В мировом автопроме минивэны, или семейные автомобили с однообъемным кузовом, получили широкое распространение в начале 1980-х. Такие универсальные машины были востребованы и в нашей стране, как следствие, несколько автозаводов начали работы по этой тематике. На АвтоВАЗе они вылились в создание весьма неоднозначного минивэна ВАЗ-2120 Надежда.
В то время на ВАЗе шла программа по модернизации классической Нивы, и в рамках нее специалисты Центра стиля в инициативном порядке решили разработать кардинально новый для завода автомобиль с просторным однообъемным, как тогда говорили, трехрядным кузовом. Машину решили строить на удлиненном шасси ВАЗ-2121. Такое решение сулило ряд преимуществ. Во-первых, значительно снижалась стоимость производства, ведь все компоненты (подвески, двигатель, трансмиссия и т.д.) уже находились в серийном производстве. Во-вторых, полноприводная платформа давала серьезные преимущества в проходимости, что было особенно актуально в наших условиях.
Проекту присвоили индекс ВАЗ-2114. Первый макет минивэна был создан в 1989 году. Он имел футуристичный, оторванный от производственных возможностей дизайн, поэтому вскоре прототип приобрел более простой и привлекательный облик. Он имел высокий однообъемный кузов с большой площадью остекления, довольно простыми внешними формами и небольшими прямоугольными фарами. Параллельно вазовцы построили посадочный макет, где отработали общую компоновку салона.
Технику отработали путем постройки экспериментальных автомобилей ВАЗ-2121. Агрегатоносители, или «мулы» на жаргоне автомобилестроителей, получили удлиненное шасси с центральной 500-миллиметровой вставкой. Удлиненные Нивы с честью выдержали все испытания и доказали свою жизнеспособность. Более того, вскоре они переродились в отдельный автомобиль ВАЗ-2131 с 5-дверным кузовом.
Тем временем работы по проекту минивэна шли своим чередом. В 1993 году сложился окончательный облик автомобиля. Он получил новый индекс ВАЗ-2120, необычную пластиковую облицовку со светотехникой от ВАЗ-2106 и ВАЗ-2121, сдвижную боковую дверь и задние фонари от Оки. Сам кузов был полностью оригинальным: имел собственные лонжероны, панели пола и внешние кузовные элементы. Салон к тому времени сделали 7-местным, а переднюю панель позаимствовали у модернизированной Самары.
С самого начала было понятно, что минивэн получит весьма ограниченный спрос. Как следствие, ставить машину на главный конвейер и тратиться на дорогостоящую оснастку посчитали нецелесообразным. ВАЗ-2120 решили выпускать силами Опытно-промышленного производства, а штампы, для удешевления производства, изготовить из пластобетона, который в 10 раз дешевле инструментальной стали.
Первый серийный автомобиль покинул ворота ОПП в 1998 году. На первых парах машины оборудовались модифицированным 1,8-литровым мотором 82-сильным мотором с карбюраторной системой питания. Позднее, в 2002 году, на производство поступил инжекторный вариант на 85 сил. Тогда же минивэн получил новую переднюю облицовку с прямоугольными фарами от «десятки».
Надежда получила неоднозначную репутацию. С одной стороны, машина имела высокую проходимость и просторный 7-местный салон. С другой, из-за мелкосерийного производства с применением обходных технологий качество ее изготовления было чрезвычайно низким. В результате спрос оказался значительно ниже ожидаемого, и в 2006 году первый (и пока последний) вазовский минивэн сняли с производства. Всего успели выпустить 8320 машин.
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов!
Читайте также: