Осенним утром майор Рыбин, войдя в здание полиции, кивнул в знак приветствия коллеге, который шёл навстречу, и направился в свой кабинет. Он уже обдумывал детали порученного ему расследования, как дежурный его окликнул:
- Товарищ майор! Юрий Васильевич!
Рыбин остановился и обернулся:
- Ну, что ещё? – раздражённо спросил он.
- Вам сегодня уже три раза звонил какой-то Филатов, - торопливо отчитался дежурный, вытянувшись по струнке. - Я сказал, что вас нет, но он говорил, что очень важное дело…
- Ладно, - махнул ему майор. - Сам разберусь. Вольно…
Он медленно поднимался по лестнице на второй этаж, вспоминая своего наставника и коллегу.
***
Рыбин пришёл в полицию после окончания школы милиции, так она тогда ещё называлась. Молодой, неопытный он был направлен на стажировку к лучшему следователю уголовного розыска их района Филатову.
Капитан Филатов Степан Иванович всего на шесть лет старше его, но уже успел заслужить уважение коллег и начальства. Он поймал много бандитов и даже был ранен.
Степан Иванович встретил Рыбина по-дружески, без высокомерия и нравоучений. Он спокойно рассказывал о всех тонкостях службы и ожидал от подчинённого чёткого выполнения приказов.
Единственным недостатком Филатова было его фанатичное служение закону. Он сам работал сутками и не давал покоя другим. При этом Степан никогда не брал взяток, и уговорить его закрыть дело нужного арестованного было невозможно. Он никого не слушал и стоял на своём. И однажды достоялся.
Оперативники задержали молодого человека, который подозревался в неоднократном изнасиловании девушек. Оказалось, что это сын бизнесмена. Полковник приказал Филатову отпустить задержанного, но тот не стал этого делать и решил довести дело до суда.
- Да у нас все улики и даже показание свидетелей, - настаивал Филатов. – Этого гада точно посадят и на долго.
- Ну, ты сам напросился, - скривил лицо полковник и произнёс шёпотом, когда Филатов уже выходил из кабинета. - Больше не буду терпеть твоё самоуправство.
В итоге Филатова отстранили от дела и перевели в область.
Именно с тех пор они с капитаном Филатовым и не виделись. От общих знакомых Рыбин слышал, что от капитана ушла жена с дочкой к какому-то олигарху, да и карьеры он не сделал, хотя был очень способным следователем. Так и остался капитаном в свои пятьдесят лет.
Этот неожиданный звонок от старого друга немного встревожил Юрия. Майор задумался:
«Филатов очень грамотный следователь, по пустякам бы не стал меня дёргать. Надо вечером к нему заскочить».
Поздно вечером, остановив «Тойоту» напротив подъезда одного из старых четырёхэтажных домов, Рыбин поднялся на второй этаж. Озираясь на облупившиеся стены подъезда, грустно вздохнул:
«Неужели здесь можно жить нормальному человеку?»
Как ответ на свой вопрос на лестничном проёме увидел велосипед и детскую коляску.
Поднялся на нужный этаж и откашлявшись, надавил на звонок. Послышалось быстрое шарканье ног и шорох за дверью.
Кто-то явно испуганно смотрел в глазок, чего никогда не замечалось за смелым и даже отчаянным Филатовым. Клацнул замок и двери со скрипом отворились.
На пороге стоял небритый в мятой рубашке и с отёкшим от пьянки лицом капитан Филатов. Запах перегара, папирос стоял такой насыщенный, что Юрий Васильевич поморщился.
- Ну, ты даёшь! Ушёл в запой и меня позвал для компании…
- Нет, - поспешно выглянув на площадку и закрывая двери, ответил Степан Иванович, вздыхая. – Мне помощь твоя нужна… Я только тебе доверяю… Ты всегда меня понимал… Проходи.
Они вошли в комнату со скудной мебелью и грязными давно не мытыми окнами. На столе стояли несколько пустых бутылок из-под водки, остатки консервы «Сайра» и засохших, скрюченных, как креветки чёрных кусочков хлеба.
- Будешь, - скорее из вежливости быстро спросил хозяин, наливая водку в стакан.
Юрий Васильевич отрицательно мотнул головой, смахнул со стула какой-то мусор и сел. Его очень интриговало, что же заставила капитана вдруг вспомнить о нём через столько лет.
«Наверно, что-то действительно важное», - решил он про себя и приготовился слушать.
Филатов выпил, занюхал рукавом рубахи и закурил. Видно, что он очень нервничал, внимательно поглядывая на него.
- Ты не думай, - начал Степан, выпуская струйку дыма. – Я не спился… Просто дело такое необычное, что без бутылки в голове не укладывается. Я уже и полковнику Суслову докладывал, но он только посмотрел на меня, как на идиота и велел пойти и проспаться.
Рыбин уже начинал нервничать и посмотрел на часы.
- А, я не пьян! – вдруг крикнул Степан Иванович. – Веришь, мне, Юрка? Я пью только чтобы не сойти с ума… Пью, а не пьянею, как всё вспоминаю… Я так больше не могу!
- Ну, рассказывай, Степан Иванович, - заторопил его Рыбин. – Что за странное дело у тебя…
- Началось это год назад… - тихо произнёс Степан, уставившись в окно. – Был у нас во дворе один дворник из средней Азии, вежливый такой, улыбчивый, Саидом звали. Я бывало иду с работы, а он на лавочке сидит. Сяду рядом поговорим по душам. Хороший был человек. Его все здесь уважали. Он ещё и другие дворы обслуживал, говорил, что очень деньги нужны сыну на учёбу. Бабушкам с авоськами помогал сумки поднять на этаж, мамочкам с колясками, двери открывал. Очень он семью свою любил и всё рассказывал, как у них в ауле хорошо…
Юрий кашлянул, давая понять, что вступление затянулось.
- Ну, вот, - понял его Степан и перешёл к сути. – Прошлой осенью в конце октября… кажется… Да! Ещё подстывать начало. Саид до самой темноты бродил по дворам и стучал лопатой, сбивая настывший лёд со ступенек и на дорожках. Аккуратный был, боялся, что могут упасть дети или старушки…
Степан снова закурил и на его глазах показались слёзы. Рыбин присмотрелся, чтобы понять не кажется ли ему. Ведь Степан бывал во всяких переделках и сентиментальным никогда не был.
***
Год назад. Саид стоял у одного из подъездов с лопатой и улыбаясь смотрел вдаль. Солнце медленно ползло за крыши домов. Пар изо рта легко взлетал и тут же исчезал.
«Дома хорошо, - думал Саид. – Жена детей кормит, чай заваривает, дыня кушают».
Он замечтался и не сразу услышал шум из соседнего двора.
Потом очнулся и поспешил туда, испугавшись, что кто-то упал. То, что он увидел, забежав за угол дома повергло его в шок.
Группа пьяных парней из четырёх человек пинали лежавшего на земле и совершенно уже не сопротивлявшегося парня. Рядом стояла девица и громко смеялась, выкрикивая:
- Ещё ему добавь, ещё!
Саид открыл рот, чтобы крикнуть, но действие развивалось стремительно, и он застыл на месте. Девушка, указывая пальцем то на одного, то на другого из своих приятелей, очевидно, давала им указание что-то сделать. Саид не расслышал, что именно.
Парни расстегнули ширинки и стали мочиться на бездыханное тело. Саид даже протёр глаза, чтобы убедиться, что это ему не кажется.
- А ты что? - громко крикнула девушка, пиная одного из парней. – Ну!
- Я просто не хочу, - растерянно ответил тот и отошёл в сторону.
- Тогда я сама, - задорно сказала она и переступив лежащего одной ногой, так чтобы он оказался у неё между ног, начала мочиться под общий хохот.
Саид ошалел от увиденного и подняв лопату побежал к пьяной компании с криком:
- Шайтан! Вы что творите? Как не стыдно? Прекратите!
Компания брезгливо посмотрела на дворника и совершенно не смущаясь захохотала.
- Нельзя так с людьми… - успел сказать он, но тут же получил бутылкой по затылку и упал без сознания.
- Людей нельзя, - улыбаясь согласилась девица. – А, разве вы люди?! И этот студент тоже не человек. Видите ли, он с нами пить не захотел, умник. Мы ему не компания. Теперь с этим, - она пнула Саида. - За компанию в канаве будет валятся. Верно, парни?
- Точно, Марго! – согласились остальные и заржали.
- Добавьте и этому старику хорошенько, - приказала девица, закуривая длинную сигарету и внимательно наблюдая.
Парни начали избивать старика. Они делали это долго и равнодушно, как обычно поступали с одинокими прохожими. Рита бросила на землю недокуренную сигарету и остановила их:
- Дайте и мне его проучить. Чтобы не лез не в своё дело.
Она с особым усердием принялась наносить удары острым каблучком по телу Саида, который лежал без сознания.
Утром прохожие обнаружили тело дворника за мусорными баками и сразу же вызвали полицию. Лицо несчастного было настолько изуродовано, что опознать его удалось только по форменной одежде и яркой жилетке.
Жестокое убийство уважаемого всеми Саида вызвало беспокойство среди жителей района. Дело поручили капитану Филатову, который считал своим долгом найти и наказать виновных в этом ужасном преступлении.
Почти месяц Филатов искал свидетелей, но безуспешно. Однако вскоре произошло ещё одно странное событие.
В соседнем дворе обнаружили парня с отрубленной головой, что было нетипично для этих мест. Дело вновь поручили Филатову. Начальство не верило в гениальность следователя и просто вешало на него заведомо сложные дела, которые впоследствии должны были перейти в разряд «глухарей».
Степан Иванович осмотрел лопату, что валялась неподалёку от тела и узнал её. На ручке была приметная зарубка, да и саму лопату, когда убили Саида тогда не нашли.
Уже позже Филатов узнал, что это был один из убийц Саида. Выяснил, кто дружил с убитым парнем и пошёл по квартирам приятелей. В первой нашёл ещё один труп. Тело лежало давно - недели три. Он жил один, поэтому никто его не хватился. В другой квартире нашли живого, но до смерти перепуганного хозяина Эдика.
- Посадите меня! – орал он, открывая двери полиции. – Я в тюрьму хочу! Скорее! Он меня убьёт! Скорее!
Эдик всё и выложил: кто и как убивал Саида, описал всё в подробностях.
***
- Ну, молодец, что раскрыл… - начал Рыбин, вставая со стула, но Филатов схватил его за плечо и властно усадил обратно со словами:
- Тут-то всё и начинается, Юра. Компанию этих мерзавцев мы арестовали, но никто из них до суда не дожил. Парней и девицу эту Маргариту кто-то задушил в камере предварительного заключения…
- Тебе их жаль, что ли? - спросил Рыбин. – Может родственники Саида весточку передали… Ну, кто-то решил вопрос так и что?
- А, то, - выдохнул Степан и нервно заходил по комнате. - С того дня в нашем районе и даже в других, стали происходить странные убийства. То пьяную компанию хулиганов, от которых стонал весь двор найдут прирезанными, то пропадут куда-то местные проститутки, что стояли на дороге. Я поначалу не обращал внимания, но однажды возвращался вечером с работы, и увидел: На детской площадке сидит пьяная компания. Орут, распивают и гадят прямо в песочник. Я хотел подойти к ним и усмирить, но поскользнулся и упал. Сижу на земле, колено тру, что ушиб, а сам смотрю в ту сторону, где шум. Тень промелькнула мужская с лопатой и всё стихло. Я туда бегом. Все четверо с перерезанным горлом лежал мёртвые. Я вызвал оперативников и доложил полковнику…
- Ты думаешь, что это покойный дворник мстит? – нерешительно спросил Рыбин. – Ты сам-то в эту чушь веришь?
- Вот и мне полковник пальцем у виска покрутил и отстранил от дел, - грустно опустив голову сказал Степан. – В отпуск меня отправил. А, я сам видел своими глазами. Я материалы собирать начал по нашему району. Подобных убийств уже более пятнадцати! Ты понимаешь?
- Ты предлагаешь мне ловить призрака? – спросил Юрий смеясь. – Так что ли?
Степан Иванович сел на стул и снова налил себе в стакан водки. Залпом выпил.
- Полковник меня в «дурку» сдать хочет, - сказал он с мольбой глядя на Юрия. – Я это сразу понял. Надо снять на камеру этого убийцу… Чтобы все увидели, что я не выдумываю… Что в своём уме, понимаешь? Помоги!
- Ладно, - нехотя согласился Юрий. – Завтра принесу камеру и пойдём снимать твоего Саида. Хорошо?
- Спасибо, - обрадовался Степан. – Ты единственный, кто мне верит.
Но на завтра Юрий Васильевич прийти к Степану не смог, его отправили в срочную командировку в столицу. Вернулся он только через месяц.
Вечером направился к Степану Ивановичу извиняться, что так долго не появлялся. Долго стоял под дверями, никто не открывал.
- Степан, это я - Юрий! - кричал он, громко барабаня в двери. - Открой!
Выглянула пожилая соседка из квартиры напротив и шёпотом сказала:
- Нет его… Давно уж нет… В больницу забрали, бедолагу… Так он кричал, вырывался, а его связали и в машину…
- А, куда увезли? - успел спросить Юрий перед тем, как женщина скрылась за дверью, но тут же догадался.
Юрий Васильевич ушёл домой. Но на следующий день посмотрел сводки происшествий и обнаружил новые жертвы:
«Найдены три тела зарезанных пьяных мужчин. Особая улика - лопата дворника».
- Выходит, что Степан Иванович был прав, - тихо сказал он и резко оглянулся, чтобы никто его не услышал. - Кому скажи - не поверят, а отправят туда же к Степану. Мстит дворник Саид всем мерзавцам… Вот тебе и вежливый дворник Саид».
**********************************************************************************
Если у Вас есть возможность и главное желание поддержать наших авторов горячей чашечкой кофе - оформите подписку и у Вас никогда не подгорит каша на плите и будет Вам счастье и много-много денежек!
**********************************************************************************