15 февраля исполнилось бы 85 лет народному артисту России, кинооператору Павлу Лебешеву. Он снял десятки фильмов, которые теперь входят в золотой фонд отечественного кино. Например, фильм режиссера Георгия Данелии "Кин-дза-дза!"
«Этот фильм о нашем ржавом будущем», - так теперь говорят о детище Георгия Данелии. Правда, когда кинокартина «Кин-дза-дза!» вышла на экраны, те же критики ругали ее нещадно. Теперь же называют пророческой.
История о том, как двое землян чудесным образом попадают на планету Плюк, поначалу была непонятна даже некоторым из создателей фильма. Да и потом зрители еще долго думали, о чем хотели сказать авторы?! Язык какой-то непонятный, на экране - песок, ржавые железяки, и очень странные люди.
- Человечество много лет смотрит в небо и думает: кто же там живет. Ждут, что кто-то прилетит оттуда и сделает всех счастливыми, - рассказывал мне о замысле кинокартины режиссер Данелия. – И вот мы с моим соавтором сценария Резо Габриадзе подумали: а такие ли хорошие обитатели других планет? Отсюда и начали придумывать сюжет. Работали над сценарием долго, сложно. Сколько по времени? Не знаю. Как-то мы перебрались из моей квартиры работать в гостиницу. Окна нашего номера выходили на посольство какого-то африканского государства. Однажды я спросил: «Скажи, Резо, сколько дней мы уже работаем?» На что он показал в окно: «Смотри на того военного у посольства. По погонам видно: старший лейтенант. А ведь когда мы начинали он был сержантом!»
Когда сценарий был готов, его показали киночиновнику Александру Камшалову. Тот смог прочитать только четверть текста, но разрешение дал, высказав: «Я ничего не понял. Но вам верю. Только учтите – антисоветчины не допущу!» Он так и не понял, что будущая кинокартина рассказывает о разделении общества на бедных и богатых, про представителей власти, которым можно все, и на обычных людей. А в фильме – на чатлан и пацаков.
- Я ведь тоже ничего не понял тогда из сценария, - признавался исполнитель роли жителя планеты Плюк по имени Би Юрий Яковлев. Кстати, изначально роль писалась на Алексея Петренко, но тот отказался. Затем репетировал Валентин Гафт, однако, и тот по своим причинам решил не участвовать. Тогда позвонили Яковлеву. – Я тогда лежал в больнице. Данелия пригласил пообщаться и спросил, когда смогу. Ответил: сейчас! И сбежал из больницы на киностудию. Ни после прочтения сценария, ни во время съемок, я ничего не понимал, что за сюжет. Осознание этой философской истории ко мне пришло уже после того, как посмотрел фильм.
Об Юрии Яковлеве читайте в статье канала "Пераново перо"" по ссылке:
Изначально будущая кинокартина называлась «Космическая пыль». Но в процессе съемок из сценария выпала роль продавца космической пыли. Его должен был играть Леонид Ярмольник (он так и не успел сняться). В процессе работы режиссер задумывался, как же назвать фильм. Однажды во время перерыва Евгений Леонов, который сыграл Уэфа, затянул музыкальную белиберду, переделывая слова «портфель» и «кинза»: «У меня порфель-фель-фель, А в порфеле киндза-дза-дза-дза …» Георгий Данелия эти слова запомнил, и вскоре объявил, что их фильм будет называться «Кин-дза-дза».
Об Евгении Леонове читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:
География съемок кинокартины обширная: пыльные чердаки павильонов «Мосфильма», заброшенный завод в московском районе Черемушки, московское метро, подвалы театра Советской армии (ныне - театр Российской армии).
О татре Российской армии читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:
Но основные съемки проходили в песках туркменской пустыни Каракумы.
- Знаете, мне кажется, что инопланетяне не хотели, чтобы мы сделали этот фильм. Столько было происшествий во время работы! – признавался Георгий Николаевич. – Декорация почему-то уехала из Москвы на Дальний Восток. В результате мы ждали ее в Туркмении целый месяц. Когда дождались, оказалось, что у наших артистов – Яковлева, Леонова и Любшина осталось всего-то три дня на съемки, пора уезжать работать в своих театрах. Пришлось снимать в быстром режиме. И это при жаре под 60 градусов! Наш художник для полноты ощущений решил подкоптить корабль Пепелац. Кстати, сделали его из хвостовой части самолета ТУ-154… И… корабль наполовину сгорел. Быстро как-то залатали. Иногда был и брак по пленке, и декорации падали… А когда из Японии привезли для ракеты особый домкрат с пультом управления, на таможне нам отказались технику выдавать, - каких-то бумажек не хватило.
Пришлось тогда съемочной группе выходить из положения. Ракету размером в 50 сантиметров изготовили из куска ржавой трубы. Обмотали проволокой. Чтобы она взлетала, снизу подцепили к ней пионерские салюты, которые купили в "Детском мире". На обычный стол насыпали песка. В середине сделали дырку. Ракету закопали туда, за ее нос привязали леску. Снизу петарды поджигали. Ракета вылетала из-под песка, а чтобы летела вверх, ее тянули за леску. Получились комбинированные съемки. Кстати, потом американцы обращались к Георгию Данелия придумать похожие спецэффекты для их фильма. Они никак не могли понять, как такое можно сделать в обычных условиях!
Все боялись за Евгения Леонова, который незадолго до съемок перенес операцию на сердце. Было так жарко, что некоторые сотрудники падали от теплового удара. Чтобы хоть как-то облегчить труд актеров, съемки начинали в пять утра, когда не такое жаркое солнце. А репетировали сцены… стоя в воде гостиничного бассейна.
- Когда начали снимать, я, как театральный артист, стал изводить режиссера вопросами: «А почему с моим героем происходит то-то? А вот это про что? А так почему?» - вспоминает Станислав Любшин. – И это происходило до тех пор, пока мой партнер по фильму Евгений Леонов не сказал: «Славка, да играй ты как хочешь! Чего ты привязался к режиссеру?» Кстати, после смены мы в 60-градусную жару в пустыне Туркмении еще и в футбол играли. Данелия от всего этого в ужас приходил, боялся, что с нами что-то случится. Артистов-то в пустыне не найдешь. А мы после футбола еще и в сауну шли.
- Для костюма, в котором снимался Леонов, мы взяли скафандр водолаза. Вывернули его ворсом наружу и подпалили зажигалкой, - вспоминает художник фильма Теодор Тэжик. – Импровизировали, как могли, прямо на месте. Собрали в пустыне железные отходы от испытаний ракет, и использовали в кадре.
Но для основных костюмов для героев, использовали теплые майки и кальсоны от фирмы «Заря». Их обесцвечивали в хлорке, а ворс местами выжигали. Кстати, однажды, в гостинице некоторых членов съемочной группы ограбили. Например, у Леонова из номера вытащили всю одежду. Он остался в одних спортивных трусах. В результате, несколько дней, пока не нашли ему новую одежду, артист проходил в жарком костюме своего героя.
- Среди пустыни мы обнаружили огромный завод по изготовлению… сажи. В печах на этом заводе жгли угольные стержни, а подающие эти стержни механизмы издавали страшный, ни на что не похожий скрежет. Мы и решили использовать этот шум в фильме, - вспоминает звукорежиссер Екатерина Попова.
- В Доме кино на премьере наш фильм провалился, - рассказывал Данелия. - Я видел по глазам зрителей, что он не понравился. Хотя понравился моему внуку, которому тогда было шесть лет. Потом был просмотр в кинотеатре «Космос». Перед показом я сказал: «Фильм длинный, двухсерийный. Я сейчас уйду и вернусь к финалу. Кому надоест, не стесняйтесь, уходите. А потом, даже если останется один человек в зале, все равно отвечу на вопросы». Когда я вернулся, зал был полным. Овация минут на десять. Были такие письма: «Данелия, вы сошли с ума, вам пора лечиться», «Куда смотрит государство?! На такую ерунду деньги дают!» Но помню и такое: «Многие ругают «Кин-дза-дзу». Не верьте им, фильм прекрасный. Он о нас, и том, что происходит в обществе, на всем земном шаре. Счастья вам и здоровья. Ученики 4-ого класса, город Одесса». Фильм и сейчас смотрит с большим интересом почему-то именно молодежь. И в разговорах вспоминают язык жителей планеты Плюк. И я этому рад!
О Георгии Данелия читайте в статье канала "Пераново перо" по ссылке:
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов