В период кризиса веры, когда у людей нет ни героев, ни ценностей, ни ориентиров происходит битва слепых с глухими. Отчасти эту тему поднимает оскароносный режиссер Эдвард Бергер в своей картине "Конклав".
Последние несколько лет можно заметить две тенденции: ренессанс фильмов ужасов и смелость авторов в виде антирелигиозных кинолент. Иногда эти два тренда объединяются в один, как это произошло с "Еретиком".
И если с фильмами ужасов все понятно, то в случае с киношными разговорами о религии мы видим не отрицание веры, а скорее выход ее на новую ступень развития, хоть это и происходит довольно агрессивно.
Но когда перемены были чем-то легким?
Религия как махач между правой и левой рукой
"Конклав" поднимает знакомую тему церковных интриг, которая не меняется веками. Перед нами столп власти, который шатается из-за того, что сам не понимает, в какую сторону ему не только смотреть, но и направлять паству.
С одной стороны, либерализм, в котором выдвигаются тезисы "я за то, что отрицают консерваторы", создавая псевдо толерантность, чтобы угодить маркетингу и инфантильным топаньям ногами и привлечь современную аудиторию, которая будет верить, но с определенным списком условий.
И это "псевдо" нам показывают через большинство голосов за кардинала Адейеми, причем нам прямым текстом говорят: если бы он был белым, то либералы его бы осуждали как и консерватора Тедеско.
По сути это касается не только церкви, но и политики, и киноиндустрии, где не пропускают фильмы на Оскар, если они не удовлетворяют критерию разнообразия, и неважно насколько талантливое это "разнообразие".
С другой стороны, консерваторы, которые устали прикрывать глаза как на фильме ужасов, лишь бы не видеть дивный новый мир.
И судя по победе Трампа на выборах, консерваторам надоело все это фальшивое либеральное мракобесие.
При этом и классический консерватизм больше не работает. Откинуть религию в Средневековье в нынешнее время будет приравниваться потере паствы, ибо информацией сейчас сыт даже ребенок.
Сражение либерализма и консерватизма выглядит как эдакий махач правой руки с левой, пляска под дудку спроса разных слоев населения.
В то время как духовенство по своей сути должно создавать ориентиры, помогать выйти из кризиса на новый уровень мышления, стать фонарем во тьме.
Религия - это та же психология. Фрейд, завернутый в другое метафоричное одеяло. Но из-за жажды власти и нетерпимости авторитет был утрачен. Власть была передана тем, кто разбирает все проблемы человека "жалующегося на мамку за деньги чужой тетке". Просто пока многие еще не поняли, что и новые авторитеты зачастую не лучше прежних.
И по итогу, мы видим, что люди не понимают, во что им верить, особенно, когда нет твердых лидеров и авторитетов.
И дело вовсе не в том, что нужно брать все в ежовые руковицы. А в том, чтобы видеть мир таким, каков он есть. Действовать не под твердыми установками "как должно быть", а по ситуации.
И именно это показывает основная суть фильма - чтобы прийти к истине, нужно выйти за пределы шкалы противопоставлений либерал-консерватор и твердых установок, тогда можно будет увидеть что-то бОльшее - Любовь.
Любовь, которая заставляет сомневаться "А правильный ли выбор я делаю?", и принимать решения, которые будут правильны в конкретный момент.
Самый тяжелый грех - уверенность
Тон всего повествования задает речь декана Лоуренса. Он отказывается от скучного вступления по регламенту, дав истинную пищу для размышления. Под вопрос ставится то, к чему многие стремятся - уверенность.
Абсолютная уверенность в том, что я либерал или консерватор, не дает места гибкости и сомнению. Уверенный человек даже не пытается залезть вглубь себя, спросить «А что правильно в данной конкретной ситуации?».
Сомнение есть ни что иное как «совместное мнение», рожденное в разговоре с богом или своим внутренним Я.
Уверенность в убеждениях не дает возможности посмотреть на ситуацию под другим углом. И тогда не мы управляем философией, а философия управляет нами.
Уверенность не дает места случайности и превращает жизнь в череду ожиданий:
Люди уверены в том, кем они хотят быть, сколько зарабатывать, какой у них должен быть партнер, кем должны быть их дети.
Они становятся заложниками собственной уверенности, и поэтому если результат не удается достичь - это вводит в разочарование жизнью и злостью на бога, ведь он не дает то, что мы хотим, хотя мы "хорошо себя ведем".
Отказ от уверенности позволяет проживать жизнь как приключение. Вера помогает легче справляться с трудностями, ведь мы не знаем, к чему нас это приведет, возможно, к лучшему варианту или необходимому опыту.
И тогда вместо борьбы за место под солнцем, мы выбираем любовь.
Роль декана Лоуренса
На протяжении всего фильма декан Лоуренс остался верным своему сомнению.
Он следует не правилам, а тому внутреннему голосу, который шепчет, как правильно поступить. По правилам он не мог говорить с сестрой, не мог залезть в запечатанные покои Папы, не мог получать информацию о событиях за стенами конклава.
И с одной стороны, может показаться, что он расчищает дорогу себе, устраняя соперников. Но на самом деле, покойный Папа не зря не отпустил его с поста.
Здесь стоит обратить внимание на операторскую работу, которая является разговором со зрителем.
Очень часто съемка идет верхним ракурсом, который называется "взгляд бога", показывая нам что все человеческие интриги, мысли и действия находятся под четким наблюдением. Ничто не останется секретом перед лицом бога.
Интересно нам открывают, что покойный Папа следил за всеми кардиналами, и после его смерти началась настоящая шахматная партия.
Беллини говорит Лоуренсу, что Папа всегда его обыгрывал, потому что думал на большое количество ходов вперед.
Зачастую люди как маленькие фигурки двигаются по шахматной доске высшего разума, не видя всей картины целиком, и только со временем открывается истинный замысел происходящей партии жизни.
Папа подстроил, чтобы именно Трамбле скомпроментировал Адейеми, спрятал отчет на него. В тайне назначил кардиналом Бенитеса. Не просто так он назначил Лоуренса деканом. Он не хотел, чтобы тот становился Папой.
Он хотел, чтобы Лоуренс в своих сомнениях стал именно деканом, а не Папой, ведь чтобы бороться с глобальным злом, нужно иметь внутри себя частичку этого зла.
Поэтому на его плечах лежит ответственность за то, кто все-таки станет новым Папой, и действуя не по правилам, он проложил путь достойному, чистому от интриг кандидату.
И в сцене с зонтами мы видим, что только Лоуренс идет без зонта, принимая на себя всю боль и ответственность быть уязвимым перед лицом общества, но поступать при этом по совести.
При этом все время события и разочарование в кандидатах искушали Лоуренса. Не просто так нам показывали, как он смотрит на определенную сцену картины Микеланджело "Страшный суд", где демоны тащат грешников в ад.
В какой-то момент он поддается искушению, голосуя за самого себя - происходит взрыв, как символ того, что он сбился с пути, отвлекся от своей роли, ферзь пошел конем, хотя должен был защищать короля.
В итоге, находясь в сомнениях, он направил все события по пути доверия к богу. Ведь только доверившись богу можно прийти к абсолютно неожиданному, но при этом спокойному и правильному решению.
И наконец, происходит финальный этап голосования.
Закрытые окна и двери как будто символизируют, что священники в своих мелких интригах закрылись от самого бога в надежде, что он не заметит их нечистые помыслы.
И после взрыва в темное и душное помещение, где сидят кардиналы, входит святой дух светом и легким ветерком, призывая всех помнить, что они служат в первую очередь богу, а не своим амбициям.
Ничего святого в финале или...?
Многие зрители были очень разочарованы финалом.
Мол, как так? Опять повесточка?
Нет вообще ничего святого!
Но на самом деле, весь фильм постепенно нас вели к идеи божественности в целостности.
Бенитес первой своей речью обращается не только к братьям, но и благодарит старания сестер.
Сестра Агнес произносит слова "Мы, сестры, должны быть невидимы, но все же Господь даровал нам глаза и уши".
Именно церковь забрала у женщин голос и пришло время этот голос вернуть.
В конечном счете, сущность Бенитоса является в какой-то степени метафорой того, что внутри каждого человека есть и мужская, и женская части - и каждая из них важна, ведь каждая из них создана богом или природой, как будет угодно.
Да Винчи в своих работах всегда старался найти баланс между мужским и женским началами и считал, что душу человека можно считать воистину просвещенной, если в ней гармонично существуют оба начала.
И вспоминая, что слово гермафродит происходит из имен двух богов Гермес и Афродита, а в древнегреческой мифологии является их сыном, снова отсылает нас к единению мужского и женского.
И тут приходит строчка из стихотворения У.Блейка:
Религий темных больше нет, царит блаженная наука.
Как долго религия боролась с наукой, хотя по сути наука - это сфера человеческой деятельности, которая занимается познанием окружающего мира в поисках истины.
Отрицая науку, церковь отрицала творения природы.
Постепенно современная церковь стала преображаться, выходить из "темноты", и приходит время светлым религиям, которые будет принимать все, что создано природой, в том числе и разные части человеческой сущности.
Духовники, которые не отрицают ни науку, ни природные явления, ни саму человеческую сущность - вот новый этап развития церкви.
Духовники, которые помогают не потерять душу в процессе прогресса, сохранять моральные ориентиры и в первую очередь человечность по отношению к различиям, не поощряя и не осуждая то, что есть.
И в финале, нам метафорично показывают, что декан Лоуренс отпускает в воду черепаху, как символ того, что раньше религии утверждали, что мир плоский и стоит на черепахах, теперь же пора отпустить еще одну "черепаху" и двигаться в новый мир целостности.
Благодарю, что дочитали до конца!
Также буду рада вашим лайкам и подпискам, это действительно помогает моему каналу развиваться.
Если вы хотите поддержать меня как автора, то свои донаты вы можете отправлять по ссылке здесь.
Недавно я создала свой ТГ канал, если интересно, заходите.