Найти в Дзене
Смысл в кино

В чем смысл фильма Общество мертвых поэтов

В 1989 году, в ту эпоху, которую многие считают "Обществом мертвых кинематографистов", режиссер Питер Уир снял фильм с оскароносным сценарием "Общество мертвых поэтов". Фильм, ставший классикой, ведь до сих пор он не потерял свою актуальность, а пересматривать его - неизгладимое удовольствие. Недавно меня попросили делать разборы старых фильмов из коллекции золотой классики 90х-00х, и проведя опрос в своем ТГ канале о заинтересованности аудитории этим направлением, это предложение было поддержано.
А потому вспомним этот потрясающий и душевный фильм. Очевидно, что основным смыслом фильма считается поддержка свободомыслия и вольнодумства, стремление "Капитана, моего Капитана" научить видеть попутный ветер и плыть против течения, когда это необходимо. Это о способности не слепо верить устоявшимся нормам и правилам, а иметь собственное мнение, чувствовать себя не просто винтиком системы, а личностью. И дело в том, что фильм показывает не просто обветшалую систему образования, поддерживаем
Оглавление

В 1989 году, в ту эпоху, которую многие считают "Обществом мертвых кинематографистов", режиссер Питер Уир снял фильм с оскароносным сценарием "Общество мертвых поэтов".

Фильм, ставший классикой, ведь до сих пор он не потерял свою актуальность, а пересматривать его - неизгладимое удовольствие.

Постер к фильму "Общество мертвых поэтов" взят с Pinterest автор Matheus Lopes
Постер к фильму "Общество мертвых поэтов" взят с Pinterest автор Matheus Lopes

Недавно меня попросили делать разборы старых фильмов из коллекции золотой классики 90х-00х, и проведя опрос в своем ТГ канале о заинтересованности аудитории этим направлением, это предложение было поддержано.
А потому вспомним этот потрясающий и душевный фильм.

Очевидно, что основным смыслом фильма считается поддержка свободомыслия и вольнодумства, стремление "Капитана, моего Капитана" научить видеть попутный ветер и плыть против течения, когда это необходимо. Это о способности не слепо верить устоявшимся нормам и правилам, а иметь собственное мнение, чувствовать себя не просто винтиком системы, а личностью.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

И дело в том, что фильм показывает не просто обветшалую систему образования, поддерживаемую устаревшими традициями, постулаты которой студенты характеризуют как "Пародия. Ужас. Упадничество. Отстой".
Школа выступает лишь микромиром в макромире.

Что характеризует школа?

Вспомним, что действия фильма происходят в 1950х годах, это время зарождения новых "поэтов-бунтарей".

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

В это время появляется Элвис, который производит одновременно фурор и неприятие своими "черной" музыкой и танцами настолько, что его отправляют служить в Германию.
Джонни Кэш поет
"Я выстрелил в мужчину из Рино, чтобы просто посмотреть, как он умрет", а в 60х выказывает поддержку лицу протестного движения Бобу Дилану.

И по сути, ученики 50х были той самой молодежью, которая в последующем слушала протестный фолк, выступала против Вьетнамской войны, становилась эпохой хиппи. Эти ребята взрослели очень рано и обзаводились своим мнением буквально обо всем.
Их лидерами становились поэты-бунтари 60х от Дилана до Боуи и Игги Попа, которые не боялись идти против системы.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

Школа, показанная в фильме, была той самой устаревшей системой эйзенхауэровского правления, а направление обучения Китинга шло против консерваторов к новому либерализму Кеннеди.

Китинг учил ребят маршировать, но с целью показать опасность конформизма, слепого доверия системе - эта сцена как будто символизирует то семечко, которое выросло в протесты против Вьетнамской войны.

В фильме Капитан Китинг часто ссылается на бунтарей прошлого столетия таких, как Уолт Уитман, который в какой-то степени является американской версией Пушкина.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

И хоть "нас" ставят в противовес "им", но и у нас, и у них ходили одинаковые вольнодумские веяния, которые выражались в бунтарском творчестве что Пушкина, что Уитмана. Как многие декабристы имели труды Пушкина в своих карманах, так и поэзия Уитмана поддерживала идеи о свободе Линкольна.

Уитман посвятил знаменитые строчки "О, капитан, мой капитан" Линкольну. И по сути наш ученый Капитан из фильма олицетворяет свободомыслящего лидера будь-то Линкольна или Кеннеди, который пришел к власти в бунтарские 60е.
И оба лидера были убиты, а капитан Китинг метафорично изгнан из школы, ведь идеи вольнодумства опасны и за ними следуют жертвы. Но что Линкольн, что Кеннеди, что Китинг - все они посеяли те семена идей и мыслей, которые взошли в юных умах, жаждущих перемен.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

Поэтому фильм олицетворяет не просто школу, а всю систему власти, которая из раза в раз гонит прогрессивных лидеров, ведь принять их не выгодно, да и зачастую трудноисполнимо, если не сказать невозможно, ведь для этого должна поменяться вся система мира.

Опасность движения к свободомыслию

И безусловно важно, чтобы образование помогало юным умам думать своей головой, быть личностью, иметь свое мнение, но зачастую единственная проблема движения к свободомыслию заключается в том, что многие начинают идти "против всего плохого за все хорошее" или против всего старого и за все новое, что зачастую приводит лишь к тому же старому.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

Многие обретя мятежных дух и понимание, что вся система заставляет тебя подчиниться, не понимают, что с этим дальше делать.
Юные умы начинают протестовать, не понимая альтернативы.
Так, например, в фильме
"Конклав" нам показали свару кардиналов либералов и консерваторов, где либералы выдвигали тезисы "Мы за то, что отрицают консерваторы", а настоящие ценности не имеют никакого значения. При этом подобные тезисы выдвигают не прыщавые подростки, а седобородые старцы. И ровно такое положение дел мы зачастую видим в правящих элитах.

Вспомнить лишь Революцию 1917 года, когда пришла власть советов, которая изначально должна была провозгласить власть народа, а в итоге, все пришло к диктатуре посерьезнее царской.
Идеи, конечно, хорошие, но мало кто понимает, что с ними делать в реальной жизни. В основном новые и красивые идеи остаются простой риторикой без четкого плана их реализации, а потому люди встают за идею, а в реализации получают вновь "О, дивный новый мир".

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

В фильме Капитан Китинг как раз старался не просто поднять дух бунтарства, а учил развивать собственное мнение учеников, их индивидуальность: показывал, что произведения можно читать по-разному, вкладывая собственное понимание в прочтение; мотивировал их придумывать стихотворения, которые отражали их характер и помогали заглянуть в свой внутренний мир; через марширование он акцентировал внимание на особенности каждого ученика.

Китинг прекрасно понимал, что мальчики еще не готовы вступить в серьезный мир ответственности за свое мнение. Тем и хороша школа, если ты ошибешься, ты можешь попробовать снова. Ты начинаешь осознавать, что любые поступки ведут к последствиям, и дальше вопрос, как ты ведешь себя в кризисной ситуации: ты сдаешь всех друзей, готов нести ответственность, защищаешь свою позицию - вот, что раскрывает тебя как личность.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

И по сути Китинг не учил бунтарству, он учил видеть и чувствовать себя как личность. При этом действовать в тех обстоятельствах, которые существуют. Как это произошло с Нилом: он сказал, что нужно открыться родителям, а если ничего не получится, то после школы можно будет заняться тем, что по душе.

Но для того, чтобы собственное мнение появилось нужно многое знать, получить важный жизненный опыт, понимать причинно-следственные связи, почему происходит так, а не иначе. А для этого нужно время, которого не хватило Китингу, чтобы необузданный характер подростков превратить в осознанность и обоснованность своей позиции.

Даже безобидное, на первый взгляд, "Carpe diem" - "Лови момент", без должного понимания превращается в опасные мысли от "После нас хоть потоп" до самоубийства, если ты понимаешь, что желаемая жизнь невозможна по определенным обстоятельствам.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

Не просто так учителя постоянно говорили Китингу "17ти летние подростки и собственное мнение - это не совместимо".

Легко говорить "Я против Вьетнамской войны". С точки зрения народа, этот тезис понятен и логичен, ведь почему сыновья волнующихся матерей должны погибать за интересы тех, кто набивает деньги в карманы с любой падающей бомбой.

Но если смотреть глубже, то тот же Кеннеди спонсировал Вьетнамскую войну, при его правлении был и Карибский кризис, и Берлинский кризис, а люди в США сходили с ума от пропаганды и запугивания того, что "Кровожадные коммунисты обязательно скинут бомбу".
Тогда культ личности демократичного лидера неожиданно может встать под вопрос.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

Каждая новая война делала богаче весь прогрессивный западный мир, а бунтари вроде Дилана могли покупать наркотики и петь свои протестные гимны вроде Blowin' in the wind.

И тогда вопросом встает, если войны не будет, то будет ли страна оставаться такой же богатой? И готовы ли люди на это?
И какая альтернатива? Какой план действий, чтобы сохранить богатство страны и при этом не участвовать в войнах?

Хорошим примером является потрясающий ученый Жак Фреско, основатель проекта "Венера". Проект подразумевает создание городов будущего. В нем описаны и транспортная система, и образовательная, и научная, и инженерная, но никто из современных правителей никогда на это не пойдет, потому что для этого должна измениться вся мировая система в целом. Есть идеи, есть обоснованный проект, но ему не дают реализоваться.

А потому важно не просто иметь свое мнение, недостаточно даже уметь его обосновать и предложить альтернативу, как действовать иначе, но еще необходима готовность системы к настоящим переменам.

Если бунтовать разрешено, значит это кому-то выгодно

Откровенно говоря, после эпохи маккартизма, когда каждого вольнодумца отдавали под трибунал, внезапное появление поэтов-бунтарей, которых никто не сажает, не выглядит как простое совпадение.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

Если вспомнить знаменитый процесс над Оппенгеймером, который показали в оскароносном фильме Нолана, то он проходил всего в 1954 году. А фильм про Боба Дилана "Никому не известный" начинается с судебного процесса над Питом Сигером за его песню.
И тут внезапно начинается волна бунтарей 60х.
Тогда поднимается следующий вопрос, так ли это внезапно? Прямо перед приходом к власти одного из членов самой влиятельной и богатейшей семьи в США - Джона Кеннеди.

Ответом становится, если тебе разрешают бунтовать, значит это кому-то выгодно. Эдакое контролируемое бунтарство.

Это можно увидеть и в фильме: ученики вырывают страницы учебников с традиционными постулатами, как нужно оценивать поэзию, но под четким присмотром учителя.
А когда один из мятежников решил напечатать скандальную статью о том, что в школу нужно принимать и девушек (читай, о феминизме), которая ни с кем не была согласована, то лидер бунтарей грозит пальчиком, а сам бунтарь получает отшлепанный зад.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

В конечном счете, зачастую бунтари становятся лишь инструментом в невидимой руке. Не просто так появилась фраза "Революция пожирает собственных детей".

Зачастую эти дети - молодежь, которая как слепые котята идут туда, не зная куда. Легко и красиво рассуждать о том, что мы двигаемся к светлому будущему, но зачастую эти бунтари и поэты, организовываясь в тайные общества, погибают на Сенатской площади, а часть из них пользуются благороднейшей из пиратских традицией "Завязать бой, а затем сбежать".

Вот и получается Общество мертвых поэтов, где один погиб, второй вылетел из школы, третий отрекся от всех учений, а большинство просто вновь подчинились системе.

Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"
Кадр из фильма "Общество мертвых поэтов"

В каком-то смысле это можно даже соотнести с тем, что вольнодумных поэтов расстреливали, отправляли в ссылку, выгоняли из страны, а остальные просто закрывали рты.

Однако, идеи свободомыслия были и остаются всегда.
И самое главное, что дает нам фильм - это финал, в котором ребята прощаются с Капитаном.
Ведь, прежде всего, этот жест имеет значение
"Мы можем посмотреть на вещи с другой стороны".
А значит, что уроки не прошли даром, и их умы скорей всего дальше будут идти по пути смелости в раскрытии своего мнения, чтобы смотреть на мир не однобоко, слепо подчиняясь тому, что говорят, а видеть разные стороны вопросов.

Благодарю, что дочитали до конца!
Также я буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться!
Если вы хотите поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете отправлять
по ссылке здесь.

Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.