Когда-то я думал, что электрический автомобиль — это будущее. Это должно было быть идеальным решением для современного города: никаких загрязняющих выбросов, никаких затрат на топливо, стильный и тихий. Чисто, экологично и удобно. Вот я и решился. Купил свою первую "электричку" и, честно говоря, до сих пор не могу понять, зачем это вообще нужно было делать.
Да, да, я надел себе повязку на глаза и вёл себя как фанатик зелёных технологий, но вот реальность: заряжается долго, батарея садится быстро, а ты ещё и оказывается обманутым всей этой сказочной упаковкой, которая при ближайшем рассмотрении вовсе не так уж и красива.
1. Зарядка? Мечта! Или кошмар...
Вы когда-нибудь пробовали зарядить свой электромобиль в России? Если нет, то, знаете, вам повезло! Ибо вот я — тут, на передовой, с собственной "электричкой", и сразу скажу: зарядка — это отдельная эпопея. Когда ты садишься за руль, полный энтузиазма и уверенности в том, что вот-вот ты доберешься до своей работы или дачи без всяких топливных расходов, ты забываешь, что на каждом шагу тебя ждёт неудача. Забыть зарядить перед поездкой — и ты, по сути, на обочине с почти мёртвой батареей.
Приехал на работу — решил подзарядить. Ничего страшного, думаю, тут же рядом стоянка с зарядкой. Но не тут-то было. "Недоступно", "Только для владельцев", "Зарядка только для определённой марки". Пошёл искать вторую. Не получилось. Тогда решил попробовать зарядить на самой быстрой станции — и на тебе! Ожидание? Три с половиной часа, чтобы довести батарею хотя бы до 70%! Могу ли я за это время заняться чем-то полезным? Конечно, нет. В лучшем случае сижу в машине и мечтаю о старом добром бензиновом моторе, который наплевал бы на все эти зарядки.
2. Батарея? Она не выживает даже в мороз!
Если кто-то обещал мне, что электромобиль — это чудо природы, которое работает в любых условиях, это не просто обман — это жестокая насмешка. В мороз, когда температура опускается ниже -10, батарея садится быстрее, чем ты успеешь покурить сигарету, пока пытаешься разобраться, как подзарядить свою "электричку". Это не просто миф, это реальность. Зимой, когда нужно ехать везде и сразу, твоё чудо-приспособление по сути становится всего лишь дорогим стационарным объектом, который ты не можешь толком использовать в условиях холодной погоды.
Понял я это, когда как раз в зимнюю стужу решил съездить в гости к родным. За несколько километров в мороз аккумулятор был на 30% слабее, чем когда я выезжал. Как такое вообще возможно? Ведь нам так долго втирали, что электромобиль не боится никаких погодных условий. Ну что ж, забылся, видимо, этот миф о "всепогодной батарее".
3. Проезд без топлива — это обман!
А помните, как вам в автосалоне обещали, что электрический автомобиль — это не просто экологичное будущее, а ещё и экономия? Вот только что я могу сказать про "экономию"? Всё это, ребята, только для тех, кто привык, чтобы его обманывали. Вроде бы не платишь за бензин, но вот тебе и другая реальность: стоянка с зарядной станцией стоит как минимум 150 рублей за каждый сеанс, а это всё равно не решение проблемы, если ты зарядить машину до конца не успел. А как только ты начинаешь искать зарядку на каждом шагу, оказывается, что по пути ты все равно будешь тратить больше времени, чем на поездку.
А ещё совсем недавно мне сказали, что на аккумуляторах старых "электричек" быстро снижается ёмкость, так что через пару лет ты будешь платить за новые батареи столько же, сколько за сам автомобиль. То есть экономии никакой. Да, ты не заправляешься бензином, но зато ты ждёшь, стоишь в очереди и тратишь своё время, и в перспективе — деньги.
4. Экологичность или мрак?
Выходит, что "электричка" — это вовсе не тот экологически чистый выбор, который нам обещали. Да, она не производит выбросов на дороге, но сколько вреда она наносит при производстве, утилизации батарей и, конечно же, при зарядке, если источником электричества является угольная электростанция? Всё ли так идеально в "зелёном" будущем, как нам говорят?
5. Почему я всё ещё в этом?
Так зачем я купил электромобиль, если я всё это пишу? Наверное, потому что до сих пор надеюсь на лучшее. Ведь в теории всё должно быть идеально. Но пока у меня ощущение, что я стал жертвой хайпа. Логика не в том, чтобы делать хуже, а в том, чтобы попробовать что-то новое. Но вот реально: электромобили в их нынешнем виде — это скорее очередной маркетинговый трюк, чем реальный выбор для комфортной и эффективной жизни. Нужно ли это мне?
Наверное, нет, но я не сдаюсь. Может, когда-нибудь, когда зарядка будет быстрой, а батареи не будут "плавать" от температуры, я скажу: да, я выбрал правильно. Но пока я мысленно возвращаюсь к старому доброму бензину, который хотя бы не заставлял меня ждать.