Электричка ушла и перрон поселковой станции опустел. Виктор стоял и улыбался, вдыхая аромат детства, который почти забыл. В детстве они, деревенские мальчишки, играли повсюду и любили бегать по просмолённым шпалам, обгоняя друг друга.
Виктор не был в родных краях больше пяти лет. Последний раз приезжал домой на каникулы учась в институте. Он регулярно звонил родителям и обещал приехать, но, к сожалению, всё никак не получалось. Наконец-то удалось взять неделю отгулов на работе и вот он стоял на родной земле.
«На рыбалку с батей сходим, посидим у костра, как бывало, - мечтательно подумал он. – Как там наша лодка, жива ещё или совсем рассохлась?»
За эти годы многое изменилось: новые дома, машины, незнакомые люди кругом. Он медленно шёл, вспоминая все детали прошлого и сравнивая с настоящим.
Проходя по новым незнакомым улицам, которых много построили, удивлялся и радовался за свой район. Деревень здесь много, но народ разъехался в города. Виктор думал, что многие деревни совсем опустели, а оказывается здесь кипела жизнь. Кто-то скупил участки и теперь на их месте красовались добротные в современном стиле коттеджи.
Проходя по новостройкам и разглядывая особняки, сбился с маршрута. Плутая по улицам почти час, понял, что заблудился. Его это даже развеселило.
Он улыбнулся и вспомнил детские годы, своего закадычного друга Андрея. Сколько они облазили оврагов, устраивали гонки на велосипедах, уезжая далеко от дома, но всегда возвращались, находя дорогу. А сейчас он заплутал.
Очередная улица из современных построек закончилась и показались крыши старых привычных глазу, с кирпичной трубой домов. Он обрадовался и пошёл быстрее.
Но позже сориентировался и понял, что ушёл далеко в совершенно другом направлении от родительского дома. Идти обратно предстояло ещё не менее часа.
Парень свернул в знакомый теперь проулок и вышел на старое кладбище заросшее берёзами и соснами.
«Как здесь тихо, - подумал он и сразу вспомнил давнего друга. - А как мы с Андреем здесь прятались, играли в индейцев и партизан. Вот бы увидеть его. Давно мы что-то не общались. Телефон он поменял свой что ли? Спрошу у родителей».
Он медленно проходил по аллее мимо могил и машинально разглядывал памятники, мельком читая надписи. В тени высоких деревьев чирикали птицы, прячась от жары.
Виктор заметил у дороги удобную лавочку и сразу почувствовав усталость, сел. Ноги гудели, он их вытянул, и блаженно улыбаясь, зажмурился.
Где-то с боку послышались шаги. Он удивился, ведь всю дорогу, что шёл по кладбищу никого не встретил. Открыл глаза и повернув голову, обомлел.
В его сторону уверенной походкой шёл друг детства Андрей. Виктор вскочил и протягивая руку для приветствия, радостно воскликнул:
- Привет, Андрюха! Как рад тебя видеть. Сто лет не видались.
- Здорово, Витёк! – ответил приятель, крепко пожав руку.
- Садись, поболтаем чуток, - предложил Виктор. – Я тут так находился, что ноги гудят.
Он смущённо засмеялся, стыдно признаться, что он коренной житель заблудился.
Друг охотно сел на скамейку, и они разговорились. Вспоминали свои детские шалости: как сбегали с уроков, списывали домашнее задание, прятали дневник от родителей, где учитель написал, что вызывает отца в школу.
- Даже не верится, что всё это было, - сказал Виктор и грустно улыбнулся.
- Я всё это помню, - ответил Андрей. – Даже помню, как ты провалился зимой в рыбацкую лунку, и я тащил тебя мокрого к себе домой. Боялись, что твои родители тебя заругают. Помнишь?
- Ага! – кивнул Виктор и вздохнул. – Да, много воды утекло с тех пор.
Они замолчали, и Виктор похвастался:
- Я теперь заведующий отделом. Меня недавно повысили.
- Молодец! – поздравил друг и пожал ему руку. – Поздравляю! Рад за тебя…
- Хорошо-то хорошо, но теперь столько вопросом приходится решать. Просто голова кругом, - продолжил Виктор. – Никто не умеет и не хочет работать. Приходится всё контролировать и тыкать носом. Думаешь легко?
- Я понимаю, - согласился Андрей и как-то снисходительно усмехнулся.
- А, как у тебя дела? – Вдруг спросил Виктор. – Ты же тоже где-то учился…
- Учился, - нехотя ответил тот и сразу перевёл разговор на Виктора. – А, как у тебя на личном фронте? Не женился, ещё? Тебе Любка из параллельного класса нравилась, я помню. Ты прямо весь бледнел, когда её видел…
- Нет, - засмеялся Виктор. – Пока не женат… Так, есть дамочки, но жениться не спешу. А ты завёл семью?
- Нет, - замотал головой Андрей и снова спросил. – Ты к нам на долго приехал?
- Думаю неделю пробуду, - ответил Виктор и предложил. - Хочешь отправимся на речку в ночное, порыбачим, как когда-то бывало. Ты как?
Андрей задумчиво улыбнулся.
- А, как твоя сестрёнка, Настя? Замуж поди выскочила? – улыбаясь спросил Виктор. – Помню её такую смешную с косичками. Сейчас наверно, красавица?
- Да, - уклончиво ответил Андрей. – Красавица…
Виктор ещё хотел поболтать, но Андрей встал, и протягивая руку для прощания, сухо произнёс:
- Рад был тебя увидеть. Мне пора.
- Так мы договорились сходить на рыбалку? – сжимая руку друга уточнил Виктор. – Давай в понедельник! Хорошо?!
- Посмотрим, - уклонился от прямого ответа Андрей и подняв руку над головой, помахал. – Пока!
- Ой! Андрей, постой! – остановил его Виктор. – А, ты чего здесь? Может, пойдём вместе в деревню, по дороге поговорим…
- Нет, у меня здесь дела, - ответил Андрей и нехотя пояснил. – На могилке надо прибраться.
- Пока! – крикнул ему вслед Виктор и тоже ушёл с кладбища.
Подходя к дому, Виктор заметил, что небо потемнело - опускались сумерки.
«Ничего себе прогулялся, - подумал он, открывая калитку. - Приехал в полдень, а уже вечер».
Его радостным возгласом: «Сыночек, родной!» встретила у порога мать. Она крепко обняла сына и даже немного всплакнула от счастья.
Отец, кашлянул, прерывая слезливую встречу матери с сыном и крепко пожал ему руку:
- Здорово, Виктор! Наконец-то мы тебя дождались.
***
За столом разговорились, и Виктор рассказал о том, что встретил на кладбище Андрея.
- Представляешь, батя, я заблудился, - рассказывал он, не замечая испуг на лицах родителей. - Как тут у вас понастроили всего. Вижу, Андрюха идёт…
Родители встревоженно переглянулись. Отец вдруг схватил недопитую бутылку самогона и убрал со стола на пол.
- Тебе похоже хватит, сынок, - сказал он, сурово глядя на сына. – Заговариваешься уже. Это тебе не ваше городское пойло. Здесь 70 градусов, не меньше…
- Бать, ты чего? – Не понял Виктор и засмеялся. – Ты сам посмотри. Я трезвый!
- А, чего тогда ерунду городишь про Андрюху? – Сердито спросил он. – «На кладбище его видел», - передразнил его отец.
- Да! Видел и долго говорил с ним, - подтвердил Виктор.
Мать вскрикнула и со слезами на глазах обратилась к мужу:
- Ох! Чего это делается-то, Ваня?
- Да, что с вами? – смеясь спросил сын. – Чего вы такие странные? Чего случилось?
Отец прошёлся нервно по комнате и сел, пристально глядя на сына.
- А, то и случилось, сынок, - сказал он, налил себе самогонки и залпом выпил. – Помер твой дружок. Уже года два, как помер. Не мог ты его сегодня видеть! Не мог!
- Как же это? – Растерялся Виктор и начал настаивать. – Бать, я не вру! Мы с ним около часа сидели на кладбище и детство вспоминали, сестрёнку его Настю…
Послышалось громкое всхлипывание матери. Она закрыла рукой рот, а по щекам текли слёзы.
- Я там не был… - начал рассказ отец, уставившись в ночное окно. - Люди говорили, что пожар случился в их доме поздно вечером. Зимой темнеет рано. Все уже спать легли. Андрея дома не было, задержался где-то. Он тогда в районе работал в автомастерской. Приехал видать позже, а тут всё полыхает. Пожар начался с кухни и отрезал весь выход из дома. Родители видать задохнулись в дыму, а вот Настя проснулась и пыталась выбраться из огня. Соседи говорили, что она стучала в окна и кричала. Но зимой все окна закрыты наглухо, открыть не смогла. Вызвали пожарных и стояли, смотрели - девка бьётся, как птица в клетке. Сердце от такого сжималось у людей, а сделать ничего не могли. Вот, Андрей и бросился в огонь, сестру спасать. Его пытались остановить, но куда там…
- И что? – В надежде спросил Виктор. – Они в больнице? В больнице, да?
Мать и отец опустили глаза и покачали отрицательно головой.
- Схоронили всю семью той зимой, сынок, - хватаясь за рукав сына и шмыгая носом пояснила мать. - Вокурат на том кладбище…
Виктор не хотел в это верить. Просто не укладывалось в голове.
«Я же здоровался с ним, разговаривал. – вспоминал он, противореча родителям. – Быть того не может».
Утром он отправился к дому Андрея.
Его печально встретили старые развалины обгоревших головёшек, поросших травой. Он растерянно стоял и смотрел.
А в голове почему-то звучал их детский мех и перед глазами стояло весёлое лицо Андрея, который ещё вчера махал ему рукой.
«Прощай, Андрей, - мысленно сказал он. – Спасибо, что поговорил со мной. Ты мой самый лучший друг! Вот и повидались - друг детства».
**********************************************************************************
Если у Вас есть возможность и главное желание поддержать наших авторов горячей чашечкой кофе - оформите подписку и у Вас никогда не подгорит каша на плите и будет Вам счастье и много-много денежек!
**********************************************************************************