Привет, друзья. Недавно с вами обсуждали предпосылки появления такого жанра, как киберпанк, а сегодня захотелось поговорить о другом популярном направлении — постапокалипсис. Точнее, о его предпосылках и последствиях. И о том, что было между ними.
Мифологические и религиозные корни
Ещё древние люди думали: "А что, если всё закончится?" И придумали всемирный потоп. Ной, конечно, молодцом, построил ковчег, но, честно говоря, это был первый в истории кейс "сделай сам" под девизом: "Спасение мира за 40 дней и 40 ночей".
Литературные предшественники
Мэри Шелли, автор "Франкенштейна", решила: "А почему бы не убить всех людей в книжке?" Так появился "Последний человек". Видимо, после создания монстра ей захотелось чего-то более масштабного. Например, эпидемии.
Технологический прогресс и страх перед ним
Ядерная бомба — это как тот друг, который обещал быть полезным, но в итоге всё испортил. "Хризалиды" и "Страсти по Лейбовицу" — это книги о том, как человечество играло в "ядерную рулетку" и, разумеется, проиграло.
Экологические катастрофы и кризисы
Природа сказала: "Ребята, я устала, я ухожу". И начала мстить. "Зелёный мозг" — это история о том, как насекомые решили, что они умнее людей. А "Разрушитель кораблей" — о том, как пластик в океане стал главным злодеем.
Социальные и политические потрясения
Оруэлл и Хаксли написали книги о том, как всё плохо. Но, если честно, они просто предсказали соцсети и бесконечные реалити-шоу. "1984" — это про то, как Большой Брат следит за тобой через камеры ноутбука и смартфона.
Кинематограф и массовая культура
"Безумный Макс" — это история о том, как бензин стал дороже воды, и все начали ездить на монстр-траках. А "Терминатор" — о том, что даже роботы могут быть плохими парнями, если их соответственно запрограммировать. Хотя, если быть совсем честными, эти же мотивы мы встречали намного раньше — в советской "Гибели сенсации", в кубриковской "Одиссее 2001 года" и т. д.
Современные страхи и пандемии
"Заражение" Содерберга 2011 года — это фильм, который все смотрели в 2020-м и думали: "Эй, это же документалка!" COVID-19 доказал, что жизнь иногда копирует искусство, даже если это не очень весело.
Компьютерные игры и интерактивные медиа
Fallout — это игра, где ты можешь выживать в мире после ядерной войны, собирать крышки от бутылок и сражаться с мутантами. Главный вопрос: почему крышки стали валютой? Видимо, банкиры тоже не выжили.
Философские и культурные размышления
Философы любят говорить: "А что, если всё закончится?" А потом сидят и думают, как бы это описать в книжке. Теодор Адорно, например, после Холокоста сказал: "После Освенцима писать стихи — это варварство". Но, видимо, писать книги о конце света — нормально.
Эволюция жанра в литературе и кино
Современные авторы продолжают пугать нас апокалипсисами. "Дорога" Маккарти — это история о том, как папа и сын идут куда-то, а вокруг всё плохо. "Дивергент" — о том, как даже после конца света подростки всё равно должны выбирать, кем быть.
В общем, постапокалипсис — это как страшный сон, который снится всему человечеству. Но, если подумать, это ещё и способ сказать: "Эй, может, хватит портить планету, а то потом придётся выживать в мире, где крышки от бутылок — это деньги!". И постепенно становиться безумным...
Благодарю за внимание.