Часто советскую систему образования преподносят как эталон, забывая уточнить, о каком именно периоде идет речь. Ведь советское образование менялось, и не всегда в лучшую сторону. Сегодняшнее российское образование тоже вызывает споры: одни считают его слишком простым, другие — чрезмерно сложным и бесполезным.
🔴 Но давайте разберемся, каким было советское образование в разные годы и что из него действительно стоит перенять.
Платное обучение и раздельные классы
Знаете ли вы, что в СССР было платное образование не только в вузах, но и в старших классах? Да-да, за обучение в 8–10 классах родители платили из своего кармана.
Сейчас те, кто ностальгирует по советской системе, возмущаются нехваткой бюджетных мест в вузах. Ирония судьбы, не правда ли?
Было и раздельное обучение мальчиков и девочек. В общем, советское образование — это не монолит, а сложная мозаика, которая менялась в зависимости от политики и взглядов вождей государства.
Сравнение с американским образованием
В 1958 году американский журнал Life решил сравнить уровень образования советских и американских школьников.
Поводом для "журналистского расследования" стал запуск СССР первого искусственного спутника Земли.
Американские журналисты пришли к выводу, что советский школьник Алексей Куцков опережал своего американского сверстника на два года.
Но вот вопрос: какое отношение этот школьник имел к запуску спутника? Или даже сама советская система образования того времени?
Примечание: не будем углубляться в тему, кто у кого технологии "позаимствовал". Крали все: СССР у США, США у СССР, а все вместе — у поверженной Германии. Это, в каком-то смысле, нормальное состояние человеческой цивилизации.
Образование до революции
На момент начала Первой мировой войны Российская империя сильно отставала от Запада. В 1914 году в России было около 127 000 студентов вузов — менее 0,1% населения. При этом 80% населения было безграмотным.
Для сравнения, в США было 300 000 студентов (0,3% населения), а грамотность составляла 90%.
Сегодня в России количество студентов вузов в 40–60 раз больше, чем в царской России, при сопоставимом населении.
Социальные эксперименты СССР
После революции советская власть начала эксперименты с образованием. С одной стороны, велась активная борьба с безграмотностью. С другой — внедрялись сомнительные методы: отсутствие оценок, коллективное обучение, упор на труд.
🔴 Были даже идеи ликвидировать учебники и школы как таковые!
Вузы стали бесплатными и... без экзаменов.
Мечта современных противников ЕГЭ, не так ли?
Количество студентов резко выросло: к 1924 году их стало в два раза больше, чем до революции, а к 1934 году — более полумиллиона.
Возврат к "царским стандартам"
К 1930-м годам стало ясно, что такие эксперименты не дают качественных кадров. Вузы и школы вернулись к "старорежимным" методам: появились оценки, экзамены и даже школьная форма.
Но целое поколение было потеряно. Многие выпускники тех лет годились разве что на роль "продавцов в Пятерочке".
Репрессии и "шарашки"
Параллельно с реформами шли репрессии научного сообщества. Многие ученые и инженеры были расстреляны или отправлены в лагеря.
Но некоторые, как Сергей Королев, оказались в "шарашках" — тюремных КБ, где работали над секретными проектами. Это было их второе рождение.
🔴 Вопрос тем, кто ратует за возвращение советских методов: стоит ли возвращать и такие "эффективные", но бесчеловечные подходы?
Послевоенное образование
Только после войны советская система образования начала давать результаты. Московский школьник Алексей Куцков, упомянутый в статье Life , заканчивал 10-й класс,
Но к запуску спутника эти школьники не имели отношения. Они просто не успели поучаствовать в таких проектах из-за возраста.
Провалы советского образования
Несмотря на все усилия, СССР "проспал" ключевые технологические прорывы: химическую и нефтехимическую индустриализацию, компьютеризацию, автомобилизацию.
🔴 Зачем нужна лучшая в мире система образования, если она не приноси
Лунная гонка
СССР имел преимущество в космической программе, но проиграл лунную гонку.
Специалисты в СССР уже были, но их потенциал не был реализован. США же перешли к контролю качества процессов, что и обеспечило их успех.
Нобелевские лауреаты
У СССР и России крайне мало нобелевских лауреатов по физике. Большинство из них получили образование или работали за границей.
Это говорит о том, что советская система образования не была столь эффективной, как принято считать.
Выводы
🔴 Советское образование — это не идеал, а сложный и противоречивый опыт. Возможно, стоит вернуться к элитарному образованию, как в царской России, а не к массовости.
Но это уже тема для отдельного разговора.
ps
Эта статья изначально была опубликована на канале "Беседка", но так как она там "не формат" перенес сюда, с небольшими изменениями и небольшой актуализацией, так как дзен запрещает копипасту. Но там комментарии закрыли, а здесь можно оставлять))