Даже не знаю, что и сказать то... Что-то ситуация накаляется.
Правительственный центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ЦМАКП выпустил доклад под названием "Что показывают опережающие индикаторы системных финансовых и макроэкономических рисков?". Он опубликован в свободном доступе, вы без труда сможете его найти и полностью изучить самостоятельно.
Аналитики ЦМАКП пишут о том, что наблюдая за "системой раннего оповещения о макрофинансовых рисках" (это определенный набор индикативных показателей и коэффициентов) конкретно на данный момент они видят низкую вероятность перехода российской экономики в рецессию, но ситуация продолжает ухудшаться, и индикаторы указывают на то, что эти риски могут реализоваться в течение 2025 года, при этом они будут сопровождаться, внимание, системным банковским кризисом. Процитирую:
...динамика частных опережающих индикаторов, включенных в состав сводного опережающего индикатора (СОИ) входа в рецессию, продолжает ухудшаться, и ключевую роль в этом играет уровень ставок денежного рынка. Действительно, сейчас мы наблюдаем уникальную ситуацию, когда динамика корпоративного кредитования резко замедляется, и текущий (равно как и будущий) прирост кредитного портфеля не может уравновесить масштабные процентные платежи предприятий по обслуживанию ранее накопленной задолженности. Эта ситуация одновременно служит и драйвером возникновения системного банковского кризиса, и, в случае её длительного сохранения, может стать причиной сокращения производства.
И далее они пишут, что вероятность возникновения рецессии до конца 2025 года низкая, а вот вероятность появления системных кредитных рисков и системного банковского кризиса - средняя!
Этот кризис, по их мнению, уже в дальнейшем может вызвать рецессию (позднее).
А что ЦМАКП подразумевает под системным банковским кризисом? Ну вот как определить, что он наступил, по каким критериям? Это описано на странице 16 доклада, там перечислены следующие 4 его основных характеристики, на основе исторических событий:
- Доля проблемных активов в общих активах банковской системы достигет уровня 10% и выше.
 - Происходит изъятие значительной доли депозитов.
 - Происходит замораживание вкладов.
 - Проводится вынужденная национализация значительной части (более 10%) банков или масштабная (в объеме более 2% ВВП) единовременная рекапитализация банков государством и/или компаниями.
 
Всем же бросился в глаза пункт 3?
Это уже в приложениях к докладу, где расписана методология составления и оценки экономических индикаторов, в самом же тексте доклада аналитики пишут следующее:
Под системным банковским кризисом в соответствии с используемым нами определением понимается ситуация, при которой реализуется, по крайней мере, одно из следующих условий: 1) доля проблемных активов в общих активах банковской системы превышает 10%; 2) происходит изъятие клиентами и вкладчиками значительной доли средств со счетов и депозитов; 3) с целью предотвратить последствия 1-2 проводится вынужденная реорганизация/национализация значительной части (более 10%) банков или масштабная (в объеме более 2% ВВП) единовременная рекапитализация банков государством и/или компаниями.
То есть, перечислены лишь 3 пункта из 4-х: пункт о замораживании вкладов не упоминается, а остальные в точности повторены. Но ведь он входит в модель оценки этого риска и в расчет сводного опережающего индикатора (СОИ), что видно из раскрываемой далее методики расчета.
При этом указано, что для возникновения системного банковского кризиса достаточно хотя бы одного из перечисленных условий.
Также отсюда мы видим, что под "изъятием вкладов" подразумевается изъятие их клиентами из банков, а не у клиентов, как может показаться сразу. Ну, и на том спасибо.
Аналитики ЦМАКП пишут, что для реализации системного банковского кризиса этот индикатор СОИ должен достичь значения 0,19 и выше. Сейчас он втрое ниже, но растет, приводятся последние данные на начало ноября 0,064.
Так выглядит системный банковский кризис глазами ЦМАКП, и вероятность его наступления в 20225 году аналитикам видится даже не низкой, а средней!
С чего все начнется (если начнется, вероятность средняя)? С резкого роста числа корпоративных банкротств в обрабатывающей промышленности (это наша любимая сфера ОПК), и начаться это может уже во 2 квартале текущего года, на вероятность чего аналитики ЦМАКП указывали в своем предыдущем докладе, я его разбирал отдельно:
Вот что они пишут в разделе о системных кредитных рисках:
Согласно результатам исследования, проведенного экспертами ЦМАКП, российская экономика стоит перед угрозой масштабного скачка корпоративных банкротств: более чем у 20% предприятий обрабатывающей промышленности уровень долговой нагрузки, ыраженный в отношении величины процентных платежей по кредитам к объему доналоговой прибыли (EBIT), в конце 2024 г. превышал 2/3. Такое существенный рост явился следствием повышения в течение прошлого года процентных ставок по корпоративным кредитам в среднем в 1.6 раза, что, в свою очередь, привело к расширению доли компаний, входящих в зону высокого риска банкротства, с 5.8% совокупной выручки реального сектора до 12.5%. В наиболее сложном положении оказались предприятия из следующих отраслей: телекоммуникации; воздушный, сухопутный транспорт; судо- и авиастроение; строительство; лесоводство и лесозаготовки; складское хозяйство, услуги по добыче полезных ископаемых. Эксперты считают, что, с учетом временных лагов, резкий рост корпоративных банкротств может начаться уже во II квартале 2025 г.
То есть, ЦМАКП намекает на то, что системный банковский кризис, вероятнее всего, возникнет из-за первой, указанной в его критериях, характеристики: рост доли проблемных активов до 10% и выше.
При этом риск изъятий вкладчиками денег из банков там видят низким - в докладе он фигурирует как системный риск ликвидности.
Уже на протяжении девяти месяцев подряд значение сводного опережающего индикатора (СОИ) «бегства вкладчиков» сохраняется на нулевой отметке, оставаясь в зоне низкой вероятности реализации соответствующего риска.
Также там видят низким системный валютный риск, то есть, резкое обрушение курса рубля. Но не столь низким, как риск "бегства вкладчиков", т.к. определенные тревожные звоночки наблюдаются. Пишут с оговорками. Процитирую:
По состоянию на начало декабря значение индекса валютного давления на рубль (EMP) взлетело до +1.20 (для сравнения, месяцем ранее оно составляло +0.69) и заметно приблизилось к критической отметке (+1.86), хотя и не преодолело ее. Это означает, что в ноябре наблюдалось сильное рыночное давление в сторону ослабления рубля, близкое к тому уровню, который отражает наступление системного валютного кризиса. В то же время, значение сводного опережающего индикатора (СОИ) системных валютных рисков по состоянию на начало декабря по-прежнему оставалось на нулевой отметке, находясь на максимальном расстоянии от своего критического уровня (0.3). Это позволяет нам оценивать вероятность реализации валютного кризиса в течение предстоящего скользящего года как низкую. Однако, несмотря на то, что ни один из частных опережающих индикаторов, входящих в состав СОИ, пока еще не подал тревожного сигнала, четыре из них продолжали демонстрировать негативную динамику (индекс РТС; индекс уверенности российского бизнеса, рассчитанный в методологии OECD; TED-спред; соотношение кредитов к ВВП).
Вот то, что пишет ЦМАКП.
В своей большой статье на тему заморозки вкладов я писал о том, что считаю очень низкой вероятность их заморозки с целью изъятия на приоритетные нужды государства и с целью борьбы с инфляцией (в информационном пространстве чаще всего назывались именно эти причины), но вот именно при наступлении системного банковского кризиса считаю данную меру весьма вероятной и логичной, даже правильной. Ну ведь иначе банковскую систему не спасти. Оставляю ссылку:
Также я писал о том, что тоже вижу вероятность развития серьезного банковского кризиса как одного из "черных лебедей" для российской экономики в 2025 году:
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.