Очень часто, как некий эталон образовательной системы, предлагают советскую систему образования. Правда, не уточняя, какого именно периода.
Ведь нынешним состоянием российского образования недовольны ВСЕ. Причем по прямо противоположным причинам. Кто-то считает его отупляющим, кто-то наоборот, слишком сложным и ненужным. Я не раз писал на эти темы
🔴 Но ведь в разные годы советское образование было очень разным.
Было и ПЛАТНОЕ образование в вузах и даже... СТАРШИХ КЛАССАХ!!
А сейчас люди, которые предлагают вернуться к советской системе образования, возмущаются тем, что на всех бюджетных мест не хватает!
Как говорится, Сталина на них нет!))
Было и раздельное обучение девочек и мальчиков. Было... в общем, много чего было))
🔴 Давайте разберемся, каким и когда было советское образование, и что стоит из него брать, а что нет.
Сравнение советского и американского образования
В 1958 году американский журнал Life решил сравнить уровень образования, который получают американские и советские школьники.
Интерес возник не на пустом месте, а после того, как "вдруг", разрушенная двумя войнами, гражданской войной и двумя революциями Россия, обошла США и первой запустила искусственный спутник Земли.
По мнению американских журналистов, советский школьник Алексей Куцков опережал американского года на 2.
Не будем спорить о том, на сколько это было объективно, и на сколько это были обычные школьники, по крайней мере, с советской стороны. Хотя по описанию, похоже, что действительно это был обычный школьник, не самый плохой, но и не самый хороший.
🔴 Вопрос в другом: какое отношение этот школьник имел к запуску искусственного спутника Земли??
Или даже какое отношение имела к этому советская система образования того времени?
Примечание: не буду здесь углубляться в тему того, кто, у кого, какую технологию украл.
Крали все.
Советы у Штатов, Штаты у Советов, и все вместе у поверженной Германии.
В каком-то смысле, это нормальное состояние человеческой цивилизации))
Состояние образования перед 1-й мировой войной
На момент начала первой мировой войны Российская империя в разы отставала от Западных стран как по относительному уровню образования, так и по абсолютному.
На 1914 год в России было около 127 000 студентов вузов. Это было менее 0,1% от население страны.
При этом, около 80% населения страны было безграмотным!
Для сравнения, в США, на тот момент, было более 300 000 студентов вузов, что составляло 0,3% от населения США, а владели грамотой около 90% населения.
А в современной России количество студентов в вузах, при сопоставимом с царской Россией населении, больше в 40-60 РАЗ!!!
Разразившаяся война в Европе, революция в России, последовавшая и гражданская война и разруха, включая голод, не способствовало сокращению отставания, по крайней мере, при сопоставимом качестве.
Социальные эксперименты Советов
После прихода к власти советы начали эксперименты с образованием.
С одной стороны, прикладывались титанические усилия по ликвидации безграмотности.
Но с другой стороны, делались не очень продуманные попытки внедрения новых методов обучения - отсутствие оценок или их коллективное выставление, упор на труд (первые школы так и назывались - трудовые) и тд и тп.
🔴 Вплоть до идей по ликвидации учебников и самой школы, как таковой!
Вузы сделали бесплатными и... 🔴 БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ!
Прямо мечта современных борцов с ЕГЭ! 😂😂😂
И тут численность студентов "поперла"!
Уже в 1924 году общая численность слушателей вузов в 2 раза превысила таковую численность перед 1 мировой войной.
А к 1934 году достигла более полумиллиона!
Лучше меньше, да лучше (с)
Но к началу 1930 годов пришло осознание, что такие "новаторские" подходы не позволяют вырастить нормальные кадры для вузов, а вузам из них обучить новых инженеров и ученых.
А старые... Кто сам уехал, кого выгнали, некоторых расстреляли.
Наиболее показателен, наверное, пример авиаконструктора Сикорского, который в 1918 году СБЕЖАЛ на запад, опасаясь расстрела.
Некоторые не возвращались из зарубежных командировок.
Хотя, конечно же, были и талантливые инженерА. Сам Королев был таким примером, а основная масса была... просто массой!
Но таланты появлялись скорее вопреки бардаку в советской системе образования, царившей до середины 30-х годов, а не благодаря ей.
Но они и раньше появлялись, например Ломоносов и Менделеев, которые учились и работали, когда и в помине не было "самой передовой советской системы образования".
Как говорится:
- Спасибо советской системе образования!
- Так ее тогда не было!
- Вот за это и спасибо!))
Советы стали сокращать набор студентов, пытаясь повысить их качество. В школу возвращались "старорежимные пережитки".
Вперед в прошлое
🔴 К 1934 году в системе образования, фактически, вернулись к царским методам преподавания в школах и вузах, даже включая школьную форму.
Но целое поколение, начиная с 1-й мировой войны, было потеряно.
Была куча бестолкового народа с корочками о высшем образовании, которые, говоря современными понятиями, годились только для того, чтобы... работать "продавцами в Пятерочке" (с) 😂😂😂
Но возврат к "царским стандартам" позволял надеяться, что лет через 20 (с 5-го по 10-й класс в школе, 5 лет вуза, 10 лет практики) был бы сформирован новый пласт инженеров и ученых, которые, если бы и не были на первых ролях в космической программе (вы еще не забыли о чем статья?😂), но заняли бы ведущие роли в других масштабных программах.
Не щадя живота своего
Но одновременно с возвращением учебного процесса в "царское русло", шел процесс репрессий научного сообщества.
И хотя я допускаю, что некоторые ученые и инженеры были репрессированы "за дело" - неосторожное слово или даже взгляды (ведь это отличительная ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ черта ученых - подвергать сомнению старые истины и пытаться найти новые). Все выглядит так, что основным мотивом было сведение счетов с научными конкурентами.
🔴 Конкуренция идей не была столь остра и жестока со времен Джордано Бруно!
Это откинуло нашу страну на десятилетия назад!
Но нет худа без добра.
Часть ученых и инженеров была не расстреляна, а получила, сначала, смягчение приговора "всего" лет на 20 лагерей, отбыла часть срока и потом уже была направлена в "шарагу"- тюремные КБ, типа московской спецтюрьмы НКВД ЦКБ-29, где работал, тот же Королев, руководитель космической программы.
Надо ли говорить, что это было фактически их второе рождение? И что они там работали, не щадя живота своего?
🔴 И вот тут я бы хотел задать вопрос людям, которые ратуют за возвращение советских методов в образовании - надо ли возвращать и такие методы?
Ведь, не смотря на всю бесчеловечность, жестокость и тд и тп., методы оказались очень эффективными - был реализован и атомный проект и ракетный!
Надо ли возвращать порядок, при котором единственный способ работы не по специальности и Не ТАМ, КУДА ПОШЛЮТ, включая самые отдаленные деревни после окончания вуза, (даже если обучение платное!) - валить лес на Колыме?... ну это если повезет.
Не на жизнь, а на смерть
Кроме того, что мы сами тормозили отечественную науку и инженерию, нам еще и усиленно помогали в этом со стороны.
🔴 За время ВОВ накопленная численность выпускников вузов сократилась на 20%.
Это больше, чем сокращение населения за годы войны (15-16%)
Сокращение специалистов с высшим образованием произошло как в следствии прямых потерь, так и в следствии сокращения набора в вузы в первые годы войны.
Кадры решают все (с)
🔴 Получается, что и атомный проект и космический делали или царские кадры или "самородки".
А советская система образования к этому не имела никакого отношения!
Блеск советской системы образования
🔴 И только послевоенное поколение школьников в полной мере смогли воспользоваться всеми преимуществами советской системы образования.
Московский школьник Алексей Куцков, упомянутый выше, пошел в школу в 1947 году. И в 1958 году, заканчивая 10-й класс, попал в сравнение журнала Life.
Вот только, как уже было сказано выше, к запуску спутника и тд. эти школьники не имели никакого отношения.
Они просто, как минимум, не успели поучаствовать в этих проектах, в силу своего возраста.
Нищета советской системы образования
Но может они поучаствовали в других каких-то ПРОРЫВНЫХ проектах?
НО В КАКИХ??
Они благополучно "проспали" химическую и нефе-химическую индустриализацию СССР (оборудование для заводов покупалось на Западе), компьютеризацию.
И даже примитивную автомобилизацию - автомобильные заводы тоже покупались на Западе.
Можно конечно сказать, что это не их вина, а руководства страны... Но какая разница?
🔴 ЗАЧЕМ ЛУЧШАЯ В МИРЕ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ, ЕСЛИ ОНА НЕ ПРИНОСИТ ПОЛЬЗЫ?
Лунная программа
🔴 Еще интересный вопрос - как имея преимущество в пару лет в космической программе, СССР умудрился "просрать все полимеры" (с) лунную гонку.
Вот и проект достаточно амбициозный, где могли бы поучаствовать уже и кадры подготовленные передовой системой советского образования
Ведь и реформы школьного образования в США и, тем более выпуск, по новой методике специалистов, как я считал выше для СССР, занимает лет 20.
То есть, запускали Аполоны вовсе не подготовленные по новой (советской) методике специалисты США.
А В СССР СПЕЦИАЛИСТЫ УЖЕ БЫЛИ!!
🔴 Получается, что и в СССР и в США состояние образования широких слоев общества - не так и важно.
🔴 Важно умение сконцентрировать то небольшое количество "брильянтов", которые ВСЕГДА имеются в распоряжении более-менее развитых стран!
И не важно как это делается - длинным штыком или длинным рублем/долларом! Хотя мне, как и, думаю, другим, безусловно, импонирует последний.
Что действительно снесло вклад в успешность лунной программы США, так это то, что они перестроили контроль качества в производстве и перешли от контроля результата, к контролю процесса, который гарантировано давал нужный результат!
В СССР же оставался контроль результата. Помните "военную приемку"?
Другие провалы советского образования и науки
На эту же чашку весов ложится то, что у нас нет ни одного нобелевского лауреата по физике, учебу и деятельность которого можно 100% записать в актив системы образования и научной деятельности страны.
Да и самих нобелевских лауреатов по физике - "кот наплакал", при том, что если смотреть по количеству населения, у нас их должно быть процентов 30! А с учетом лучшей системы образования и того больше!
Все нобелевские лауреаты по физике, которые связанны с нашей страной, или получали образования за пределами советской системы образования или вели деятельность за пределами страны.
С натяжкой можно отнести только Гинзбурга. Но это, опять таки, скорее исключение и личные качества, чем закономерный продукт советской системы образования и научной деятельности.
Лучше меньше, да лучше (с) - 2
И прежде чем ратовать за возврат советской системы образования, по крайней мере в лучшей ее части, может стоит задуматься, а нужна ли она в полном составе? В частности, нужна ли такая массовость?
Может стоит вернуться к элитарному высшему образованию времен царской России?
Но это уже тема отдельного разговора, который, надеюсь, я вскоре продолжу.
Алексей
⚠️⚠️ВНИМАНИЕ: здесь комментарии закрыты, так как статья не формат для канала. Если хотите обсудить это можно сделать здесь.