Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Армия без них как без мотора: почему в России необходимо возродить вуз, выпускавший военных автомобилистов

Оглавление
   Десантники говорят: никто, кроме нас. А автомобилисты могут сказать: никто без нас. Алексей БУЛАТОВ
Десантники говорят: никто, кроме нас. А автомобилисты могут сказать: никто без нас. Алексей БУЛАТОВ

Этот вуз назывался Рязанским высшим военным автомобильным командным училищем, которое растащили в ходе «сердюковских реформ». Сначала упразднили до факультета в составе Рязанского десантного училища, потом сослали в Омск, потом зачеркнули совсем...

И вдруг появились разговоры, что неплохо бы его возродить. Зачем? Об этом «КП» спросила бывшего начальника кафедры РВВАКУ, кандидата военных наук, полковника Михаила Симанькова.

АРГУМЕНТЫ — К БОЮ

- Какие аргументы есть за возрождение училища? Стоит ли ворошить славное прошлое?

- Да, сейчас мало ссылаться на то, что училищу столько-то лет, что оно награждено орденом Красной Звезды и выпустило 27 тысяч офицеров, среди которых свыше 70 стали генералами. Этим не убедишь. Убедить можно опытом СВО, показавшем, как нужны командиры и специалисты, способные управлять доставкой в войска и в короткие сроки восстанавливать технику, эвакуировать ее с поля боя. Нужны ремонтные части.

Когда я работал уже в десантном училище, там кроме своего парашютного профиля, получали еще и диплом инженера автотехники. Я им всегда говорил: не нужно! Готовьте боевого десантника! Как же, отвечали мне, если выйдет из строя бронемашина, он сможет ее починить.

Это абсолютно неверно.

Десантник должен сразу обратиться к инженеру, который оценит состояние машины и обеспечит ее восстановление. У каждого свое назначение.

- У летчиков ведь не пилот чинит самолет, есть механик.

- Верно. Но машинами, казалось бы, сейчас может управлять любой. Чего там сложного? А дело в том, что до 90% видов вооружений сейчас в армии — на колесах и гусеницах. И они должны быть очень подвижны. Это вопрос жизни и смерти в современном бою. А мы уничтожили вид специалистов, которые обеспечивают эту подвижность. Вот - это уже первый аргумент для возрождения училища.

ПАРКЕТНЫЕ РЕФОРМАТОРЫ И РАБОТЯГИ ФРОНТА

- Кто и как решал училище закрыть?

- При Сердюкове департамент военного образования вдруг возглавила девушка, которая приехала к нам в училище и, проходя мимо знамени с часовым, сказала: «А что тут мальчик стоит? Флажок - в музей, мальчика - на занятия».

Вот такое было понимание военной службы.

В советское время было 166 военных училищ. Когда сократили, объединили, осталось 10. Где-то в 2009 году я был ознакомлен с листочком бумаги формата А4, по-видимому Сердюков его готовил, где без был список военных вузов, которые предлагалось сохранить.

- Они все уместились на одном листочке?

- Да. Кстати, предлагалось Академию тыла и транспорта перевести в Рязань, на базу автомобильного училища. А десантное училище из Рязани отправить в Новосибирск. И преподаватели десантников, узнав об этом, стали в спешке искать места в автоучилище. Но в итоге десант оставили в Рязани, включив туда остатки училищ связи и автомобильного как факультеты, а потом и их не стало.

   Если в современном бою побеждает тот, кто быстрее движется, почему в России закрыли единственный вуз, выпускавший военных автомобилистов? Дмитрий СТЕШИН
Если в современном бою побеждает тот, кто быстрее движется, почему в России закрыли единственный вуз, выпускавший военных автомобилистов? Дмитрий СТЕШИН

- Государство уже признало недостаток рабочих и инженеров в экономике. В армии их недостаток еще не осознан?

- Вполне осознан. Просто говорить об этом, пока идет СВО, лишний раз не принято. Кому надо - все знают и видят.

- В автомобильном училище готовили только офицеров? А низовое звено, работяг фронта и тыла?

- Готовили и сержантов, и прапорщиков.

- Их сейчас кто-то готовит?

- Думаю, что нет.

«НИКТО БЕЗ НАС»

- Как сейчас возможно воссоздать Рязанское автомобильное училище? Забрать у десантников все объекты обратно? Откуда брать преподавателей?

- Говорят, рязанцы скучают по автоучилищу. Мол, наша доченька, внученька раньше выходила замуж за курсанта, а сейчас его нету. Но ностальгия рязанцев — тоже не аргумент.

Главный аргумент - значение военной автотехники. На ней все. Десантники говорят: никто, кроме нас. Инженеры говорят: все после нас. Потому что они везде первые. Ракетчики иронизируют: никого после нас. А автомобилисты могут сказать: никто без нас.

- Это может быть девизом возрожденного училища?

- Хотелось бы. Но я отчетливо понимаю, что в Рязани его уже не будет. В том прежнем прекрасном военном городке, где стояли полки еще русской императорской армии, а в 1910-1912 годах были построены Красные казармы, существующие до сих пор.

Новым местом может быть, например, Челябинск. Во-первых, это центр России по-настоящему. За этим многое стоит, в том числе и досягаемость.

- С учетом изменившихся угроз?

- И этого тоже. Там есть бывшее Челябинское инженерное училище, его база еще не совсем разгромлена. Я спрашивал его бывшего начальника: пойдешь возрождать? Говорит, пойду. Потому что знает эту базу, знает, где преподаватели. Они разбежались по каким-то сервисам. Их с охоткой туда берут. И они еще не старые, с ними можно учебу организовать.

- А из Рязанского училища люди потянутся?

- Несомненно! Я сам ему в шутку вчера сказал: если пойдете возрождать, я готов быть у вас советником. Или возглавить кафедру.

ОДНИ ВОЮЮТ, ДРУГИЕ РУБЯТ БАБКИ

- Какой может быть табличка на воротах нового училища? И что за воротами?

- Не важно, как оно будет называться - институт или училище. Мне ближе - училище. Это не умаляет его статус. У нас есть Техническое училище Баумана в Москве. Это что, умаляет его заслуги? Нет.

Надо просчитать, каких специалистов там готовить. Уже далеко не тех, которые готовило Рязанское автомобильное. Пусть их будет пока немного. Но это должны быть спецы, способные участвовать в разработке конструкции машин. В предвоенное время в Академии механизации офицеры участвовали в разработке и танков, и автомобилей.

Второе направление - представители армии на заводах. Эти военпреды, которые смогут говорить оборонщикам: ребята, продукция ваша с таким качеством не пойдет. Технически обоснованно, вплоть до структуры металла и качества резины.

Третье - снабженцы. Производство и поставки запчастей очень важны. Что быстрее выходит из строя, сколько нужно запасов, заказов заводам. С созданием госрезервов.

Следующее. Командиры автотранспортных и ремонтных подразделений на всех уровнях - батальона, полка, бригады, дивизии, армии, фронта.

Вы знаете, сколько у нас было военных авторемонтных заводов? Порядка 80-ти. А сейчас, по моим данным, ни одного.

- Где же военную технику ремонтируют, в автосервисе?

- Появились ребята с больших заводов, я с ними встречался. Спросил: а как вы собираетесь воевать? Они: а мы будем туда посылать своих спецов. Получался такой аутсорсинг - обеспечение воинских частей сторонними организациями, - одни воюют, другие рубят бабки, получают прибыль. Я ходил в десантный полк, узнавал, сколько стоит замена лампочки, стартера. Оплата работы в десятки, в сотни раз возрастала. Это вытягивание денег из Минобороны.

СТРАНА В ТЕБЯ ВЛОЖИЛА - ОТРАБОТАЙ

- А если вам позвонят из Минобороны, как человеку, который вот так доходчиво рассказал, что нужно делать, и спросят: в какой срок можете организовать училище в Челябинске или в Рязани?

- Если говорить о Челябинске, то решение о воссоздании училища должно быть сегодня или вчера. Потому что учебный год начинается с 1 сентября, а выпускники школ сдают экзамены в мае-июне. К этому времени они должны знать, что могут туда поступить. А если решение будет принято 1 сентября, значит, все отложится до следующего года.

- Все-таки когда юноша идет в десантуру, он понимает, что будет в самом пекле боя. А в автоучилище - работа с техникой. Может, для части молодежи это могло быть вариантом альтернативной службы?

- Раньше завлекали ребят: иди в автомобильное, получишь хорошую гражданскую специальность, отучишься бесплатно, потом уйдешь. А такого не должно быть. Уйдешь, как мы уходили, через 25 лет службы. Когда отработаешь все, что в тебя вложило государство. Все затраты отобьешь. Двойное образование так же безнравственно, как и двойное гражданство.

И что такое десантники? Большую часть учебы они тратят на парашют. Да, это мужество, решительность. Но я им всегда говорил: ребята, парашют – это тоже транспорт. Средство доставки бойца на поле боя. Они: мы будем участвовать в дерзких рейдах на глубину 150-200 километров на территорию противника. Я им: ребята, остановитесь, вы хотя бы глубину 15-20 километров обеспечьте. Мы слышим сейчас о каких-то глубоких рейдах в реальной боевой обстановке? Нет. Разве это не дает нам повод задуматься?

Сейчас вообще много о чем можно поразмышлять.

Автор: Николай МАЛЬЦЕВ

Автор: KP.RU