15-летняя девушка, которая родила малыша.

Среди фотографий, которые делал Владимир, есть поистине исторические кадры. Например, он запечатлел президентов страны. «Я сфотографировал Бориса Ельцина, когда тот был первым секретарём обкома, – вспоминает бывший фотокор. – Затем мне удалось снять его, когда он приехал к нам, уже будучи президентом. Я фотографировал и Владимира Владимировича, когда тот приезжал на Урал». Необычный эпизод произошёл, когда в город прибыл Михаил Горбачёв. «Его пригласили, помимо всего прочего, посетить Библиотеку Главы города (ныне Библиотечный Центр «Екатеринбург»), – рассказывает Владимир. – В какой-то момент он остался в одиночестве, пил чай, и я спокойно подошёл к нему – сделать несколько кадров».

   Владимир с теплотой хранит фотоаппарат, который мама купила ему после участия в районном конкурсе. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович
Владимир с теплотой хранит фотоаппарат, который мама купила ему после участия в районном конкурсе. Фото: «АиФ-Урал»/ Дарья Попович

Человек-клад

Выйдя на пенсию, Владимир начал коллекционировать фототехнику. Часть аппаратуры у него уже была с того периода, когда он работал в газетах, что-то дарили друзья. Однажды его внучка пришла записываться в библиотеку и, разговорившись с заведующей, рассказала ей об увлечении дедушки. Та пригласила его разместить фотоаппараты в пустующем зале. Так экспозиция оказалась в филиале № 2 Библиотечного центра «Екатеринбург».

«Невозможно было не поддержать этого энтузиаста! Это чудо-человек, просто клад! – с улыбкой рассказывает заведующая филиалом Ольга Мезенцева. – Он предоставил нам свою коллекцию, и мы увидели, как людям это интересно. А потом самым чудесным образом в нашем главном здании списали деревянные стеллажи. Мы их забрали и заполнили экспонатами. Главное, что Владимир Александрович привёл к нам новую аудиторию! Сюда приходят дети, и он проводит для них экскурсии и мастер-классы. Эти ребята становятся нашими читателями».

По словам Владимира, подростки с трудом верят, что когда-то мир не был цифровым. Необычными им кажутся проекторы для диафильмов. А некоторые фотоувеличители вообще похожи на что-то космическое.

Ольга Мезенцева отмечает, что с появлением экспозиции фотоаппаратов филиал библиотеки развивается. Туда приходит больше людей, и некоторые приносят новые экспонаты. «Владимир познакомил меня с ещё одним интересным человеком, – говорит она. – Речь идёт о Владимире Шардакове, который собрал внушительную коллекцию патефонов. Мы выставим её у нас на время, ближе к весне. Кроме того, он обещал нам привезти пробитые пулей каски и оружие времён Великой Отечественной войны, найденное под Ленинградом. Его мы тоже разместим на стеллажах».