ЧАСТЬ 1. Нежданный гость
Людмила уже собиралась ложиться спать, когда услышала настойчивый стук в дверь своей квартиры. Обычно в это время к ней никто не приходил, поэтому она насторожилась. Девушка встала с дивана, накинула халат и подошла к глазку. За дверью чернели силуэты, но разглядеть, кто именно, не получалось.
— Кто там? — негромко спросила Людмила, стараясь не выдать охватившего её беспокойства.
— Это я, Диана! Открой, пожалуйста! — раздался голос за дверью.
Людмила удивилась. С Дианой она была знакома всего несколько недель: они вместе работали в супермаркете. Удалось неплохо пообщаться за это время, даже отпраздновать вместе день рождения Людмилы пару дней назад. Но дружба ещё не успела окрепнуть, поэтому столь поздний визит был очень странен.
Дверь открылась. На пороге действительно стояла Диана, кольцом обхватив худенькие плечи своей маленькой дочки Оли. Диана выглядела напуганной, как загнанная в угол женщина, а у ребёнка глаза были красные от слёз. Людмила сразу заметила на лице Дианы большое красное пятно.
— Пусти нас пожить, хотя бы на пару дней! — выдохнула Диана, глядя на Людмилу умоляюще.
— Конечно, заходите, — коротко ответила Людмила, пропуская незваных гостей внутрь.
Когда Оля вошла в гостиную, стало заметно, как она дрожит и сжимает кулачки. Дети вообще тяжело переносят ссоры и побои. А тут ещё такой поздний час. Людмила решила не допрашивать Диану сразу и помогла ей с дочкой уложиться на раскладном диване.
— Расскажешь, что у тебя произошло? — спросила она, когда они проводили Олю в душ и приготовили для неё горячий чай с печеньем.
— Позже, — вымолвила Диана, уводя дочку спать. — Пусть Оля сначала успокоится.
Людмила кивнула и пошла на кухню, поставила чайник и приготовила чистые полотенца, понимая, что гостьям, судя по всему, придётся остаться не на одну ночь. А ведь у неё самой в последнее время дел было полно: и водительские курсы, и конфликты с бывшим мужем, да ещё свекровь то и дело донимала звонками. Хотя свекровь, по сути, уже и не свекровь, ведь Людмила давно не жена её сына, однако женщина всё равно лезла с нравоучениями.
Спустя полчаса, когда Оля уснула, Диана вернулась на кухню. Она старалась не смотреть на отражение в блестящей дверце микроволновки, где чётко проглядывался здоровенный кровоподтёк на скуле.
— Твой муж..? — аккуратно начала Людмила, хотя знала, что у Дианы нет официального супруга.
— Точнее, сожитель, — поправила Диана. — Серёжка мой… совсем взбесился. Налетел с кулаками, орал, что я изменяю ему, будто я любовница чья-то! Хотя это он бегал к каким-то женщинам. Говорил, что я «жена изменяет, жена не жена», мол, вообще не понимаю, как мы с ним живём. Да и называл меня разными гадостями… А ещё про Олю кричал, что она не его дочь. Урод!
— Господи… — тихо проговорила Людмила и налила подруге крепкого чёрного чая. — Так и оставил вас без вещей?
— У нас ничего не получилось взять. Я схватила пару игрушек и куртку, когда бежала.
Людмила тяжело вздохнула. Она сама недавно переехала в эту квартиру после развода, потому что её бывший муж выставил требования: «Живи, где хочешь, только не в нашем общем доме». Да, теперь это дом его и новоявленной возлюбленной. А Людмила, выйдя официально из статуса жены, вдруг оказалась в положении одинокой женщины, у которой, по сути, нет ни свекрови, ни тестя на своей стороне. Была лишь работа, небольшие накопления и желание строить жизнь по-новому.
— Ладно, Диан, ночуйте. Что-нибудь придумаем потом, — промолвила Людмила, мягко касаясь руки гостьи. — Главное, ты не унывай. Жизнь ломается, а мы её чиним, как умеем. Пока чай допивай и ложись спать, утро вечера мудренее.
ЧАСТЬ 2. Путаница под одной крышей
На следующий день Людмила и Диана вместе отвезли Олю в детский сад. Та всё время молчала и, лишь крепко прижимаясь к маме, смотрела огромными глазами, полными страха. Людмила понимала: дети очень тонко чувствуют обстановку. А сейчас вокруг Оли — сплошной хаос.
В супермаркете, где они работали, Диана попросила поставить её фасовать товар, чтобы не мелькать перед покупателями с синим лицом. К концу рабочего дня обе устали: Людмиле, как управляющей, надо было разгрести кучу отчётов, а Диане — отработать недостающие часы и забрать дочь.
Вечером Диана вернулась в квартиру Людмилы пораньше — ключи она получила днём. Людмила же, отходя от очередного неприятного разговора с бывшей свекровью по телефону (та кричала, что «невестка» вела себя непочтительно, а теперь обязательно закрутит любовь с кем-нибудь), задержалась в офисе почти до девяти.
Когда Людмила подошла к дому, заметила, что вызвонить Диану не удаётся. Та не отвечала на звонки. На улице было промозгло, шёл мокрый снег, Людмила начинала злиться. Девушка позвонила, наконец, тёте Кате с первого этажа, чтобы та впустила её через домофон.
— Забыла вторые ключи? — покачала головой тётя Катя, впуская Людмилу.
— Точно, голова моя дырявая, — призналась она.
Поднявшись к своей двери, Людмила долбилась в неё несколько минут. Ответа не было, лишь через щель кое-как слышался шум телевизора. Вдруг дверь резко распахнулась. Перед Людмилой предстала Диана, мокрая с головы до пят — видимо, из ванны или душа, только полотенце вокруг фигуры.
— Прости, прости! — забормотала гостья. — Я забыла, что у тебя нет ключей. Надела наушники и ничего не слышала!
Людмила чуть не взорвалась от злости, но сдержалась. Заметив, насколько растерянной выглядит Диана, она лишь нервно сжала зубы и прошла в комнату. На диване сидела Оля, в свитере под шум какого-то мультика. Глаза у девочки всё ещё были затравленные, как у испуганного зверька.
— Иди пить чай, Люд, я поставила чайник, — предложила Диана виновато. — Извини меня, пожалуйста.
— Проехали. Считай это нашей маленькой ошибкой, — смягчённо ответила Людмила, — но дальше давай координироваться, хорошо? Сто раз перечитаю афишку на двери, чтобы не забыть второй комплект ключей.
Диана согласно кивнула. Они пили чай, рассказывали друг другу забавные случаи с работы, но напряжение никуда не исчезло. Оля то и дело вздрагивала на громкие звуки, и Людмиле было её отчаянно жаль.
ЧАСТЬ 3. Нежеланная проверка на прочность
Прошли ещё два дня, и Людмила всё больше понимала, что соседство с Дианой и Олей — дела не такой уж короткий вариант. Девочка неизбежно во всё вмешивалась: она выцарапала фломастерами рисунки на паркетном полу, перевернула коробку с косметикой Людмилы, а один раз, пытаясь спрятаться от воображаемой угрозы, уронила торшер.
— Диан, а что вы планируете дальше? — робко спросила Людмила на четвёртый вечер.
— Я ищу жильё, — ответила Диана, отводя глаза в сторону. — Хотя знаешь, у меня нет лишних денег, а везде риелторы хотят свой процент.
Людмила вздохнула. Она понимала: с одной стороны, нужно помочь, потому что Диана — одинокая женщина с ребёнком и живёт в страхе перед побоями «мужа» (а точнее, гражданского). С другой стороны, у самой Людмилы есть личная жизнь, хоть и слегка подпорченная разводом. Она недавно встретила приятного мужчину, Андрея, и по пятницам обычно приглашала его к себе. Но в присутствии Дианы и Оли это вряд ли возможно.
Когда настала пятница, Людмила попробовала деликатно предложить:
— Диан, я сегодня хотела встретиться со своим другом. Он обычно приезжает ко мне. Может, вы с Олей где-нибудь остановитесь на вечер? Или хотя бы в выходные?
— Да мы вам прям кость в горле! — Диана нахмурилась, в голосе послышались стальные нотки. — Ну иди тогда к своему любовнику сама, ему что, западло тебя у себя принять?
Услышав это язвительное замечание, Людмила напряглась, но сохранила спокойствие.
— Ты же знаешь, у него там сын от первого брака. В доме тёща и тесть наездами, все стены тонкие. Но не будем о грустном — просто я не хочу тащить тебя и Олю на улицу. Я… ищу компромисс, понимаешь?
— Компромисс, говоришь? — Диана усмехнулась, и её смех был какой-то холодный, хлесткий. — А по мне так всё ясно: тебе мешают мерзкие постояльцы, у которых нет денег на новую квартиру. Что ж, ладно, посмотрю ещё варианты завтра.
От этой колкой речи Людмиле стало не по себе. Она старалась вести себя по-доброму, но понимала, что терпение на исходе.
Свидание с Андреем она в итоге отменила. Целый вечер прошёл в напряжении: Оля капризничала, что-то рисовала на бумаге, но периодически пыталась рисовать и на обоях. Людмила вовремя остановила её, напомнив о том, сколько стоит её ремонт.
ЧАСТЬ 4. Пик терпения
Субботним утром Людмила планировала наконец выспаться. Но в восемь утра к ней в спальню пробралась Оля. Маленькая гостья трясла её за руку и со слезами просила поесть. Дианы нигде не было видно.
— Где твоя мама? — недоумённо спросила Людмила, поднявшись с постели.
Оля лишь пожала плечами. На столе в коридоре лежала записка: «Уехала смотреть квартиру. Вернусь часа через два». Людмила шумно выдохнула. По-хорошему, Диана могла бы подождать до более позднего времени или попросить Людмилу приглядеть за дочкой заранее, а не сваливать всё втихаря. Но, видимо, она слишком занята поиском дешёвого жилья.
Людмила накормила Олю кашей, включила ей мультики на ноутбуке и пошла переодеваться. Но не успела она заглянуть в ванную, как услышала какой-то звон и хруст.
Выскочив в гостиную, девушка увидела, что Оля бьёт ладонями и ногами по дорогому ноутбуку, защищая от «злодеев» мультяшного героя. Дисплей трещал под ударами.
Людмила кинулась к дивану, в ужасе выдернула технику из рук ребёнка.
— Ты что делаешь?! — воскликнула она взбешённо и тут же спохватилась, что орёт на ребёнка. — Оля, ноутбук так ломается, его нельзя бить!
Девочка разревелась и спряталась под кухонный стол. Людмила посмотрела на ноут: экран был чуть надломлен, но кажется, ещё работал. «Господи, влетит мне в копеечку эта история», — подумала она с горечью.
Через час вернулась Диана с пакетом пирожных. Увидев заплаканную дочь, она с потухающим любопытством поинтересовалась, что случилось. Людмила, не скрывая раздражения, рассказала о произошедшем.
— С ноутом ничего? — рассеянно поинтересовалась Диана, будто речь шла о пустяке.
— Да, «ничего». Починка пару тысяч съест, не меньше, — процедила Людмила, стараясь сдерживаться. — Диан, ты хоть поговори с Олей. Она не должна бить технику, рвать книги, марать обои…
Но Диана лишь отмахнулась. Она сказала, мол, ребёнок перенёс стресс, от отца ей досталось, все уставшие… В общем, даже не извинилась.
ЧАСТЬ 5. Финальный разговор
Днём, когда мать и дочь остались в квартире, Людмила ненадолго вышла за продуктами. Вернувшись, она увидела новую «картину»: Оля маркером развлекалась на стене, покрытой дорогими шёлковыми обоями. Поверху летали кривые линии, грубые загогулины. А Диана смотрела на это со стороны, будто парализованная.
— Прекрати! — крикнула Людмила, выхватывая маркер из рук девочки. — Что за безобразие?!
Оля, увидев её возмущённый вид, прыснула в смех. Сама Диана, прижав ладони к груди, явно не понимала, почему Людмила так взбеленилась.
— Люд, это всего лишь обои. Не кипиши так, — пробормотала Диана с каким-то ленивым сарказмом. — Ребёнку же скучно, вот она и рисует.
— Ты слышишь себя?! — Людмила чувствовала, что её терпение лопается. — Это моя квартира, мне ремонт дорого стоил. Твоя дочь просто всё портит, а ты не предпринимаешь никаких мер!
— У тебя денег много. Купишь новые обои, велика ли беда, — ухмыльнулась Диана. — Ты ведь с виду невестка из богатых. Да и твой бывший муж помог с этой квартирой.
— Хватит! — голос Людмилы прозвучал резко, как хлопок в тишине. — Диана, мне жаль твою ситуацию, я тебя пустила на два дня. Сколько прошло? Пять? Шесть? Как бы ни было больно об этом говорить, но я больше не способна сдерживаться. У тебя час на сборы.
— Ты нас выгонишь? Куда мы с ребёнком пойдём? — Диана даже побледнела. На эту минуту весь её колкий сарказм куда-то улетучился.
— Я не знаю, у тебя есть муж-сожитель, отец ребёнка, родители, свёкры, тёща, тесть — в общем, ваши родственники. Пусть хоть зять какой-нибудь приютит. Это, в конце концов, не мой вопрос. Я сделала, что могла. Теперь всё.
Диана пыталась разговаривать, уговаривать, повышала голос, говорила гадости:
— Вот везёт же каким-то любовникам… Стерва ты! — процедила она сквозь зубы. — Как мужу изменила, так теперь всех выгоняешь, чтобы жизнь себе портить не мешали, да?
— Диана, сколько раз повторять: я не изменила мужу, это он бегал к любовнице, и мы развелись. Видишь, к чему приводят постоянные измены? Теперь все разбежались, и отец ребёнка пусть бы и помог. В общем, пожалуйста, освободите мою квартиру, пока мы с тобой совсем не переругались.
Диана обречённо опустила голову. Собрала Олины игрушки, кое-как запихнула в пакет свою одежду. Потом набрала по телефону Серёжку:
— Алё, приедь за нами. Да не ори, сам виноват, что выгнал… нет, я не изменила тебе, чего ты несёшь?! Приезжай и забирай, хватит умничать, твою мать…
Людмила слушала обрывки диалога и чувствовала, как ей становится тошно. Всё это время Оля стояла в коридоре, прижимая к груди мишку и глядя в стену пустыми глазами. Детям не место в скандалах взрослых. Но, увы, такая реальность.
Наконец Диана и Оля вышли за порог. Девочка обернулась, но ничего не сказала. А Диана, уже из подъезда, крикнула:
— Надеюсь, жизнь тебя тоже припечает потяжелее!
Людмила захлопнула дверь, заперев на все замки. Наступила глухая тишина. Она медленно села на пол, прислонившись к стене, обведя взглядом изрисованные обои и ощущая облегчение вперемешку со злостью и грустью. «Бывают же ситуации, когда человек просто не ценит протянутую руку», — подумала она. «Буду осмотрительнее в будущем».
Заключение
Так завершилась эта неделя непрошеных гостей, семейных раздоров и испытаний на прочность. Людмила не чувствовала себя виноватой — она дала Диане шанс, предложила крышу над головой, помогла справиться с первыми страхами. Но наглость подруги, её насмешливые колкости, разбитый ноутбук и изрисованные стены стали точкой невозврата. Пришло понимание, что иногда лучше жёстко пресечь чужую безалаберность, чем позволять ей разрушать твою жизнь. Пусть она и женщина одна, и дочь у неё маленькая, но все проблемы надо решать с уважением к чужой квартире. Наверняка у Дианы найдётся путь — куда податься, кому позвонить, как наладить своё будущее. А Людмиле предстоит заклеивать обои, чинить ноутбук и продолжать жить по собственным правилам.
***
«Некоторые двери мы открываем из доброты, а закрываем из необходимости».
(Оскар Уайльд)
Елены Стриж ©
Нравится рассказ? Тогда поддержите его. Автору будет приятно видеть ваши репосты, рекомендации друзьям, комментарии и лайки... )) Ну и конечно, не забудьте подписаться на канал!