Автозавод Москвич и Автозавод Санкт-Петербург. Две столицы, две Твердыни (Две Крепости в ином переводе). Собственно, «Москвич» и «Xcite». Такие разные (или не очень), но всё-таки они вместе. Вместе по одну сторону провала продаж.
Начну я, пожалуй, с того, чего у них общего, потому что в том, чём они различаются и кроется ответ на вопрос в провале продаж обоих, а причины у них разные.
Общая у них часть истории – оба принадлежали альянсу Рено-Ниссан. Так же, оба были переданы правительству городов, а не автопроизводителям. Практика для нашего автопрома новая, но такие практики есть в Китае, например Kaiyi – бренд, принадлежащий правительству города. Это, на самом деле, тема куда глубже, чем Вам покажется сразу. Это и не новая идея «кластеризации» бизнеса, о которой я писал ранее, так и новый тренд борьбы с глобализацией в мире. Make (вписать нужную страну) Great & Independent Again, товаГищи. Каждой провинции по своему автозаводу!
Тренд этот касается не только автозаводов, а, например в «Новых Регионах», каждый из городов отдан под шеф-управление крупным городам России. Вопросы, почему этим занимается не централизованное «Бюро восстановления и Реновации» или какой-нибудь «Военстрой» или хотя бы «ООО Новые Горизонты»/ ГУП «РусВесна», однако Вы уже догадываетесь, одинаковые ли ресурсы имеют условная Югра и Москва? Но, вопросы новых регионов оставим за пределами этого канала, а вот то, что правительство Москвы имеет куда больший ресурс, чтобы тянуть…по сути своей один сборочный завод, даже без литейки металла, чем новооснованные ООО или институт.
Оба запустили Китайский кроссовер – топ продаж, взрыв рынка, вожделенная мечта 60% автовладельцев в РФ, за любые цены, в сумасшедшие кредитные ставки, всё равно, колются, плачут, но продолжают гладить кактус. Что может быть лучше? – Ткскзть, извините за спойлеры – всё может быть лучше, чем Китайский кроссовер.
Но, что-то же пошло не так, продаж категорически нет. Почему же?
Нууу…самый правильный ответ «Так исторически сложилось». История не долгая, по сути своей события 2-2,5 лет, но я уже с десяток раз рассказывал её в комментариях, что решил сделать это более расширенно и чтоб наверняка.
Итак, в чём же разница?
Глобальная разница кроется в том, что Москвич это – Камаз. А, Xcite – АвтоВаз.
В том, что у правительства Москвы куда больше власти надавить на такси, каршеринги это покупать, в том, что Московские власти решительнее, быстрее, активнее, чем Петербургские.
В том, что JAC JS4 базовая модель Москвича – имеет никакие продажи в Китае, а в России и вовсе на уровне статистической погрешности.
Напротив же, Чери Тигго 7 – топ продаж в России, один из самых успешных экспортных продуктов самого Чери, его, например собирают (и покупают) даже в Италии.
Москвич
Если совсем кратко, история Нового Москвича такая. Альянс ушел, но обещал вернуться (но это не точно), оставив свои заводы НАМИ, формальной в этих вопросах структуре. Почему автозавод передали под управление правительству города? Ответ простой – вывод из-под санкций, которые получили все автопроизводители в РФ. Но и обратно, когда Рено решит радостно вернуться ему придется договариваться с мутной структурой московских властей, отнять завод придется не у бывшего покупателя, а у правительства, что знатно сложнее. По сути – тут история 1 в 1, как и Автозаводом Санкт-Петербург, однако он недолго носил гордое название Lada Санкт-Петербург.
И вот, гордое и целеустремленное правительство Москвы стало перед задачей. Автозавод надо запустить, в рекордно короткие сроки, по сути, безумные, если это делать нормально. Но как, же народ бунтует, заводы стоят, западу нос утереть нужно!
Из всего кое-как работающего автопрома остались УАЗ (полужив-полумёртв), УРАЛ (который занят совсем другими проблемами) КАМАЗ и ВАЗ, ГАЗ (которому и самому упали бывшие мощности Фольксваген).
Из всех зол хорошо себя финансово чувствующим, крупным, устойчивым партнёром казался КАМАЗ. САМОЕ ГЛАВНОЕ – у него уже были контракты с Китайскими производителями, в частности с JAC.
Кстати, полюбуйтесь, какой бывает JAC в Китае.
Только КАМАЗ эти контракты налаживал ради быстрого запуска среднетоннажников «Компас» и нужна им от Китайцев была только кабина. И «Компас» хорошо показывает себя на рынке, продажи есть, машина в меру востребованная.
Вот Камаз и спросил своего партнёра «а чё, легковушки есть какие?» - а они есть! И для Джака, который занимает хорошие позиции в грузовом Китайском секторе, легковое направление и самих, условно говоря, новое, где они только пробуют, пытаются и без европейских дизайнеров получается у них так себе. Единственная модель, которая у них «ничего такая» сок J7, которую нарисовали европейцы.
Терять Джаку было нечего, на внутреннем рынке продажи не ахти, об экспорте тем более мечтать не приходится, тогда чего санкций бояться? Тем более, либо продажи выстрелят и получится дополнительный доход, плюс застолбить рынок первыми (подсадить на потребительскую привычку), либо приобретётся опыт работы на экспорт, в стране с очень специфическими условиями эксплуатации.
Всем хорошо – Правительство Москвы отчитывается о скорейшем запуске завода, Камаз о выполнение поставленной задачи, Джак о прибылях или бесценном экспириенсе, завод не простаивает, люди получают зарплату, запад плачет, обняв колени, народ ликует, вот он наш да-да без шуток самый востребованный продукт на рынке, без этих ваших недружеских!
Дьявол крылся в простой детали. Джак не умеет делать конкурентные, востребованные легковушки. Машинки страшненькие и ненадёжные. А мы тут оказались не совсем дураки, у которых интернета нет, и подвох сразу поняли, и все болезни машины сразу же изучили, где какие вариаторы сколько ходят, а свежа память 5й точки от сидения в автомобилях тех, кто делать это умеет.
Тут не виноваты ни правительство Москвы, в такие сроки никто бы не сделал быстрее, ни Камаз, сам в легковом сегменте не представлены, чтобы иметь опыт, ни Джак, который попытался и заработать, и выручить. Просто машина неудачная.
Xcite.
Забавно, но ведь тут всё с точностью до наоборот.
Сначала Автозавод хотел запустить FAW Bestune T55 под брендом Lada X Cross 5. И, даже уже показали готовые машины. Голоса в голове подсказывают мне, что их собрано около 350 штук, прежде чем FAW… «дал заднюю» из-за санкций.
Пришлось искать нового партнёра, автозавод отдать правительству, а бренд придумать новый, ведь это теперь СОВСЕМ ДРУГОЕ и к Лада отношения не имеет.
Ладно, мы люди настойчивые и не глупые. АвтоВаз – бренд легковых авто. И да-да, опять без шуток, БОЛЕЕ ЧЕМ понимает, что такое делать топы продаж, каков он этот ваш рынок легковушек. И кроссоверы делает 50 лет (да-да Нива не имеет рамы, а несущий кузов, является кроссовером, каким его изначально задумали, а не те фекалии, что вы покупаете сегодня), а в партнёры взял топ продаж нашего рынка.
Что же могло пойти не так?
Во-первых, сам Чери был не против заработать бабла, но не в ущерб себе же. Поэтому сделал всё, чтобы его изделия под собственным брендом были привлекательнее и дизайном и по цене. Отдал АвтоВазу предыдущий рестайлинг своей модели, а собрать машину в Китае, разобрать там же, привезти по частям, собрать тут еще раз не может быть никак дешевле, чем просто собрать её в Китае.
Во-вторых. АвтоВаз решил сэкономить и не создавать отдельную сеть дилеров, пристроив Xcite в своих же автосалонах. Но, типичный клиент АвтоВаза после 2022 года, нередко, сам по себе «турбпатриот» и не примет никаких заморских надписей латинскими буквами, уж тем более какой-то поделки из-за границы. ДАЙОШ НАШУ ПРОДУКЦИЮ, произведенную Святополком, на станке Нева-2000М. Он если и посмотрит в сторону Xcite, то с презрением и всей пролетарской ненавистью.
В-третьих. Оказалось, опять же, нас не забанили в интернетах и мы приблизительно через 0.001 секунду узнали базовую модель Xcite.Появились вполне разумные вопросы. Зачем брать «нечери», если есть Чери? Зачем брать предыдущий рестайлинг за те же деньги? Зачем брать что-то связанное с Автовазом, если я либераха и от отечественного продукта у меня сразу эпилепсия и депрессия, там взагранице всё другое и вода водянистее, сами знаете.
То есть…Пойти в салон Лады добровольно? Чтобы посмотреть китайца, которого наверняка наши ручёнки при пересоборке на проклятых землях испортили? Ну только если поглумиться.
Дьявол снова крылся в деталях – целевая аудитория оказалась между двух стульев, одни категорически не хотят Китайца, другие категорически хотят именно иномарку, а не плод болезненной любви наших автопромов, уж тем более в прошлом рестайлинге, куча вопросов с обоих сторон без ответов.
Итоги.
Несмотря на ошибки в перезапуске наших автозаводов их история не окончена.
Москвич продолжает локализацию, начал варить-красить кузова самостоятельно, так что есть надежды на улучшение антикоррозионных качеств автомобиля, уж мы, да бывший рено понимаем в этом лучше. Если еще Джак услышит, что есть проблемы с трансмиссией и их устранит, с божьей помощью властей Москвы, чтобы содержать этот убыточный проект, он примелькается, устранит детские болезни и станет обычным простеньким кроссовером для людей без лишних запросов, коих полно в стране и все запчасти есть, если будет беспроблемным, то почему бы не брать его в такси?
Ну, а уже в не очень далеком будущем его ждёт запуск уже нашей машины под названием АТОМ. Это тоже, та еще авантюра, но на то и ресурс Москвы, чтобы пробовать те или иные стартапы.
Автозавод Санкт-Петербург.
Как Вы уже наверняка прочитали, история с Чери заканчивается. Впереди адаптация завода к выпуску двух новых машин, которые окрестили Рено Логан и Сандеро 3.
Сразу, слегка подправлю раздутую в СМИ информацию.
1) Нет, это не Логан и Сандеро, а несколько иные модели Рено, хоть и на той же платформе.
2) Трудно сказать, что «да просто украли у французов машины и выдают их за свои».
Насколько вы уже знаете, главная проблема санкций Автоваза – невозможность ставить детали, произведенные в Европе, и даже не каждый Китаец соглашается работать, особенно именитые в Китае бренды.
Так, что же тогда это будут за машины? Это будут эдакие "франкенштейны" из французской кузовни, но произведенной у нас, на отечественных и от восточных партнеров коробках передач и двигателях, с произведенными в России деталями интерьера, при этом максимально заимствуя компоненты с уже производимых Весты и Искры, при этом машина всё-таки должна быть другой, чтобы не стать конкурентом…Весте или Искре.
Задача, творческая, нужно поженить в себе 3 автопрома, много чего придется переразработать заново после французов, что-то адаптировать из своего или Китайского, поэтому я склонен утверждать, что это не «просто украли у рено чертежи и выдают за своё», а скорее «вдохновлялись его кузовными решениями», машина всё таки получит всё основное с чем вы взаимодействуете не от Рено, от деталей интерьера типа магнитолы, руля, до кпп и двигателя от других машин, ну, а пресловутая кузовня будет изготавливаться у нас с нашими возможностями и видением, как лучше для тех или иных узлов-агрегатов.
В общем, хотели, чтобы было что-то своё, но не Лада Веста или очередной китайский кроссовер с переклееным шильдиком – получайте. АвтоВаз тут выступит адаптатором Рено под автозавод, который выпускал Ниссаны (на другой базе, кстати).
Помните только, что сравнивать машинку, идейно близкую к Весте или «Рено логан» с БМВ или кроссоверами в 2 раза дороже – от слабоумия, сравнивать нужно с одноклассниками, не ждите превосходящего фантазию беспилотного, летающего на водороде лунохода, это автомобиль в своём классе, каким он должен быть.
На этом всё, надеюсь ответил на вопросы, которые вызывали непонимание.