Найти в Дзене

Весна в сельце Абрамцево.

Васнецов Виктор Михайлович. Цветущая изгородь. 1876. Музей-заповедник "Абрамцево"
Васнецов Виктор Михайлович. Цветущая изгородь. 1876. Музей-заповедник "Абрамцево"

На улице сейчас холодно и промозгло, а в "Летописи сельца Абрамцево" Саввы Ивановича Мамонтова - в самом расцвете весна, полная жизни и веселья Каждая страница этого своеобразного дневника усадебной наполнена теплотой солнечных дней, благоуханием цветущих лугов и звуками весело поющих птиц. События, описанные в нем, переносят нас в мир творчества, где каждый миг насыщен стремлением к новым открытиям. Давайте вместе окунемся в атмосферу Мамонтовского дома.

Кончаловский П.П. Цветущая яблоня. 1937. Музей-заповедник "Абрамцево"
Кончаловский П.П. Цветущая яблоня. 1937. Музей-заповедник "Абрамцево"

8 мая. Пятница. С раннего утра погода самая блестящая, тепло, а на солнце даже жарко, луга и деревья сильно зазеленели, а птицы надсаживаются изо всех сил, – вообще май во всей своей привлекательности. В Москву никто не поехал. Утром с ребятами сделали прогулку, Верушка очень довольна, что наши странствия с ней продолжаются. После завтрака были в школе – беседовали с ребятами. По моему мнению, их полезно было бы заставлять больше рассказывать прочитанное – это единственный путь выработать складную речь, а без неё знания остаются под спудом.

Утром по телеграфу просил доктора Ложечникова[1] приехать посмотреть глаза Шурки. Он приехал к шести часам – нашел Шуркины глаза не в порядке, надо лечить.

Врач-офтальмолог С.Н. Лажечников
Врач-офтальмолог С.Н. Лажечников

После обеда ходили гулять на новый пруд в обществе Петра Ивановича (врач П.И. Якуб). Под влиянием прекрасного воздуха, ярко заходящего солнца и всей улыбающейся природы у Наташи на обратном пути блеснула счастливая мысль протанцевать польку. Моментально был ангажирован Пётр Иванович! И со всей присущей ему ловкостью сделал с Натальей Васильевной перед скотным двором два тура под весёлый мотив пропетой песни. Вышел бы даже и третий тур, но развязный прыжок Петра Ивановича вдруг прекратил бал. Поздно сидели на террасе – слушали соловьёв.

Терраса абрамцевского дома. 1890-е. Музей-заповедник "Абрамцево"
Терраса абрамцевского дома. 1890-е. Музей-заповедник "Абрамцево"

Хотели в заключение изукрасить сегодняшнюю запись стихами, но, увы, поэты остались немы, несмотря на все старания, впрочем, Пётр Иванович к утру обещал извлечь из себя поэтический вопль, а Фёдору Фёдоровичу поручено не давать ему спать, пока вопль не огласит всю окрестность. Увидим, сдержат ли обещания. У Наташи стихи почти готовы… Да нет, всё-таки, спать пора.

Прахов М.В. Стихотворение "Недоля-незадача", посвященное С.И. Мамонтову. 1874. Музей-заповедник "Абрамцево"
Прахов М.В. Стихотворение "Недоля-незадача", посвященное С.И. Мамонтову. 1874. Музей-заповедник "Абрамцево"

9 мая. Суббота. Николин день[2]. Погода опять прекрасная, яркое солнце, жарко. Все явились к утреннему чаю к девяти часам, и на это была особая причина. На сегодняшний день назначен конгресс под председательством Натальи Васильевны и с утренним поездом ожидалось прибытие членов: Прасковьи Васильевны Циклинской[3] и Зинаиды Константиновны Пупыкиной. Действительно члены прибыли в сообществе Тани Мамонтовой, прихватившей, кстати, и Веруню Репину[4]. Всё почтенное собрание ухитрилось доехать со станции в двухместной коданке вместе с mademoiselle[5] Рашу[6]. Благодаря энергии председательницы школьный конгресс немедля открыл своё заседание.

Фотография любительская. Н.А. Прахов и мадемуазель Рашу. 1895. Музей-заповедник "Абрамцево"
Фотография любительская. Н.А. Прахов и мадемуазель Рашу. 1895. Музей-заповедник "Абрамцево"

Надо отметить с крайним сожалением, что настоящая летопись лишена возможности дать полный и всесторонний отчёт о происходивших прениях и отдать должную справедливость талантам ораторов. Причиною тому настоятельное распоряжение г-жи председательницы, пожелавшей удалить представителей благожелательной гласности, и наши репортёры, истощив весь запас самых убедительных доводов, принуждены были исчезнуть, не желая подвергать себя воздействию непреодолимой силы (force majeure[7]). Мы можем отметить, впрочем, не без горького болезненного чувства, что г-жа председательница в минуту, может быть, излишней откровенности, о которой ей придётся пожалеть, во всеуслышание заявила, что она сегодня чувствует на себе влияние и дух реакций. Мы всегда, в этом и враги наши отдадут нам справедливое уважение, и, если можно так выразиться, горячо любили женщину, зная чуткость и отзывчивость ко всем проявлениям человеческого ума, ведущим род людской к высокой степени мировой свободы, а потому мы уверенны, что читатели наши простят нам наши слёзы. Кто усомнится в их искренности, что тот…[8] человек? Мы уверены, что великий царь Божий – сердце, бьющееся в груди, не дано ему.

филолог, эпиграфист, доктор римской словесности, доцент Новороссийского университета, профессор Варшавского университета.
филолог, эпиграфист, доктор римской словесности, доцент Новороссийского университета, профессор Варшавского университета.

За утренним чаем Оскар Федорович Базинер, со свойственной его национальности похвальной добросовестностью, изложил весьма обстоятельно и в ярких талантливых красках об исполнении им данного ему накануне поручения. Не передавая подробностей и тонких черт рассказа, мы не ошибемся сказать, что Пётр Иванович страдал не меньше Бертольда Шварца, изобретавшего порох, или Иоганна Гоффа, создававшего свой…[9]

Лицо, искажённое бешеными потугами мысли, страшный расширенный зрачок и судорожное подёргивание оконечностями, пульс 132. В минуты исступления наблюдаемый субъект бросается на кровать, грызёт подушку, рвёт на себе остатки одежды, был даже момент, когда страдалец бросался на наблюдателя с сжатыми кулаками и злобными угрожающими жестами, грозно твердя одну и ту же строку: «Жизнь без наслаждений!..» Наконец, истомлённый процессом творчества, почти залился горючими слезами, которые через несколько минут сменились сильными рыданиями и затем благодетельный сон успокоил больного.

Утром Пётр Иванович поспешил уехать в Хотьково.

С.И. Мамонтов В Абрамцеве
С.И. Мамонтов В Абрамцеве

[1] Выдающийся русский офтальмолог С.Н. Ложечников. Впервые установил связь между катарактой зрелого возраста и страданием нервной системы, выражающимся в припадках, общих тонических судорогах (тетания). Им описан новый глазной симптом при разлитой склеродермии, сделаны ценные замечания по профилактике трахомы, был основоположником оперативного лечения глаукомы и др.

[2] Николин день, Никола вешний – православный праздник (9/22 мая), день прибытия мощей св. Николая Мирликийского (около 270 – около 345) в г. Бари.

[3] Циклинская Прасковья Васильевна – учительница Московской школы грамоты, попечительницей которой была Е. Г. Мамонтова.

[4] Имеется в виду В. А. Репина, жена И. Е. Репина.

[5] Г-же (фр.).

[6] Рашу Берта Яковлевна – гувернантка дочерей Мамонтовых.

[7] Форс-мажор, непреодолимая сила, чрезвычайные обстоятельства (фр.).

[8] В рукописи неразборчиво.

[9] В рукописи неразборчиво. Иоганн Гофф – придворный поставщик экстрактных препаратов (пива, конфет, шоколада), создатель солодового экстракта (мальц-экстракта), популярного в конце XIX века в качестве диетического средства и лекарства от кашля.