Найти в Дзене
Пераново перо

«Кин-дза-дза!» родом из портфеля

15 февраля исполнилось бы 85 лет народному артисту России, кинооператору Павлу Лебешеву. Он снял десятки фильмов, которые теперь входят в золотой фонд отечественного кино. Например, фильм режиссера Георгия Данелии "Кин-дза-дза!" «Этот фильм о нашем ржавом будущем», - так теперь говорят о детище Георгия Данелии. Правда, когда кинокартина «Кин-дза-дза!» вышла на экраны, те же критики ругали ее нещадно. Теперь же называют пророческой. История о том, как двое землян чудесным образом попадают на планету Плюк, поначалу была непонятна даже некоторым из создателей фильма. Да и потом зрители еще долго думали, о чем хотели сказать авторы?! Язык какой-то непонятный, на экране - песок, ржавые железяки, и очень странные люди. - Человечество много лет смотрит в небо и думает: кто же там живет. Ждут, что кто-то прилетит оттуда и сделает всех счастливыми, - рассказывал мне о замысле кинокартины режиссер Данелия. – И вот мы с моим соавтором сценария Резо Габриадзе подумали: а такие ли хорошие обитатели

15 февраля исполнилось бы 85 лет народному артисту России, кинооператору Павлу Лебешеву. Он снял десятки фильмов, которые теперь входят в золотой фонд отечественного кино. Например, фильм режиссера Георгия Данелии "Кин-дза-дза!"

Кадр из фильма
Кадр из фильма

«Этот фильм о нашем ржавом будущем», - так теперь говорят о детище Георгия Данелии. Правда, когда кинокартина «Кин-дза-дза!» вышла на экраны, те же критики ругали ее нещадно. Теперь же называют пророческой.

История о том, как двое землян чудесным образом попадают на планету Плюк, поначалу была непонятна даже некоторым из создателей фильма. Да и потом зрители еще долго думали, о чем хотели сказать авторы?! Язык какой-то непонятный, на экране - песок, ржавые железяки, и очень странные люди.

- Человечество много лет смотрит в небо и думает: кто же там живет. Ждут, что кто-то прилетит оттуда и сделает всех счастливыми, - рассказывал мне о замысле кинокартины режиссер Данелия. – И вот мы с моим соавтором сценария Резо Габриадзе подумали: а такие ли хорошие обитатели других планет? Отсюда и начали придумывать сюжет. Работали над сценарием долго, сложно. Сколько по времени? Не знаю. Как-то мы перебрались из моей квартиры работать в гостиницу. Окна нашего номера выходили на посольство какого-то африканского государства. Однажды я спросил: «Скажи, Резо, сколько дней мы уже работаем?» На что он показал в окно: «Смотри на того военного у посольства. По погонам видно: старший лейтенант. А ведь когда мы начинали он был сержантом!»

Во время съемок фильма. Фото из архива "Мосфильма"
Во время съемок фильма. Фото из архива "Мосфильма"

Когда сценарий был готов, его показали киночиновнику Александру Камшалову. Тот смог прочитать только четверть текста, но разрешение дал, высказав: «Я ничего не понял. Но вам верю. Только учтите – антисоветчины не допущу!» Он так и не понял, что будущая кинокартина рассказывает о разделении общества на бедных и богатых, про представителей власти, которым можно все, и на обычных людей. А в фильме – на чатлан и пацаков.

- Я ведь тоже ничего не понял тогда из сценария, - признавался исполнитель роли жителя планеты Плюк по имени Би Юрий Яковлев. Кстати, изначально роль писалась на Алексея Петренко, но тот отказался. Затем репетировал Валентин Гафт, однако, и тот по своим причинам решил не участвовать. Тогда позвонили Яковлеву. – Я тогда лежал в больнице. Данелия пригласил пообщаться и спросил, когда смогу. Ответил: сейчас! И сбежал из больницы на киностудию. Ни после прочтения сценария, ни во время съемок, я ничего не понимал, что за сюжет. Осознание этой философской истории ко мне пришло уже после того, как посмотрел фильм.

Об Юрии Яковлеве читайте в статье канала "Пераново перо"" по ссылке:

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Изначально будущая кинокартина называлась «Космическая пыль». Но в процессе съемок из сценария выпала роль продавца космической пыли. Его должен был играть Леонид Ярмольник (он так и не успел сняться). В процессе работы режиссер задумывался, как же назвать фильм. Однажды во время перерыва Евгений Леонов, который сыграл Уэфа, затянул музыкальную белиберду, переделывая слова «портфель» и «кинза»: «У меня порфель-фель-фель, А в порфеле киндза-дза-дза-дза …» Георгий Данелия эти слова запомнил, и вскоре объявил, что их фильм будет называться «Кин-дза-дза».

Об Евгении Леонове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Кадр из фильма
Кадр из фильма

География съемок кинокартины обширная: пыльные чердаки павильонов «Мосфильма», заброшенный завод в московском районе Черемушки, московское метро, подвалы театра Советской армии (ныне - театр Российской армии).

О татре Российской армии читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Но основные съемки проходили в песках туркменской пустыни Каракумы.

- Знаете, мне кажется, что инопланетяне не хотели, чтобы мы сделали этот фильм. Столько было происшествий во время работы! – признавался Георгий Николаевич. – Декорация почему-то уехала из Москвы на Дальний Восток. В результате мы ждали ее в Туркмении целый месяц. Когда дождались, оказалось, что у наших артистов – Яковлева, Леонова и Любшина осталось всего-то три дня на съемки, пора уезжать работать в своих театрах. Пришлось снимать в быстром режиме. И это при жаре под 60 градусов! Наш художник для полноты ощущений решил подкоптить корабль Пепелац. Кстати, сделали его из хвостовой части самолета ТУ-154… И… корабль наполовину сгорел. Быстро как-то залатали. Иногда был и брак по пленке, и декорации падали… А когда из Японии привезли для ракеты особый домкрат с пультом управления, на таможне нам отказались технику выдавать, - каких-то бумажек не хватило.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Пришлось тогда съемочной группе выходить из положения. Ракету размером в 50 сантиметров изготовили из куска ржавой трубы. Обмотали проволокой. Чтобы она взлетала, снизу подцепили к ней пионерские салюты, которые купили в "Детском мире". На обычный стол насыпали песка. В середине сделали дырку. Ракету закопали туда, за ее нос привязали леску. Снизу петарды поджигали. Ракета вылетала из-под песка, а чтобы летела вверх, ее тянули за леску. Получились комбинированные съемки. Кстати, потом американцы обращались к Георгию Данелия придумать похожие спецэффекты для их фильма. Они никак не могли понять, как такое можно сделать в обычных условиях!

В перерыве съемок. Фото из архива "Мосфильма"
В перерыве съемок. Фото из архива "Мосфильма"

Все боялись за Евгения Леонова, который незадолго до съемок перенес операцию на сердце. Было так жарко, что некоторые сотрудники падали от теплового удара. Чтобы хоть как-то облегчить труд актеров, съемки начинали в пять утра, когда не такое жаркое солнце. А репетировали сцены… стоя в воде гостиничного бассейна.

- Когда начали снимать, я, как театральный артист, стал изводить режиссера вопросами: «А почему с моим героем происходит то-то? А вот это про что? А так почему?» - вспоминает Станислав Любшин. – И это происходило до тех пор, пока мой партнер по фильму Евгений Леонов не сказал: «Славка, да играй ты как хочешь! Чего ты привязался к режиссеру?» Кстати, после смены мы в 60-градусную жару в пустыне Туркмении еще и в футбол играли. Данелия от всего этого в ужас приходил, боялся, что с нами что-то случится. Артистов-то в пустыне не найдешь. А мы после футбола еще и в сауну шли.

- Для костюма, в котором снимался Леонов, мы взяли скафандр водолаза. Вывернули его ворсом наружу и подпалили зажигалкой, - вспоминает художник фильма Теодор Тэжик. – Импровизировали, как могли, прямо на месте. Собрали в пустыне железные отходы от испытаний ракет, и использовали в кадре.

Но для основных костюмов для героев, использовали теплые майки и кальсоны от фирмы «Заря». Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали. Кстати, однажды, в гостинице некоторых членов съемочной группы ограбили. Например, у Леонова из номера вытащили всю одежду. Он остался в одних спортивных трусах. В результате, несколько дней, пока не нашли ему новую одежду, артист проходил в жарком костюме своего героя.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

- Среди пустыни мы обнаружили огромный завод по изготовлению… сажи. В печах на этом заводе жгли угольные стержни, а подающие эти стержни механизмы издавали страшный, ни на что не похожий скрежет. Мы и решили использовать этот шум в фильме, - вспоминает звукорежиссер Екатерина Попова.

- В Доме кино на премьере наш фильм провалился, - рассказывал Данелия. - Я видел по глазам зрителей, что он не понравился. Хотя понравился моему внуку, которому тогда было шесть лет. Потом был просмотр в кинотеатре «Космос». Перед показом я сказал: «Фильм длинный, двухсерийный. Я сейчас уйду и вернусь к финалу. Кому надоест, не стесняйтесь, уходите. А потом, даже если останется один человек в зале, все равно отвечу на вопросы». Когда я вернулся, зал был полным. Овация минут на десять. Были такие письма: «Данелия, вы сошли с ума, вам пора лечиться», «Куда смотрит государство?! На такую ерунду деньги дают!» Но помню и такое: «Многие ругают «Кин-дза-дзу». Не верьте им, фильм прекрасный. Он о нас, и том, что происходит в обществе, на всем земном шаре. Счастья вам и здоровья. Ученики 4-ого класса, город Одесса». Фильм и сейчас смотрит с большим интересом почему-то именно молодежь. И в разговорах вспоминают язык жителей планеты Плюк. И я этому рад!

О Георгии Данелия читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:

Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов