Найти в Дзене

КУЛЬТ ВЕЛИКОЙ МАТЕРИ

Оглавление
Школа Меньшиковой, Магия, Мифология, https://mk999.one/start/
Школа Меньшиковой, Магия, Мифология, https://mk999.one/start/

О вечном движении, Великой Матери и богине Бригитте

Символика кельтских узоров и взаимосвязь человека с природой

Чтобы понять смысл переплетений и спиралей кельтского искусства, обретающего форму в энергичных, органических водоворотах, сначала нужно понять тот путь, на котором древние кельты плели паутину своей жизни.

Удивительные узоры на странице пергамента или на каменном кресте, отражают мир, наполненный бесконечным восхищением движения, совершенством, балансом между ограниченным и беспредельным. Кельтские узоры говорят с нами через темные чащи глухих лесов, которые когда-то покрывали Британию и Ирландию.

То здесь, то там неожиданно появляется из переплетенных узлов животное или птица, словно выходит из теней деревьев. Человеческие формы переплетаются с животными, и из их объединения, скрученных и переплетенных линий, соткан целый гобелен. Иногда форма, которая начинается как человеческая, может закончиться животным или птицей. Это ритмическое, глубокое проникновение форм отражает опыт восприятия мира как живого существа ранними кельтами.

Связь с землей

Мир кельтов был заселен пантеоном богов и богинь, которые жили в разных окрестностях или персонифицировали их. Сама Ирландия встречается в мифах в образе великой богини, одно из имен которой — Эриу — дало имя стране, которую мы знаем как Эйре (Ирландия). Ее телом была сама земля: два холма в Графстве Керри, напоминающие женскую грудь, носят имя Грудь Ану (Paps of Anu), по другому ее имени. Обряд коронации для ирландских королей означал ритуальный брак с землей, появившейся в форме богини, известной как Верховная Власть (Sovereignty). Подобные пещерам земляные жилища, такие как например Нью Грейндж в долине реки Бойн, построенные более ранними обитателями, расценивались как вход в ее лоно, где жили духи предков (а также сиды, и в целом подобные "могилы перехода" описываются в мифологии, как проход в "Иной Мир"(Otherworld). Озера, колодцы и источники были посвящены богиням, их воды дарили исцеление и поддержку.

В тра­диции Им­болк посвящен Ве­ликой Ма­тери, в об­ра­зе трой­ной бо­гини Бри­гит­ты.

Богиня Бригитта очень древ­няя. На тер­ри­тории ос­тров­ной и кон­ти­нен­таль­ной Кель­ти­ки ее на­зыва­ли Бри­ган­тия или Бри­гон­да.

К хрис­ти­анс­тву она ни­како­го от­но­шения не име­ет.

Сам ко­рень «бриг» — оз­на­ча­ет вы­сокий. Бригитта – бо­гиня “вы­сокая” или “воз­вы­шен­ная”, богиня вы­соко­го мес­та, хо­зяй­ка хол­мов.

На хол­мах жил древ­ний на­род, их так и на­зыва­ли «жи­тели хол­мов».

На Ру­си их на­зыва­ли «дивьи лю­ди», а у кель­тов их на­зыва­ли «фей­ри». Счи­талось, что они тот на­род, ци­вили­зация, ко­торые бы­ли здесь до нас и ка­кое-то вре­мя да­же в пе­ри­од хрис­ти­анс­тва мы жи­ли вмес­те. Толь­ко по­том, ког­да появились очень жесткие гра­ницы и страх, ко­торый вну­шала но­вая ре­лигия, прос­транс­тва раз­де­лились, и гра­ницы зак­ры­лись. Но эти гра­ницы, на­зовём их ма­гичес­ки­ми гра­ница­ми (фи­зичес­ких гра­ниц нет), они до сих пор ря­дом с на­ми.

В та­кие праз­дни­ки, как во­семь на­ших ре­пер­ных то­чек, эта ма­гичес­кая гра­ница ста­новит­ся очень тон­ка. Мы как буд­то бы име­ем воз­можность при­кос­нуть­ся сно­ва к это­му ми­ру. Нам ста­новит­ся вид­но то, что не ви­дим в обыч­ные дни, а древ­ние жи­тели ми­ров нас ви­дят. Ви­дящие лю­ди ви­дят их хо­рошо, лю­ди не ви­дящие, но чувс­тву­ющие по­нима­ют, что что-то про­ис­хо­дит, что очень силь­но из­ме­ня­ет­ся прос­транс­тво.

Пле­мя, ко­торое бо­лее древ­нее, ви­дит нас нем­ножко ина­че, чем ви­дим мы их. Они смот­рят на нас и пы­та­ют­ся вы­яс­нить, а не из­ме­нил­ся ли че­ловек, в нём по-преж­не­му мно­го зла? Он раз­ру­ша­ет на­ши свя­щен­ные ро­щи, срав­ни­ва­ет с зем­лёй на­шими хол­мы и го­ры, вы­руба­ет на­ши ду­бы, ос­квер­ня­ет на­ши ис­точни­ки? Он по-преж­не­му за­нима­ет­ся этим же или всё-та­ки у не­го по­яви­лось ра­зуме­ние?

Вот две ты­сячи лет заг­ля­дыва­ют они за край и по­нима­ют: нет, ни­чего не из­ме­нилось. Но пос­леднее вре­мя, что-то на­чало ме­нять­ся, пос­леднее время, ко­торое мы про­жили в стран­ном сос­то­янии, со­вер­шенно неп­ри­выч­ном, нес­мотря на все по­тери, ко­торые об­ре­ло че­лове­чес­тво. Мо­жет быть, оно даст боль­ше кон­тактов с те­ми, ко­го ког­да-то из­гна­ли из это­го ми­ра, а зна­чит и из сво­ей жиз­ни то­же…

О трехликой Бригитте

Трехликая Бри­гит­та оли­цет­во­ря­ет со­бой три­еди­ную Бо­гиню-Мать. У кель­тов её на­зыва­ли Бадб, Ма­хой, Эрио.

Счи­талось, что она дочь древ­не­го бо­га Даг­ды. Бог Даг­да — это та­кой тол­стый, боль­шой, очень доб­рый бог, ко­торый яв­ля­ет­ся по­дате­лем благ для всех.

Бри­гит­та яв­ля­ет­ся для лю­дей бо­гиней вра­чева­ния, ле­чит ра­ны те­лес­ные и ду­шев­ные. Она яв­ля­ет­ся пок­ро­витель­ни­цей куз­нечно­го де­ла, по­это­му ей пок­ло­ня­ют­ся и по­чита­ют куз­не­цы, и все, кто ра­бота­ет с огнем и ме­тал­лом. Яв­ля­ет­ся она так­же и бо­гиней по­этов, счи­та­ет­ся, что она дает им вдох­но­вение.

В сла­вян­ской тра­диции трой­ная Бри­гит­та пред­став­ле­на в ка­чес­тве трёх бо­гинь Жи­ва, Ма­рена и Ле­ля. Де­ва, мать и ста­руха.

Также она пред­став­ля­лась лю­дям в ви­де пти­цы с че­ловечь­ей го­ловой. Это птица Ал­ко­ност, пти­ца Га­ма­юн и ве­щая пти­ца Си­рин, ко­торые при­носи­ли зна­ния лю­дям, ин­форма­цию из дру­гих ми­ров.

Но ес­ли пос­мотрим на ещё бо­лее древ­ние пре­дания, то уви­дим, что эта бо­гиня – пи­та­ющая всё су­щее. Счи­та­ет­ся, что она бы­ла пер­вая из бо­гов, ко­торую вскор­ми­ла ко­рова, пи­та­ющая все ми­ры.

В Скан­ди­навии мы зна­ем эту ко­рову, как ко­рова А­удум­ла. Она кор­ми­ла ве­лика­на Ими­ра, по­том она вы­лиза­ла ве­лика­на Бу­ри, то есть это та са­мая пи­та­ющая си­ла, ко­торая соз­да­вала все ми­ры.

А вот бо­гиню Бри­гит­ту вскор­ми­ла бе­лая ко­рова с крас­ны­ми уша­ми. Этот об­раз чис­то кель­тский.

Опи­сыва­ли, что ста­да ко­ров у бо­гини Фей­ри имен­но так и выг­ля­дят, они бы­ли бе­лос­нежные и уши у них бы­ли крас­ные.

Пре­дания “Ма­бино­ги­она” рас­ска­зыва­ют об этих ве­ликих ста­дах, ко­торые иног­да да­же по­пада­ли в че­лове­чес­кий мир. Это, воз­можно, все­го лишь сказ­ки, ко­торые ма­тери рас­ска­зыва­ют де­тям на ночь, но за каж­дой сказ­кой, сто­ит очень древ­няя ле­ген­да.Так древ­ние ве­дуны, вол­хвы, дру­иды, при­нося эти сказ­ки в мир че­лове­чес­кий, не поз­во­лили за­быть древ­них бо­гов…

Читать статью на сайте…

Культ Богини-Матери

Все богини кельтской мифологии восходят к культу Богини-Матери, в основе которого лежит древнейший образ Великой Матери-Земли.

Это Великая Мать, пи­та­ющая всё су­щее. Счи­та­ет­ся, что она бы­ла пер­вая из бо­гов, ко­торую вскор­ми­ла ко­рова, пи­та­ющая все ми­ры.

Кельтский магический культ свя­зан­ с пок­ло­нени­ем зем­ле и си­лам при­роды, поддержанию связи между людьми и природой.

По всему кельтскому миру был широко распространен культ женских божеств, называемых Матерями или Матронами.

Широкова Н.С Мифы кельтских народов. М. 2004

Черная Дева Шартра

Шартр (Франция) был главным городом кельтской народности карнутов, населявших территорию между Сеной и Луарой. Собственно, само название «Шартр» – это сильно измененная форма слова «карнуты».

Шартр являлся куль­то­вым цен­тром, где рань­ше все дру­иды Гал­лии, Ев­ро­пы со­бира­лись по определенным праз­дни­кам, со­вер­ша­ли ри­ту­алы, при­носи­ли жер­твоп­ри­ноше­ния.

Городской кафедральный собор (Шартрский собор) стоит как раз на месте древнего святилища друидов. И сегодня посещающие это место чувствуют особую силу этого места.

Сам собор содержит много загадок и тайн. Одной из которых является Черная Дева или Черная Мадонна.

Вплоть до XVIII столетия в соборе хранилась статуэтка женщины, носящей под сердцем ребенка, вырезанная из черного дерева. Черная Дева или Черная Мадонна, как называли ее христиане, была найдена в III веке, и с тех пор почиталась как изображение Богоматери.

Однако, по мнению историков, статуэтка изображала вовсе не Деву Марию, а кельтскую Богиню-Праматерь.

Существует легенда о статуэтке Черной Девы. В начале 13 века, когда заканчивалось строительство собора, статую обнаружил некий юноша по имени Герард. Он был каменщиком-подмастерьем. В заброшенном доме он наткнулся на странную статуэтку. Это была фигура беременной женщины с величественным лицом. Выражение его было слегка надменно. У основания скульптуры были вырезаны непонятные символы в форме змеи и крест из переплетенных дубовых веток. Молодой каменщик понял, что перед ним не кто иная, как знаменитая Черная Дева!

Юноша очень хотел быть скульптором. Вдохновившись Черной Девой он решил сделать её копию. Над статуей он корпел почти год, но она не получалась, выходила какая-то уродливая ведьма. В отчаянии Герард изрубил статую на куски и решил отнести в алтарный зал настоящую Чёрную Деву.

Ему было жаль расставаться со столь ценной вещью, но он сделал это. Юноша поставил скульптуру среди работ других мастеров и побрел прочь. Не успел он далеко отойти, как его обогнали всадники. Это были тамплиеры. Они громко говорили о том, что в алтарном зале произошел несчастный случай. Огромные каменные плиты сорвались с креплений и разрушили все скульптуры, алтарь и похоронили работавших там людей.

Герард вернулся и был удивлён тем, что Чёрная Дева осталась цела. Тогда он решил, что эта статуя — это совсем не христианская Мадонна, а языческая богиня. Молодой человек решил изгнать из неё бесов.

Положив статую Черной Девы на пол, юноша долго читал над ней молитвы, изгоняющие бесов, и осенял ее крестными знамениями. Наконец, решив, что «черная дьяволица» обезврежена, вышел на улицу, намереваясь отыскать укромное местечко и сжечь там дьявольскую скульптуру…Он вышел из дома, чтобы подготовить всё необходимое, но не успел. Его насмерть затоптала взбесившаяся лошадь...

После этого фигурка Черной Мадонны хранилась во многих храмах. В годы Великой Французской революции она исчезла. Как гласит официальная версия – сгорела во время пожара...

Из свободной сети Интернет

Библиотека школы Меньшиковой раздел «Магические ключи в истории и мифологии кельтов»