Одиозные проекты бронетехники всегда были настоящим испытанием как для конструкторов, так и для членов оценивающей комиссии. Порой комиссии приходилось проявлять недюжинное самообладание при осмотре очередного проекта. Одним из таких проектов стал «Земной броненосец» Александра Пороховщикова.
История проекта
Август 1915 года. Вся Евразия увязла в Первой Мировой Войне, каждая из стран-участниц конфликта искала способы завершить войну поскорее. Для этого искали как дипломатические, так и военные методы – одним из таких методов стало вооружение армии новой техникой. Под этот «соус» активизировались многие конструкторы, изобретатели и просто люди, которые себя такими возомнили. Сразу хочу оговориться – в отношении Александра Александровича я последнее не применяю, ибо он действительно создал много полезного, но в авиатехнике. С конструированием сухопутной техники ему категорически не везло.
В начале августа 1915 года в ГВТУ приходит пакет с данными по новой машине, которую автор работы назвал «Земной броненосец». Название было таким же одиозным, как и проект – монструозная 11-метровая платформа, десять двигателей, огромное количество вооружения для одной единицы техники… Забегая вперёд, скажу – проект сразу признали нежизнеспособным, при этом безумно дорогим и даже бесполезным.
В пакете была документация сразу для двух машин – одна из них должна была нести мощное артиллерийское вооружение, другая – десант. Десантная машина была чуть менее грозной в вооружении, зато несла на себе бронированный короб, вмещавший… 500 солдат! Это две полнокровные строевые роты Русской Императорской Армии, вместе с сигнальщиками, горнистами, барабанщиками и командованием… Строить такого «троянского коня», конечно же, было дорого. И мало того – ещё и опасно. Ведь огрызнуться машина могла, но тогда уже понимали – артиллерия бьёт любую технику на раз-два, а с тогдашним уровнем развития сталелитейных заводов искать непробиваемый сплав было практически нереальной задачей. Всё упиралось либо в массу бронелиста, либо в потолок знаний технологов.
Сам Пороховщиков утверждал, что его машина способна преодолевать препятствия до 11 метров шириной, но вот про маневренность он либо забыл, либо пренебрёг – поворачивать 35-метровую платформу было задачей нетривиальной. Зато его машина изначально могла быть перевозимой на железнодорожных платформах (правда, соединённых между собой). Когда ему намекнули, что неплохо бы сделать что-то более компактное, конструктор быстренько разработал что-то навроде «земляного трамвая» Pedrail Landship, но и этот проект был весьма «оригинальным». По итогу, его также не приняли к детальному рассмотрению.
Описание конструкции
Видимо, создавая чертежи своей машины, Пороховщиков вдохновлялся дредноутами – неповоротливыми морскими судами с мощным бронированием и вооружением. Иначе объяснить мысли Александра Александровича я не могу.
Бронированный корпус и башни
Корпус «Земного броненосца» представлял собой мостовую ферму, в передней и задней части которой размещались башни морского типа с установленным в них вооружением – ими должны были стать морские орудия довольно крупного калибра. Основным планировалось ставить 6-дюймовые скорострельные пушки Канэ, в паре с ними должны были устанавливаться 3-дюймовые скорострельные пушки Канэ. Никаких пулемётов в башнях не было, при этом в самих башнях размещались боеукладки и артиллерийские расчёты.
В середине корпуса, по морским традициям, размещался боевой пост – это была бронированная рубка, в которой «обитали» рулевой, артиллерийский офицер и его помощники, дальномерный пост, старший механик, телеграфист и разумеется, командир боевой машины. На крыше этой рубки монтировался мощный прожектор. В этой же будке планировали устанавливать и различные наблюдательные приборы. Толщина рубки и башен тоже впечатляла – 102 миллиметра бронестали!
Вооружение
Основным вооружением «Земного броненосца», как я уже сказал выше, были две 152,4-мм и две 76,2-мм морские пушки Канэ. Нет никаких данных об их боекомплекте, методах их установки и соответственно, никаких ТТХ тоже не приводится – по крайней мере, в открытом доступе мне этой информации найти не удалось. Хотя орудия были довольно неплохими – могли одинаково неплохо «работать» как по морским, так и по сухопутным целям, и история Русского Императорского Флота это наглядно демонстрирует.
А вот остальное вооружение – просто сказка. Для борьбы с пехотой Пороховщиков предлагал использовать аж сорок (!) пулемётов Максим образца 1910 года и двадцать 90-мм бомбомётов, производившихся в Российской Империи по немецкому образцу (был захвачен в качестве трофеев). Всё это вооружение должно было располагаться в барабанах, которые выступали в роли движителя боевой машины, в торцевых частях этих деталей. И если с пулемётами вопросов нет – это достаточно распространённая и простая в эксплуатации машинка, то бомбомёт ещё только поступал на вооружение РИА.
Про бомбомёты, пожалуй, расскажу чуть подробнее. В 1914 году по заказу Австро-Венгерского военного министерства был разработан лёгкий полевой миномёт (да-да, в годы Первой Мировой Войны эти два термина были синонимами) калибра 90 мм. Главными задачами, которые ставили перед конструкторами, были лёгкость конструкции, простота в эксплуатации и надёжность оружия. Новая «игрушка» получила название 9 cm Minenwerfer M14, и уже в первые месяцы войны была захвачена частями РИА.
Немного переделав его под возможности российской оружейной промышленности, военные инженеры РИА затребовали наладить его серийное производство – миномёт показался им чрезвычайно эффективным и очень простым в эксплуатации. Однако был у него один досадный недостаток – его метательный заряд состоял целиком из чёрного дымного пороха, что при интенсивной стрельбе мог вызвать у бойцов небольшое отравление. Попытки переделать вышибной заряд под бездымный порох начались лишь ближе к концу войны, и каким образом Пороховщиков собирался использовать его в барабанах – мне весьма интересно.
Двигатели и ходовая часть
Начнём с ходовой части – она представляла собой огромные (диаметром в 2,3 метра) бронированные «бочки» с приваренными к ним металлическими уголками являлись движителем боевой машины. Это была забавная конструкция – примерно треть этой бочки была занята приводным механизмом, а за тонкой перегородкой располагались трое бойцов. Бойцы эти занимались стрельбой по противнику сразу из двух пулемётов и миномёта. Видимо, вести огонь они должны были по своему усмотрению – связи в «бочках» не было от слова совсем.
Приводной механизм от этих бочек через механическую трансмиссию вёл к двигателям – их в машине было сразу десять штук, каждый в 200 лошадиных сил мощностью. При этом никаких сведений о тех, кто должен был управлять этими двигателями и трансмиссией, мне найти не удалось. Рискнул бы предположить, что рулевой в рубке занимался всеми этими делами – но у него не могло быть двадцати рук, чтобы одновременно управлять двадцатью же колёсами, как того требовала бы трансмиссия при таком устройстве. А постоянно мельтешить ему тоже не резон – скорее всего, на броне ещё располагались несколько механиков, которые следили за движением. Не зря в боевой рубке находился старший механик – должность уже довольно говорящая.
Заключение
Проект в целом, отклонили сразу, как слишком утопический. По всем, даже приблизительным расчётам, такая машина не то, что воевать – двигаться нормально не смогла бы. Однако конструктора это на самом деле, не остановило – желание сделать что-то для Отчизны (а может, им двигала и финансовая заинтересованность – с «Вездеходом» ведь вышла серьёзная промашка) пересиливала ощущения от неудач. В общем, с Александром Александровичем Пороховщиковым, дорогие друзья, мы ещё встретимся на страницах этого блога чуть позже.
С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!