Найти в Дзене

"За всё судьбу благодарю" (рассказ). Часть 22

"...- Зарплату на днях получила, вот и купила. Если не составит труда, передай маме моей кольцо колбасы и конфеты. Я вот здесь купила, - сказала Инна и начала искать нужное в авоське. Потом протянула Лёне.

Он послушно взял и несмело спросил:

- Что твой отец? По-прежнему злится на тебя? Никак отойти не может?

- Мама говорила, что вроде уже не проклинает меня, но дома видеть не желает. Так что пока мне дорога в деревню закрыта...."

Начало

Глава 21

Читайте: Тёщины секреты

- Лёнька, что это ты дома сидишь, а Татьяну твою на улице Витька Свербеев развлекает. Поссорились, что ли? Наверное, боится, что скучно ей станет.

- Ты серьёзно, мама? - удивился Лёня и быстро вышел в коридор, собираясь пойти на разборке.

Александра Ильинична уже пожалела, что сообщила сыну новость, остановила его:

- Да шучу я, шучу. Просто шла твоя Татьяна одна, остановилась возле куста сирени. Здесь Витька как из-под земли вырос.

- А она что? Стояла с ним? Они разговаривали?- встревоженно спросил Лёня, и мама, понимая, что лучше приврать, ответила:

- Он пытался ей что-то сказать, но она пошла своей дорогой, не стала с ним разговаривать.

На лице Лёни появилась довольная улыбка. Он рассказал матери о ссоре, которая произошла между ним и Татьяной.

- Понимаешь, мама, получается, что я как будто телёнок какой-то. Вместо меня всё решают. Мы с Таней собирались в конце июня расписаться, ну, в крайнем случае - в начале июля, а теперь ждать её брата придётся. Как-то не нравится мне всё это. Собираюсь серьёзно с её отцом поговорить.

- Вместе и пойдём, а так и в сваты не ходили к Тане твоей. Вы всё сами решили, а надо, чтобы всё было честь по чести. Тогда вместе и определимся, когда свадьбу сыграть. Дату назначим, и уже никуда Аркаша с Лизаветой не денутся. Надо только предупредить их. В субботу ты в город съездишь, купишь того-сего. Я к крёстному твоему сбегаю, а так больше мужиков у нас нет. В воскресенье и пойдём!

- Правильно, мама! Как решим, так и будет! И ничего они уже сделать не смогут. Я вот лежал и думал: если Андрея вообще в отпуск не отпустят, мы ещё год будем ходить по деревне? Мне это совсем не нравится. Теперь Аркадию Ивановичу придётся с нами согласиться, а то Танечка моя боится ему слово "против" сказать. Мне даже обидно. Без пяти минут замужем, а отец для неё главный.

- Не кипятись, сынок, успокойся, - ласково сказала Александра Ильинична. - Это же, наоборот, только на пользу тебе. Раз она Аркашу уважает и, как ты говоришь, даже боится его, значит, и тебя будет побаиваться. Говорю тебе, что всё к лучшему. Вот увидишь.

Лёня был спокоен и ждал с нетерпением утра. Он решил, что должен сообщить Тане новость прямо утром, не хотел дожидаться вечера. Знал, что на работу опоздает, но это его особо не волновало. Скажет, что проспал, ему поверят, ведь он ещё ни разу не опаздывал. Наоборот, приходил на свинокомплекс раньше всех, а уходил частенько самый последний. Что-то, а работал Леонид на совесть, по-другому просто не умел.

Он ходил по дороге туда-сюда, а когда увидел Таню, поспешил ей навстречу.

- Танечка, наконец-то, я уже заждался. Как-то нехорошо вчера получилось. Мы оба вспылили и из-за ерунды поссорились.

- Я целую ночь не спала, переживала, - призналась Таня. - С папкой пыталась поговорить, сказала, что ты обиделся, но ты ведь знаешь, какой у моего отца характер. Сказал как отрезал!

- Я об этом и хочу поговорить. Мы с мамой и с крёстным моим к вам в воскресенье придём. Сватать тебя.

- Сватать? - удивилась Таня, а потом улыбнулась и, прищурив глаза, сказала: - Помню, как кто-то говорил, что сватовство в наше время - это пережитки прошлого.

- Признаю, что был не прав. Казалось мне, что люди, решившие стать мужем и женой, должны всё решать сами. Только в деревне свои законы. Так что ждите нас в воскресенье в гости! Хорошего дня, Танюша! Побегу я на работу, уже опаздываю! Вечером встретимся! - последние слова Лёня произнёс на ходу. Он спешил в сторону леса, где была дорога на свинокомплекс.

- Счастливо, Лёнечка, - ласково сказала Таня и пошла по тропинке, ведущей в школу.

***

В субботу Леонид ехал в город со списком, написанным мамой. Александра Ильинична тщательно готовилась к предстоящему событию и сказала сыну объездить весь город, но купить коньяк, шампанское, большую коробку конфет и халву в коробке. Лёня попробовал было не согласиться с матерью:

- Зачем коньяк? Он же почти пять рублей стоит!

- Четыре с половиной, но это тот, где "три звёздочки". Бери тот, что в районе двадцати рублей. Смотри, не перепутай!

- Зачем, мама? Вроде самогон в Маслаках у завклубши Тамары хороший. Слышал, как Танин отец хвалил его.

- У меня один сын, так что могу себе позволить сделать всё честь по чести. Пусть знают, что я хоть и вдова, а с благородными напитками в сваты пришла!

- Хорошо, мама, как скажешь. Гулять так гулять! - ответил Лёня и отправился в город. На перроне встретился с будущим тестем. Аркадий Иванович тоже ехал за продуктами в город. Ходить с Таниным отцом по магазинам Лёне не хотелось. Он придумал, что ему нужно кое-куда заскочить по делам, и поехал на автобусе в центр города. На самом деле он хотел заглянуть в ювелирный магазин, чтобы узнать, сколько стоят обручальные кольца. Надо же было ему встретиться с Инной. Шла она одна, несла авоську и не смотрела по сторонам. Лёня и сам не понял, как у него вырвалось:

- Инна, привет!

Она подняла глаза и тихо ответила:

- Здравствуй! Ты за продуктами приехал?

- Вроде того. Вижу, что и ты из продовольственного магазина идёшь.

- Зарплату на днях получила, вот и купила. Если не составит труда, передай маме моей кольцо колбасы и конфеты. Я вот здесь купила, - сказала Инна и начала искать нужное в авоське. Потом протянула Лёне.

Он послушно взял и несмело спросил:

- Что твой отец? По-прежнему злится на тебя? Никак отойти не может?

- Мама говорила, что вроде уже не проклинает меня, но дома видеть не желает. Так что пока мне дорога в деревню закрыта. Ну, ничего, мне и в городе хорошо. По крайней мере, я на все культурные мероприятия хожу с девчонками и парнями из бригады. Да и "халтурки" у меня здесь постоянные. Ещё и квартиру со временем могут выделить. Я в очереди стою. В общем, всё хорошо у меня. Пойду, скоро сеанс в кино будет, нужно ещё успеть собраться! Всем привет передавай! - ответила и Инна и, не дожидаясь ответа, пошла по тротуару, а Лёня смотрел ей вслед. Думал, что Инна изменилась. Уже нет той печали в глазах, что была. А как она гордо заявила, что все культурные мероприятия посещает не только с девушками, но и с парнями. Лёня, конечно, сказал себе, что его это абсолютно не касается, но что-то похожее на нотки ревности заиграло в душе. Правда, он тут же подумал о своей Татьяне и пошёл в сторону ювелирного магазина...

***

После сватов Лёня воспрянул духом. Аркадию Ивановичу ничего не оставалось, как назначить дату свадьбу, несмотря на то, приедет к этому времени Андрей или нет. Михаил, крёстный Лёни, смог убедить Таниного отца, что переносить свадьбу нельзя, потому что это плохая примета. Да и на "грех" молодых долгим ожиданием свадьбы не стоит. Приняв для храбрости крёстный заявил:

- Ты, Аркаша, сам посуди. Взрослые они люди, а ходят за ручку. И всё почему? Видите ли, потому что Андрею отпуск не дают. Если так дальше пойдёт, то твоя Татьяна сначала родит, а потом уже замуж выйдет.

- Эй ты, говори, да не заговаривайся! - ответил Аркадий Иванович. - Моя Танюша не такая, чтобы до свадьбы на разные непристойности соглашаться.

- Так ты же сам её к этому и подталкиваешь. Давай так. В конце августа роспись, как ты хочешь, но больше никаких переносов. Успеет твой Андрей, значит, успеет, а если нет, то к крестинам точно приедет, - засмеялся Михаил, - давайте за это и выпьем.

- Согласен, - ответил Аркадий Иванович. - Никуда не денется, приедет. Пусть не на месяц, но хоть на несколько дней. В крайнем случае, возьмёт отпуск без сохранения.

- Вот это правильно, - заметила Александра Ильинична. - Такое событие всего раз в жизни и бывает.

Лёня ликовал. Теперь Танин отец никуда не денется, слово своё назад не возьмёт. Значит, можно жить спокойно.

***

Во время косовицы Таня уехала на установочную сессию. В институт она поступила, сдав два экзамена на пятёрки и один - на четвёрку. Сессия была продолжительностью почти месяц, и Таня отправилась в областной город. Туда, где училась на очном отделении Зина.

Накануне отъезда Таня долго стояла с Лёней под высокорослым величественным дубом.

- Как я буду скучать без тебя, если бы ты знала, любимая! - признался Лёня.

- Я же в выходные приеду. Пять дней пролетят быстро. Ты не успеешь соскучиться, тем более, что работы сейчас в колхозе очень много.

- И не говори, - согласился Лёня. Председатель сказал, что придётся выйти и в субботу, а может быть, и в воскресенье. Пока погода хорошая, сено надо высушить. Так что стоговать и мне сено придётся.

Услышав эту новость, Таня заволновалась, ведь Лёне придётся работать вместе с Витей. Но вслух она сказала:

- Я тоже на помощь приду, когда приеду.

- Какая с тебя помощница. Там мужская сила нужна. Твоими нежными ручками только тетрадки и проверять, а не грабли держать, - сказал Лёня и положил в свои большие ладони маленькие руки любимой. Таня не сопротивлялась. Она сама поцеловала Лёню, понимая, что целую неделю они не увидятся. Ей, молодой и влюблённой девушке, это время казалось вечностью.

... Таня ехала домой в предвкушении встречи с любимым. Так хотелось ей рассказать ему и о просторных аудиториях, и о дружном коллективе, где она учится. Встретила Татьяну на перроне мама. По одному её виду Таня поняла: что-то случилось. Почему-то решила, что, наверное, с отцом нехорошо. Или от Андрея весточка пришла. Может, не получится у брата приехать на свадьбу. Елизавета Дмитриевна не стала томить дочь, сообщила новость:

- Лёнька твой ключицу сломал. Стоговал он сено вместе с другими рабочими. Они снизу вилами подавали, а они с Витькой были наверху. Как так вышло, что Лёнька упал, не знаю. Кто что в деревне говорит. Рабочие видели, что Лёня наклонился и ступил ногой на самый край. Вот и не удержался. Правда, ещё одна версия ходит по деревне. Говорят, что это Витька его толкнул. Только я не верю в это. Зачем это надо Свербееву?

Таня не ответила, потому что переживала за Лёню. Только приехала, как пошла к нему домой. Он сидел чернее тучи. Улыбнулся, когда увидел Таню.

- Привет, видишь, какой у меня для тебя подарок. Хоть бы к свадьбе отойти. Хорошо, что без смещения. Теперь я даже ремонт не сделаю в нашей комнате. Левой рукой работать не приучен.

- Лёнечка, Бог с этим ремонтом, подождёт. Главное, чтобы ты поправился, а всё остальное ерунда, - утешала любимого Таня. - Как же ты так? Наверное, старался, работал как и всегда, не жалея себя. Поспешил - и вот результат.

- Это Витька толкнул меня, - шепнул Лёня. - Я никому не говорю, не хочу, чтобы мама пошла разбираться. И ты, Танечка, не говори никому. Не нужно было нам со Свербеевым наверх лезть.

- Я как чувствовала, - прошептала в ответ Таня. Она была просто вне себя и собиралась сказать Витьке при встрече всё, что о нём думает.

Тем же вечером и состоялась их встреча. Зина и Витя сидели возле колхозного сада под навесом. Витька что-то писал, а Зина диктовала. Таня направилась к ним.

- Привет, подруга! - сказала Зина. У неё сейчас была сессия. Поэтому приехала домой Зинаида днём раньше. - Как дела? Как учёба?

- Всё хорошо у меня, а вы, смотрю, усиленно готовитесь.

- Да, Зина мне покоя не даёт, - попытался пошутить Свербеев. - Говорит, что сделает из меня человека.

- Вот увидишь, что так оно и будет! - уверенно заявила Зина. - Ты потом мне ещё спасибо скажешь! Из тебя выйдет толк! Я точно это знаю. Иначе и не возилась бы с тобой!

Таня хотела поговорить со Свербеевым наедине, но не выдержала и спросила:

- Я сейчас у Лёни была. Витя, признавайся, то, что с ним случилось, твоих рук дело? В деревне многие об этом говорят, что это ты...

- Тань, как ты такое подумать могла! Мне делать нечего, что ли? С нами рабочие были, они всё видели. Спроси у них, если мне на слово не веришь. Лёнька твой оговорить меня хочет, чтобы не признаваться, что он сам упал. Ведь это надо признать, что был неосторожен, что спешил, а вышло всё так, как вышло.

Таня мотала головой, давая понять, что она не верит Свербееву. За него вступилась Зина.

- Таня, что ты как маленькая! Зачем Вите такое? Лёня ведь мог не только ключицу сломать...

Но Таня всё равно не верила. Витька терял терпение.

- Да открой ты наконец-то глаза! Врёт твой Лёня и глазом не моргнёт, а ты наивная такая, что сил нет! Я бы много тебе мог сказать, но лучше промолчу! Сама всё поймёшь, но со временем!

Свербеев сорвался с места и пошёл в сторону деревни. Зина позвала его:

- Витя, а заниматься? Ещё задачи нужны решить.

- Спасибо, Зина, дома буду решать.

- Смотри мне, я от тебя всё равно не отстану!

Таня смотрела Витьке вслед и не знала, верить ему или нет.

Продолжение