Найти в Дзене
DEMIDOV

Многие косились не веря, что хрупкая миниатюрная женщина была майором с горстью орденов и медалей Героя Великой Отечественной войны

Оглавление

Полина Владимировна Гельман не любила много говорить о своей жизни во время войны. Но когда на официальные мероприятия эта миниатюрная и удивительная девушка надевала свой майорский мундир с россыпью орденов и медалей, с Золотой Звездой, все удивлялись, а порой и сомневались в подлинности боевых наград. Но стоит лишь узнать историю Полины Владимировны и от сомнений не останется и следа.

«Обычное» детство

В раннем детстве внимание Полины приковал и больше не отпустил аэроплан над Гомелем. С тех пор маленькая девочка мечтала летать. Маленькая, но выносливая, шустрая и умненькая девчонка хорошо училась, и готовилась защищать Родину. Подготовка к защите своей страны была тогда обычным внешкольным занятием для детворы, которые учили патриотические песни и стихи, занимались физподготовкой, ходили в стрелковый кружок. Полина не была исключением и наравне с мальчиками сдавала нормативы, и даже на значок «Ворошиловского стрелка» сдала, будучи сама не выше этой винтовки. Умела обращаться с противогазом и при необходимости могла оказать первую помощь и сделать перевязку. «Обычное» детство - ничего особенного.

Но желание летать с годами не отпустило. А с развитием авиации в Советском Союзе в начале 30-х годов только усилилось.

От ворот поворот в летном деле

Правительство стимулировало молодежь заниматься авиацией с помощью лозунгов вроде «Комсомолец - на самолет!». А комсомольцем были как юноши, так и девушки. Полине повезло, что в Гомеле был аэроклуб, куда она устремилась попытать свое счастье, будучи еще школьницей.

В пилоты ее брать отказались за низенький рост - Полина даже до педалей не доставала. Но в аэроклубе можно было заниматься и на парашютном отделении. Удивительно, что хотя бы в парашютистки ее взяли. Ведь маленький рост, это еще и маленький вес. Первый прыжок юная Гельман совершила еще до 18 лет.

-2

Полина все же надеялась как-нибудь проскочить в летчики. Она стала на птичьих правах посещать теоретические занятия на авиационном отделении. Напористости ей не занимать, ей чудом удалось уговорить принять у нее экзамен. Теорию Полина сдала на отлично и ее даже допустили до учебного полета с инструктором. Этот полет мог стать для Полины последним в карьере летчицы.

Произошел чуть ли не анекдот:

Полина вскарабкалась в кабину на заднее сидение позади инструктора. Самолет начал набирать высоту и инструктор обернулся, хотел проверить как дела у курсантки. Вот только девушки в кабине не было… Инструктор поседеть успел и чего только не напридумал себе: что ремни не проверил и девушка выпала из кабины.

На самом деле все было не так трагично, а больше смешно: из-за своего небольшого роста Полина утонула в кресле и ее сложно было заметить с переднего кресла. Инструктор выдохнул, посмеялся, но больше Полину до полетов не допустил. Теперь она могла летать только на планерах и прыгать с парашютом.

У войны не женское лицо

После школы Полина уехала в Москву и поступила в МГУ на исторический факультет. Она успела отучиться только 3 курса, когда началась война. Студенты МГУ - люди молодые, с горячей кровью собрались в актовом зале, чтобы объявить себя мобилизованными в действующую армию. Но в самом начале войны военкоматы отказывали студентам в особенности девушкам. Лишь чуть позже появились послабления для добровольной мобилизации сначала для парней.

-3

В середине октября было объявлено о начале формирования трех женских авиаполков по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой. Полина рвалась в бой и хотела вступить в авиаполк. Но в райком Полине отказали все по тем же причинам. Хотя у девушки имелись навыки и хорошая теоретическая база в летном деле.

Но и здесь Гельман сдаваться не собиралась. Она решила обратиться лично к Расковой и Марина ее поддержала - отправила в Энгельскую летную школу, но не на летчика, а на штурмовика. Полина была рада и такому варианту - она будет летать и бить врага. А ее небольшой рост и вес стали преимуществом штурмана - на самолет можно было взять дополнительный вес бомб.

«Ночная ведьма»

Женский авиаполк состояли из молодых девушек, младшей из которых было всего 17, а самым взрослым не было и 30. 22- летняя Полина присоединилась к полку сразу после обучения в мае 1942 года.

Летать приходилось на одномоторных учебных двухместных деревянных бипланах У-2. Максимальная скорость гружённого биплана не превышала 120 км/час. Взлетный вес с бомбами на борту мог достигать 1,4 тонны, а радиус полета - 200 км. Кабина у самолета была открытого типа и не отапливаемая. Зимой летать было очень холодно, но это не останавливало девушек. Для набора скорости и отрыва от земли хватало небольшой полосы в 150 метров, поэтому самолеты могли взлетать с маленьких и незаметных «аэродромов подскока» - ближайших к линии фронта мест для взлета и посадки самолетов, где происходила дозаправка и загрузка боеприпасов.

Под крылья самолетов подвешивали 100 и 50 -килограммовые бомбы, сбросом которыми управлял штурман. Более легкие снаряды (25 кг) загружались в кабину самолета и сбрасывались вручную. У-2 мог планировать с заглушенными двигателями без потери высоты, что было преимущество в ночных бомбардировках и на небольших высотах. Вражеские ПВО не успевали обнаружить самолет, что давало возможность летчицам сбросить «груз» и благополучно вернуться.

Более важен не тот урон, которые наносили девушки в ночных атаках бомбами, а то, что немцам тоже требуется отдыx. А если постоянно быть наготове, в нервном напряжении и долго без отдыха, то непременно снижается боеспособность, да и просто боевой дух врага в целом.

Девушки-офицеры 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии: Евдокия Бершанская (слева), Мария Смирнова (стоит) и Полина Гельман
Девушки-офицеры 46-го гвардейского Таманского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии 4-й воздушной армии: Евдокия Бершанская (слева), Мария Смирнова (стоит) и Полина Гельман

При всем этом воевать девушкам было совсем не просто: у немцев была хорошо организованная ПВО, а биплан был деревянным - достаточно одного попадания, чтобы воздушное средство вспыхнуло как спичка. Да и девушки были, мягко говоря, немного отчаянные: они понимали, что успеть вылезти из горящего самолета возможности нет, поэтому просто не брали с собой парашюты. Это был балласт и лишний груз, который девушки заменили на еще 20 кг бомб. А для Полины - еврейки по национальности - парашют был плохим вариантом, лучше сразу смерть.

Во время боевых заданий Полина побывала во многих передрягах:

Все равно, что добровольно разворошить осиное гнездо

Как-то Полину Гельман вместе с Евдокией Носаль отправили на бомбардировку вражеских прожекторов ПВО. Тех самых, которых таким самолетам стоит избегать и держаться подальше. Задание есть задание. Когда летчицы подлетели к цели, то специально завели мотор, дали себя обнаружить. Сразу включились прожектора, которые слепили и летчицу и штурмана, по ним открыли огонь.

Чтобы Полина смогла прицелиться, биплан не должен был маневрировать, а лететь строго на цель. Точным прицелом удалось разбить прожектор, но разворошенные «осы» еще долго преследовали и атаковали таких наглых «ночных ведьм». Девушкам удалось благополучно приземлиться на своем аэродроме, но самолету досталось сильно. Так, что над ним еще несколько дней колдовали техники (кстати, тоже девушки).

Наталья Мерлин, Полина Гельман и Руфина Гашева
Наталья Мерлин, Полина Гельман и Руфина Гашева

И коня на скаку остановит и в взлетающий самолет вскочит

Когда полк перебазировали ближе к фронту в Крыму, поступило задание найти новую площадку для аэродрома. Командир экипажа Раиса Аронова и штурман Полина Гельман кружили над местностью и заприметили полянку. Когда самолет коснулся поверхности, из под колес поднялся фонтан воды - то была не полянка, а небольшое болотце, которое грозило поглотить уже приземлившуюся машину.

Аронова дала по газам, доведя обороты до максимума, но самолет не мог оторваться, нужно было срочно облегчить биплан, но он итак не был груженным. Тогда Гельман спрыгнула на землю и побежала рядом с самолетом. Правильно рассчитав момент отрыва от земли, Полина прыгнула и вскарабкалась на крыло. Цепляясь за все подряд доковыляла до кабины и как смогла занырнула в нее.

-6

Последний вылет

Полина Владимировна Гельман за годы войны обороняла Кавказ, боролась с врагом на Кубани, Тамани и в Крыму. Вылетала на задания в Белоруссии и Польше, в Восточной Пруссии и под конец в Германии. Последний вылет был на Берлин.

За 860 боевых вылетов Полина сбросила на врага 113 т бомб, проведя в воздухе более 1300 часов. А так же доставляла продовольствие, одежду, боеприпасы десантникам. Прошла боевой путь от рядового бортстрелка-бомбардира 588-го полка до начальника связи эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка. Получила звание Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

-7

Жизнь продолжалась

Жизнь после войны у Полины Владимировны сложилась удачно: окончила военный иняз, где встретила своего будущего мужа. В 1949 году у Полины Владимировны и Владимира Колосова родилась дочь Галя. Полина работа в институтах Москвы и в 1957 году вышла в отставку в звании майора. Она редко рассказывала о своих военных годах и не пыталась красоваться наградами. Поэтому на тех нечастых мероприятиях, когда Полина Владимировна приходила в своем майорском мундире с наградами, все удивлялись. Полина Владимировна Гельман прожила долгую жизнь и ушла в возрасте 86 лет в 2005 году в Москве.

-8

Полина Владимировна была хрупкая и маленькая с виду, но сильной и мужественной Женщиной!

-9