Найти в Дзене
Беседка

Советские спутники запускали кадры царской России

Оглавление

Очень часто, как некий эталон образовательной системы, предлагают советскую систему образования. Правда, не уточняя, какого именно периода.

Ведь нынешним состоянием российского образования недовольны ВСЕ. Причем по прямо противоположным причинам. Кто-то считает его отупляющим, кто-то наоборот, слишком сложным и ненужным. Я не раз писал на эти темы

🔴 Но ведь в разные годы советское образование было очень разным.

Было и ПЛАТНОЕ образование в вузах и даже... СТАРШИХ КЛАССАХ!!

А сейчас люди, которые предлагают вернуться к советской системе образования, возмущаются тем, что на всех бюджетных мест не хватает!
Как говорится, Сталина на них нет!))

Было и раздельное обучение девочек и мальчиков. Было... в общем, много чего было))

🔴 Давайте разберемся, каким и когда было советское образование, и что стоит из него брать, а что нет.

Сравнение советского и американского образования

В 1958 году американский журнал Life решил сравнить уровень образования, который получают американские и советские школьники.

Интерес возник не на пустом месте, а после того, как "вдруг", разрушенная двумя войнами, гражданской войной и двумя революциями Россия, обошла США и первой запустила искусственный спутник Земли.

-2

По мнению американских журналистов, советский школьник Алексей Куцков опережал американского года на 2.

Не будем спорить о том, на сколько это было объективно, и на сколько это были обычные школьники, по крайней мере, с советской стороны. Хотя по описанию, похоже, что действительно это был обычный школьник, не самый плохой, но и не самый хороший.

🔴 Вопрос в другом: какое отношение этот школьник имел к запуску искусственного спутника Земли??
Или даже какое отношение имела к этому советская система образования того времени?

Примечание: не буду здесь углубляться в тему того, кто, у кого, какую технологию украл.
Крали все.
Советы у Штатов, Штаты у Советов, и все вместе у поверженной Германии.
В каком-то смысле, это нормальное состояние человеческой цивилизации))

Состояние образования перед 1-й мировой войной

На момент начала первой мировой войны Российская империя в разы отставала от Западных стран как по относительному уровню образования, так и по абсолютному.

На 1914 год в России было около 127 000 студентов вузов. Это было менее 0,1% от население страны.

При этом, около 80% населения страны было безграмотным!

Для сравнения, в США, на тот момент, было более 300 000 студентов вузов, что составляло 0,3% от населения США, а владели грамотой около 90% населения.

А в современной России количество студентов в вузах, при сопоставимом с царской Россией населении, больше в 40-60 РАЗ!!!

Разразившаяся война в Европе, революция в России, последовавшая и гражданская война и разруха, включая голод, не способствовало сокращению отставания, по крайней мере, при сопоставимом качестве.

Социальные эксперименты Советов

После прихода к власти советы начали эксперименты с образованием.

С одной стороны, прикладывались титанические усилия по ликвидации безграмотности.

Но с другой стороны, делались не очень продуманные попытки внедрения новых методов обучения - отсутствие оценок или их коллективное выставление, упор на труд (первые школы так и назывались - трудовые) и тд и тп.
🔴
Вплоть до идей по ликвидации учебников и самой школы, как таковой!

Вузы сделали бесплатными и... 🔴 БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ!

Прямо мечта современных борцов с ЕГЭ! 😂😂😂

И тут численность студентов "поперла"!

Уже в 1924 году общая численность слушателей вузов в 2 раза превысила таковую численность перед 1 мировой войной.
А к 1934 году достигла более полумиллиона!

Лучше меньше, да лучше (с)

Но к началу 1930 годов пришло осознание, что такие "новаторские" подходы не позволяют вырастить нормальные кадры для вузов, а вузам из них обучить новых инженеров и ученых.

А старые... Кто сам уехал, кого выгнали, некоторых расстреляли.

Наиболее показателен, наверное, пример авиаконструктора Сикорского, который в 1918 году СБЕЖАЛ на запад, опасаясь расстрела.

-3

Некоторые не возвращались из зарубежных командировок.

Хотя, конечно же, были и талантливые инженерА. Сам Королев был таким примером, а основная масса была... просто массой!

Но таланты появлялись скорее вопреки бардаку в советской системе образования, царившей до середины 30-х годов, а не благодаря ей.

Но они и раньше появлялись, например Ломоносов и Менделеев, которые учились и работали, когда и в помине не было "самой передовой советской системы образования".

Как говорится:
- Спасибо советской системе образования!
- Так ее тогда не было!
- Вот за это и спасибо!))

Советы стали сокращать набор студентов, пытаясь повысить их качество. В школу возвращались "старорежимные пережитки".

Вперед в прошлое

🔴 К 1934 году в системе образования, фактически, вернулись к царским методам преподавания в школах и вузах, даже включая школьную форму.

Но целое поколение, начиная с 1-й мировой войны, было потеряно.

Была куча бестолкового народа с корочками о высшем образовании, которые, говоря современными понятиями, годились только для того, чтобы... работать "продавцами в Пятерочке" (с) 😂😂😂

Но возврат к "царским стандартам" позволял надеяться, что лет через 20 (с 5-го по 10-й класс в школе, 5 лет вуза, 10 лет практики) был бы сформирован новый пласт инженеров и ученых, которые, если бы и не были на первых ролях в космической программе (вы еще не забыли о чем статья?😂), но заняли бы ведущие роли в других масштабных программах.

Не щадя живота своего

Но одновременно с возвращением учебного процесса в "царское русло", шел процесс репрессий научного сообщества.

И хотя я допускаю, что некоторые ученые и инженеры были репрессированы "за дело" - неосторожное слово или даже взгляды (ведь это отличительная ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ черта ученых - подвергать сомнению старые истины и пытаться найти новые). Все выглядит так, что основным мотивом было сведение счетов с научными конкурентами.

🔴 Конкуренция идей не была столь остра и жестока со времен Джордано Бруно!

-4

Это откинуло нашу страну на десятилетия назад!

Но нет худа без добра.

Часть ученых и инженеров была не расстреляна, а получила, сначала, смягчение приговора "всего" лет на 20 лагерей, отбыла часть срока и потом уже была направлена в "шарагу"- тюремные КБ, типа московской спецтюрьмы НКВД ЦКБ-29, где работал, тот же Королев, руководитель космической программы.

Надо ли говорить, что это было фактически их второе рождение? И что они там работали, не щадя живота своего?

🔴 И вот тут я бы хотел задать вопрос людям, которые ратуют за возвращение советских методов в образовании - надо ли возвращать и такие методы?
Ведь, не смотря на всю бесчеловечность, жестокость и тд и тп., методы оказались очень эффективными - был реализован и атомный проект и ракетный!
Надо ли возвращать порядок, при котором единственный способ работы не по специальности и Не ТАМ, КУДА ПОШЛЮТ, включая самые отдаленные деревни после окончания вуза, (даже если обучение платное!) - валить лес на Колыме?... ну это если повезет.

Не на жизнь, а на смерть

Кроме того, что мы сами тормозили отечественную науку и инженерию, нам еще и усиленно помогали в этом со стороны.

🔴 За время ВОВ накопленная численность выпускников вузов сократилась на 20%.

Это больше, чем сокращение населения за годы войны (15-16%)

Сокращение специалистов с высшим образованием произошло как в следствии прямых потерь, так и в следствии сокращения набора в вузы в первые годы войны.

Кадры решают все (с)

🔴 Получается, что и атомный проект и космический делали или царские кадры или "самородки".
А советская система образования к этому не имела никакого отношения!

-5

Блеск советской системы образования

🔴 И только послевоенное поколение школьников в полной мере смогли воспользоваться всеми преимуществами советской системы образования.

Московский школьник Алексей Куцков, упомянутый выше, пошел в школу в 1947 году. И в 1958 году, заканчивая 10-й класс, попал в сравнение журнала Life.

Вот только, как уже было сказано выше, к запуску спутника и тд. эти школьники не имели никакого отношения.

Они просто, как минимум, не успели поучаствовать в этих проектах, в силу своего возраста.

Нищета советской системы образования

Но может они поучаствовали в других каких-то ПРОРЫВНЫХ проектах?

НО В КАКИХ??

Они благополучно "проспали" химическую и нефе-химическую индустриализацию СССР (оборудование для заводов покупалось на Западе), компьютеризацию.

И даже примитивную автомобилизацию - автомобильные заводы тоже покупались на Западе.

Можно конечно сказать, что это не их вина, а руководства страны... Но какая разница?

🔴 ЗАЧЕМ ЛУЧШАЯ В МИРЕ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, ЕСЛИ ОНА НЕ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗЫ?

Лунная программа

🔴 Еще интересный вопрос - как имея преимущество в пару лет в космической программе, СССР умудрился "просрать все полимеры" (с) лунную гонку.

-6

Вот и проект достаточно амбициозный, где могли бы поучаствовать уже и кадры подготовленные передовой системой советского образования

Ведь и реформы школьного образования в США и, тем более выпуск, по новой методике специалистов, как я считал выше для СССР, занимает лет 20.

То есть, запускали Аполоны вовсе не подготовленные по новой (советской) методике специалисты США.

А В СССР СПЕЦИАЛИСТЫ УЖЕ БЫЛИ!!

🔴 Получается, что и в СССР и в США состояние образования широких слоев общества - не так и важно.

🔴 Важно умение сконцентрировать то небольшое количество "брильянтов", которые ВСЕГДА имеются в распоряжении более-менее развитых стран!

И не важно как это делается - длинным штыком или длинным рублем/долларом! Хотя мне, как и, думаю, другим, безусловно, импонирует последний.

Что действительно снесло вклад в успешность лунной программы США, так это то, что они перестроили контроль качества в производстве и перешли от контроля результата, к контролю процесса, который гарантировано давал нужный результат!
В СССР же оставался контроль результата. Помните "военную приемку"?

Другие провалы советского образования и науки

На эту же чашку весов ложится то, что у нас нет ни одного нобелевского лауреата по физике, учебу и деятельность которого можно 100% записать в актив системы образования и научной деятельности страны.

Да и самих нобелевских лауреатов по физике - "кот наплакал", при том, что если смотреть по количеству населения, у нас их должно быть процентов 30! А с учетом лучшей системы образования и того больше!

Все нобелевские лауреаты по физике, которые связанны с нашей страной, или получали образования за пределами советской системы образования или вели деятельность за пределами страны.

С натяжкой можно отнести только Гинзбурга. Но это, опять таки, скорее исключение и личные качества, чем закономерный продукт советской системы образования и научной деятельности.

Лучше меньше, да лучше (с) - 2

И прежде чем ратовать за возврат советской системы образования, по крайней мере в лучшей ее части, может стоит задуматься, а нужна ли она в полном составе? В частности, нужна ли такая массовость?

Может стоит вернуться к элитарному высшему образованию времен царской России?

Но это уже тема отдельного разговора, который, надеюсь, я вскоре продолжу.

Алексей

⚠️⚠️ВНИМАНИЕ: здесь комментарии закрыты, так как статья не формат для канала. Если хотите обсудить это можно сделать здесь.