29 января - день памяти народного артиста СССР Евгения Леонова. Он ушел из жизни 31 год назад.
За шесть лет до смерти Евгений Леонов пережил обширный инфаркт. Целых 28 дней он, как сам потом рассказывал, «блуждал где-то ТАМ», перенес клиническую смерть. Врачи провели сложную операцию по шунтированию, а потом лишь развели руками: оставалось уповать только на чудо. Сыну и жене артиста посоветовали у постели больного круглосуточно читать молитвы. В результате, Евгений Павлович вернулся к жизни и даже к работе.
Трагедия случилась в немецком Гамбурге, где театр имени Ленинского комсомола находился на гастролях со спектаклем «Диктатура совести». В годы перестройки эту постановку по пьесе Михаила Шатрова назвали «митингом эпохи». Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Олег Янковский, Елена Шанина, Александр Абдулов, Николай Караченцов и другие артисты представили на сцене своеобразный суд над вождем пролетариата Владимиром Лениным, который, по словам автора произведения, «совратил чистую Россию». В качестве свидетелей и обвинителей выступали другие исторические и литературные персонажи: Энгельс, Черчилль, Верховенский из достоевских «Бесов», генерал Карбышев, французский революционер Андре Марти…
В этой постановке Евгений Леонов сыграл члена Коммунистической партии, чиновника – взяточника. «Камень, о который споткнулся коммунизм», - представляют его. Герой артиста находится на допросе перед расстрелом. И на сцене вовсе не тот смешной Леонов, которого знал кинозритель. Евгений Павлович удивил тогда драматизмом в монологах, ужасными признаниями, как «ломал людей». «Жизнь его была в моих руках, и это было счастье», - произносил его герой с блестящим от своей кровожадности взглядом, и тогда зрителю становилось по-настоящему страшно. В какой-то момент артист, следуя роли, произносит: «Не могу сейчас говорить, душно, сердце болит…» И, что называется, накликал беду: на третий день тех немецких гастролей 61-летнему Леонову, действительно стало плохо с сердцем. Потом близкие благодарили Бога, что это случилось в Германии, где, в отличие от нашей страны, уже тогда делали операции по аортокоронарному шунтированию.
Врачи и семья боролись за жизнь артиста, а театр вернулся в Москву. Кстати, как потом признавался Леонов, оставили его без обратного билета, (хотя поначалу он был), за больницу и гостиницу для родных было оплачено только несколько дней из командировочных денег артиста, которые быстро закончились. Поэтому немецкие медики лечили его бесплатно, а потом опять же представители немецкой стороны купили обратные билеты.
- Меня Господь отпустил, может для какой-то цели, может меня депутатом хотели выбрать, не знаю, для чего, - с грустной улыбкой рассуждал Евгений Леонов в 1992 году в телевизионном интервью Леониду Парфенову в программе "Портрет на фоне". - В общем, я был в той ситуации, откуда возврата нет. Многие говорят, что меня спас Бог, может и так! Но я теперь стал верить… Может не в Бога, я так переделаться быстро не могу… Но знаю, что выше закона может быть любовь, выше права – милость, выше справедливости может быть прощение. Мне кажется, этой формулы может быть достаточно, чтобы не опускаться ниже человеческого уровня.
Даже касаясь грустных, казалось бы, тем, Евгений Павлович старался все равно вставить что-нибудь этакое, чтобы люди улыбнулись. Например, рассуждая на тему, как в постсоветское время все вокруг начали заниматься коммерцией, высказался: «Если бы у меня было три уха, я может одно продал бы. А может, пипиську продать? Так кому она нужна?!»
- К таким штучным артистам нужно относиться бережно при жизни, - вздыхает в разговоре со мной актриса Светлана Крючкова, которая снималась с Леоновым в нескольких фильмах. - Если бы Евгений Павлович был материально обеспеченным человеком, он не работал бы так на износ, не ездил бы, уже больной, после инфаркта, с концертами по стране. Его же совсем загнали! У нас в доме хранится Библия, которую подарил Евгений Павлович моему сыну. На ней надпись: «Малыш Митька, ты, наверное, не знаешь меня, но в фильме «Большая перемена» твоя мама была моей дочкой. Получается, и мы с тобой родные люди. Твоя мама - прекрасная актриса, ты это сам поймешь, если попросишь ее прочитать тебе стихи. Будь счастлив! Винни-Пух - Леонов!» Вспоминаю, как каждый раз во время съемок, находясь перед кинокамерой за «хлопушкой», он втягивал свои щечки, чтобы выглядеть не таким круглым на лицо. Но, когда «хлопушку» убирали, и начинала работать камера, лицо Евгения Павлович снова расплывалось. Это было так смешно и мило!
Один из киногероев Леонова - король-самодур из фильма «Обыкновенное чудо» говорил: «Во мне проснулся дед с материнской стороны, а он был неженка!» С детства Женя был пухленьким, нежным, открытым мальчиком. Ровесники часто дразнили его за полноту и излишнюю доверчивость. Тогда маленький Женя уходил кататься на пароходике по Москва-реке, и один переживал насмешки. «С детства в моей памяти вкус одиночества», - вспоминал артист. А еще расстраивался, что родители – папа – инженер, мама – домохозяйка, больше внимания уделяли его старшему брату Николаю.
- Я ревновал – мне казалось, что недополучаю любви, что моя мама больше любит брата, чем меня, - вспоминал артист. Но зато от мамы он унаследовал умение интересно рассказывать истории и рассмешить людей. Причем, в школе посещал драматический кружок.
Во время войны, когда Леонову исполнилось 15 лет, он параллельно с работой у отца на авиазаводе пошел учиться в авиационный техникум, чтобы потом податься на фронт. Но война закончилась, и Леонов, бросив техникум, поступил в театральную студию при Московской областной филармонии. На приемных экзаменах юный Женя, помимо рассказов Чехова и Зощенко, прочитал лирическое стихотворение Александра Блока «В ресторане»:
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер): пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре - фонари…
Вроде произведение печальное, про безответную любовь, но те, кто сидел в зале покатывались от хохота, - настолько смешным выглядел этот розовощекий, пухлый юноша, который старался изображать трагедию. Тем не менее, его приняли. Позже Леонова пригласили в театр имени Станиславского, где он поначалу играл в массовке. Потом режиссер Михаил Яншин доверил начинающему артисту роль Лариосика в спектакле «Дни Трубиных», которая прославила Леонова в театральной Москве. Думается, Яншин увидел в молодом артисте продолжение себя, - тоже полного телосложения, смешливого, но по амплуа трагикомического героя. И хотя Яншин часто ругал Евгения, ворчал, - «Вы что, хотите сделать из Лариосика оперетту?!» - потом признавался, что Леонов – его любимый ученик.
Еще одна фраза из «Обыкновенного чуда» - «Сегодня я буду кутить, весело, добродушно, со всякими безобидными выходками». Но в жизни Леонов так никогда бы не сказал. Он, еще, будучи молодым мужчиной, старался избегать шумных застолий, больших компаний, стеснялся общения с женщинами. Артист Евгений Весник рассказывал, как у общих друзей на одной вечеринке Леонов познакомился с молодой девушкой - по профессии инженер. В разгар веселья они уединились в другой комнате. Через пару минут Евгений выскочил в слезах, схватил пальто и убежал. Оказывается, он предложил девушке поцеловаться, и, когда услышал отказ, расстроился, вспомнив свои комплексы о внешности.
В 1957 году на летних гастролях в Свердловске 30-летний артист случайно на улице познакомился с 20-летней студенткой музыкально-педагогического училища Вандой Стойловой. Нерешительный Леонов набрался смелости и неожиданно для себя пригласил красивую девушку в театр. После спектакля они гуляли по ночному городу. «Мне жена нужна такая, чтобы я шел по улице, а все оглядывались бы», - позже скажет герой Леонова фотограф Орешников в комедии Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи». И в случае с Вандой это случилось! Почти сразу, как вернулся с гастролей, артист позвал девушку в Москву. Как вспоминают друзья, Евгений Павлович всю жизнь боготворил свою жену. Говорил, что любит ее больше, чем она его. Позже, чтобы жена была чаще рядом с ним, устроил работать в литературную часть театра Ленком. Ванда была главной в семье: командовала бытом, часто критиковала мужа. А супруг заваливал любимую дорогими нарядами и украшениями. В театральной Москве даже шутили, что такие шикарные платья есть только у Софи Лорен и Ванды Леоновой!
- Палыч всегда из командировок, особенно из-за границы, привозил ей вещи, - вспоминает актриса Людмила Поргина. – Иногда Ванде что-то не нравилось, и она бросала эту одежду ему обратно. Палыч с грустной улыбкой мне говорил: «Ну вот, ей опять не подошли мои подарки. И все это мне летит в лицо».
В 1959 году у пары родился сын Андрей, о котором Евгений Павлович всегда мечтал. Несмотря на то, что мальчик рос хулиганистым, с неважной школьной успеваемостью, Ленов-старший никогда не наказывал сына, баловал, как мог. Хотя, иногда и грозился сдать отпрыска в интернат или привязать его в лесу к дереву. Но эти угрозы были, конечно же, шутливые.
- Вспоминаю своего бедного отца в школе, как меня учителя ругают, а он стоит весь красный, напряженный, такой раздувшийся, - рассказывает Андрей. - И потом мы с ним идем понуро от школы до дома. Он мне что-то: бу-бу-бу… Один раз он не выдержал: схватил меня за руку, вытащил из квартиры на улицу, угрожая, что сдаст меня куда-то. Но долго он не мог сердиться, не хранил отрицательный заряд, в этот же вечер я был прощен. Конечно, я тогда манипулировал любовью отца.
В 13 лет Андрей Леонов впервые снялся в кино, - сыграл в фильме «Гонщики» сына главного героя Кукушкина (кстати, в этой роли выступил Леонов-старший). Но сам Андрей хотел всего достичь сам, не пользуясь связями знаменитого папы. Поэтому ушел служить в армию, хотя Евгений Павлович был против, и мог бы все сделать, чтобы «отмазать» сына. А сын настоял на своем. Причем, попросил отца не приезжать в армию, он всегда стеснялся его узнаваемости. Но Евгений Павлович приехал в Ковров, где служил сын, уже через две недели.
- Ну, никак его переделать в этом смысле невозможно было! – говорит Андрей. - Он переживал за меня. Помню, в письме прислал вырезку из газеты под заголовком «Чем опасен гололед»… У папы была задача: оградить нас с мамой от всего плохого, встать грудью за нас. И у него это получалось.
Леонов почти каждый день писал письма Андрею в военную часть. Позже они были изданы отдельной книгой. Читая их, понимаешь, каким глубоким, рассудительным был этот «комик» Леонов, и как он любил свою семью.
«Я стану за твоей спиной, как живой лес, вместо рисованного задника: как старый дуб, раскину руки, как орел подставлю крылья тебе – ничего не бойся, сынок!» - писал Евгений Павлович.
Андрей Леонов стал артистом, более сорока лет работает в театре Ленком, приобрел широкую популярность, когда на экраны вышел сериал «Папины дочки». А сейчас с успехом играет в спектакле «Поминальная молитва» главную роль Тевье-молочника, которую когда то играл его отец.
- После участия в фильме «Полосатый рейс» я стал первой советской секс-бомбой, - шутя, делился со зрителями на творческих вечерах артист. Действительно, широкая популярность пришла к Леонову именно после того, как он сыграл в этой комедии буфетчика Шулейкина, которого на корабле путают с дрессировщиком. Смешные фразы героя (например, «Самое максимальное зверство, с которым имел дело, - резал любительскую колбасу») ушли в народ. Но больше всего зрителям запомнился эпизод, в котором весь в мыле Леонов выскакивает из ванны и бежит, сверкая перед кинокамерой голым задом.
Несмотря на то, что Леонов зарекомендовал себя в начале кинокарьеры, как комедийным артист, режиссер «Полосатого рейса» Владимир Фетин потом пригласил артиста сняться в глубокого драматической роли красноармейца Шибалока в фильме по рассказам Михаила Шолохова «Донская повесть».
- Когда раздался звонок с предложением Фетина, я подумал: «Каких еще хищников мне придется укрощать?» - вспоминал Евгений Павлович.- Услышав, что материал по Шолохову, понял, что это похуже хищников. Сначала я не согласился, да и понимал, что худсовет меня на такую трагическую роль не допустит.
Режиссеру стоило больших усилий, чтобы уговорить самого Леонова и киночиновников, которым, видимо, перед глазами еще мерещилась голая задница артиста из «Рейса».
- Когда мы впервые увиделись, небольшого росточка Женя воскликнул: «Как же я буду играть с такой дылдой?!», - смеясь, вспоминает исполнительница роли Дарьи Людмила Чурсина. – Тогда я ему сказала: «Если мы будем сниматься, то попросите для себя скамеечку, будете на нее вставать». Так потом и сделали: в некоторых сценах он вставал на скамейку, в некоторых, - подо мной подкапывали в земле ямку, чтобы я в кадре была меньше ростом.
Красноармеец в исполнении Леонова, так поразил зрителей! За эту роль артист получил Гран-при на кинофестивале в Индии. Никто не ожидал увидеть комика со слезами на глазах убаюкивающего своего маленького сына, а потом убивающего свою любимую Дарью за предательство.
Но режиссеры упорно продолжали приглашать его на комедийные роли, в которых все равно прослеживались нотки грусти и особенная философия. Вспомнить хотя бы первую совместную работу артиста Леонова и режиссера Георгия Данелия «Тридцать три», после которой Георгий Николаевич стал приглашать актера в каждую свою картину, называя своим талисманом.
Несмотря на комичность истории, - у технолога завода безалкогольных напитков Травкина вдруг обнаружили 33-й зуб, вокруг были отражены и советская бюрократия, и мещанство, и кляузничество в обществе. Поэтому картину тут же обозначили «идеологической вредной» и положили на полку на 24 года.
Ради каждой своей роли Евгений Леонов был готов на все: не боялся быть смешным, надеть на себя неудобный костюм, выглядеть еще толще, чем был на самом деле. При всей своей огромной популярности всегда оставался скромным на съемочной площадке или за кулисами театра.
- Он даже стеснялся меня просить в перерыве на обед отстегнуть жабо, которое мешало ему есть. И борщ ел, лежа на животе, постелив на землю одеяло, - рассказывает художник по костюмам фильма «Дуэнья» Марина Салдаева. Если помните, в этой картине Леонов сыграл дона Мендосо.
Певица Алла Баянова, которую при переезде в конце 1980-х в Советский Союз часто на гастролях прикрепляли к уже известным артистам, вспоминала одну из совместных с Леоновым поездку.
- Я пела в первом отделении концерта, Женя выступал во втором, - рассказывала мне Алла Николаевна. - Прилетели мы, по-моему, в Иваново. Спустились по трапу самолета. Нас встречает мужчина, весь красный, взволнованный, сбиваясь, говорит: «Простите нас, мы можем для передвижения по городу предоставить только вот такой микроавтобус. Поедете в нем?» Мы удивились: к чему такой вопрос, ну, конечно поедем. Тогда он обрадовался: «Ой, спасибо вам! А то недавно приезжал Александр Буйнов, так он столько всего запросил: и номер люкс в гостинице, и особую еду, и огромный лимузин. Мы всю область обзвонили, чтобы найти такую машину!» Леонов послушал это, а потом изрек: «А бл...й он не попросил?!» Женя, в отличие от этих эстрадных псевдозвезд, никогда ничего лишнего не требовал в поездках, был доволен тем, что предоставляли.
Все знали, что Евгений Леонов не любил ругаться и выяснять отношения. По воспоминаниям актера, как-то в молодости он шел с другом мимо Большого театра. Их начала задирать компания нетрезвых парней. Леонов пробовал отшучиваться. Но один из парней ударил его по лицу. Тот не ответил, не смог поднять руку на человека. Вместе с другом они убежали. Всю жизнь Евгению Павловичу было стыдно за тот свой испуг! Но он представить не мог себя в драке!
Говорят, что Генеральный секретарь СССР Леонид Брежнев в шутку советовал министру иностранных дел Андрею Громыко брать на дипломатические переговоры артиста Леонова. Потому что, глядя на него никто и не подумает, что от Советского Союза можно ожидать какой-то угрозы.
Евгений Павлович не участвовал в интригах, которыми часто живет труппа каждого театра, не сплетничал и не жаловался. Когда работал в театре имени Маяковского, то долго терпел сложный характер художественного руководителя Андрея Гончарова. Известно, что тот часто кричал на работников театра, при всех унижал. Но после одного случая Леонов не выдержал и покинул труппу. Однажды артист вышел из своего дома и увидел у «Океана», который располагался напротив, телекамеры и директора этого магазина, с которым они были знакомы. Директор подбежал к Леонову и попросил высказать телевизионщикам свое мнение о магазине, дескать, какая там всегда свежая рыба. Евгений Павлович выполнил просьбу. Причем, сделал это бесплатно, потому что, действительно, был доволен продукцией. Сюжет показали по телевизору. Когда Леонов пришел в театр на репетицию, Гончаров при всех воскликнул: «Костлявая рука голода задушила артиста Евгения Павловича Леонова! Давайте в шапку соберем нищему артисту деньги. Ему же теперь приходится сниматься в рекламе! Зачем ему театр?!» Евгений Павлович был оскорблен: ни слова не говоря, вышел из репетиционного зала и написал заявление об уходе. И он пришел работать в театр имени Ленинского комсомола.
- Я – обидчивый человек, но скрываю это, - признавался артист. – В моей жизни бывало так, что меня обижали, и, как мне кажется, напрасно, незаслуженно. А у меня такая воля, что, если человек меня обидел, я его исключу из своей жизни. Могу с ним здороваться и разговаривать, но он для меня как человек уже не существует.
Несмотря на большую зрительскую любовь, Леонова и критиковали. Например, за фильм «Джентльмены удачи», где артист сыграл сразу две роли – воспитателя детского сада Трошкина и уголовника Доцента. Ему писали возмущенные письма, дескать, зачем вы согласились играть бандита? Как вы смогли произносить такие ужасные фразы, как: «Пасть порву, моргала выколю!» И, вообще, «картина попахивает дешевым американским фильмом про гангстеров». Обсуждали и «Белорусский вокзал», где Леонов сыграл фронтовика Приходько.
- Некоторые возмущались, что таких фронтовиков не бывает. Где вы таких взяли?! Показали какое-то потерянное поколение! Разве это советские герои?! – грустно цитировал критиков Евгений Павлович.
Он, конечно же, переживал подобные нападки, и как всегда, все эти переживания держал при себе. А еще признавался, что обижается, когда зритель вспоминал лишь его смешного медвежонка, которого он озвучил в мультфильмах о Винни-Пухе. Однажды на гастролях в Новосибирске Леонов вместе с актером Александром Лазаревым-старшим заглянул в ресторан отобедать. Только сели, тут же перед ним появился некий армянин, который заявил: «Женя, вы мой любимый артист! Для вас я накрыл столик, присядьте, пожалуйста!» Артисты пересели за столик поклонника. Во время беседы выяснилось, что мужик этот не видел НИ ОДНОГО фильма с Леоновым, а знал артиста только по мультфильму о Винни-Пухе. Евгений Павлович, когда рассказывал эту историю, грустно улыбался.
А как он, работая над каждой ролью, сомневался в себе! Иногда соглашался сниматься, чтобы не обидеть режиссера. Так, например, случилось в работе над картиной Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово». Снимаясь в роли артиста Бубенцова, весь рабочий период Евгений Павлович считал, что играет что-то не то и не так. Сейчас, когда пересматриваешь этот фильм, особенно одну из финальных сцен расстрела, где Бубенцов умирает от остановки сердца, сложно поверить в сомнения артиста. Настолько Леонов там убедителен! Кажется, в этой сцене все в нем загнано внутрь и живут только глаза!
- Я очень люблю сниматься у Рязанова, - признавался Леонов, - но этот фильм полного удовлетворения мне не принес. Я старался хорошо сыграть, чувствовал всю трагикомическую ситуацию, но оказалось (уж не знаю, кто виноват), что эта моя интонация не соединялась с другими сценами, и я был в фильме сам по себе. В общем, получился не очень убедительным. Это, кстати, подтвердило одно зрительское письмо, которое пришло из Ленинграда: «Доложите своему начальству, как это можно было под Новым год испортить настроение и застолье всему советскому люду, направив ружье на нашего любимого актера?!»
«Леонов - один из самых крупных в нашей стране артистов, - писал в своей книге «Неподведенные итоги» Эльдар Рязанов. - Ему были присущи лукавство, искренность, народность, простота, юмор, серьезность. Актерское мастерство его колоссально. Огромный опыт и широкий диапазон артиста - от трагедии до фарса - позволили ему создать в нашей ленте труднейший трагикомический образ. И я благодарен актеру в первую очередь за то, что он избежал в этой роли декламации, всяческих эффектов, гордых романтических поз. Леонов, по-моему, сыграл Бубенцова очень и очень современно, минимальными внешними актерскими средствами».
Кстати, на съемках этой картины у неконфликтного Леонова и тогда еще молодого, темпераментного, дерзкого артиста Станислава Садальского, сыгравшего гусара Плетнева, произошла ссора. Говорят, это был грандиозный скандал, причину которого уже никто и не помнит. Но артисты разругались серьезно. Тем не менее, съемки кое-как закончили.
- Было озвучание картины. Он молчит, я молчу. Объявили перерыв, - вспоминает Станислав. - Мы вышли из студии на Мосфильме. Молчим. Вдруг Леонов говорит: «А ты знаешь, как писают фашисты?» Он достал свой причиндал и на снегу мочой стал рисовать свастику. И тогда я спросил: «А как писают коммунисты?» - «Это уже проще», - ответил он, и уже вместе с ним стали «рисовать» на снегу звезду. Так мы помирились.
Фильм «О бедном гусаре замолвите слово» вышел в 1980 году, когда советская цензура еще тщательно следила, чтобы с экранов ничего не прозвучало что-то против существующего государственного строя. Драматург Григорий Горин и режиссер Марк Захаров, казалось бы, сделали невозможное для тех времен, - они чудом «пробили» эту картину, которая просто напичкана намеками, осуждающими советский режим. «Кругом взятки, беззаконие и воровство. Вельможи утопают в роскоши, а народ бедствует», - говорит Бубенцов – Леонов. Сегодня эта картина точно не вышла бы! Как потом признавался Горин, подобного рода фразы они могли вложить в уста только такого всеми любимого, обаятельного артиста, как Евгений Леонов, - все-таки к нему цензоры не так пристально будут придираться. Думается, поэтому Горин-Захаров, задумывая позже фильм «Убить дракона» о взаимодействии власти и народа, на роль Бургомистра пригласили Леонова. В гимнастерке на манер Сталина (или другого тоталитарного корейского вождя Ким Чер Ира), с интонациями Брежнева, герой артиста явно похож на всех советских, (а в чем-то напоминает и сегодняшних) руководителей страны, произносит: «Это не народ? Это хуже народа! Это лучшие люди города!» И хотя этот фильм вышел в постперестроечные времена, в 1988 году, тогда многие еще боялись пародировать власть.
Идея о спектакле по произведениям писателя Шолом-Алейхема пришла к Леонову давно, - он мечтал сыграть главного героя Тевье-молочника. Уговорил Григория Горина и Марка Захарова написать пьесу «Поминальная молитва», а постановку осуществить на сцене «Ленкома». Евгений Павлович так обрадовался, когда началась эта работа! Но с ним случился инфаркт, и тогда Захаров пригласил работать над этой ролью Армена Джигарханяна. Пока Леонов был в больнице, шли репетиции, уже был запланирован генеральный прогон спектакля. Но в тот день Армен Борисович написал письмо в театр, где признался, что отказывается от роли, поскольку слишком много актерских, энергических затрат она требует!
Приехав в Москву, Леонов тут же обратился к режиссеру Марку Захарову: «Давайте скорей продолжим репетировать!» На возражения, что актер еще не до конца восстановился, он невозмутимо ответил: «Мне немецкие врачи сказали - сердце нужно разрабатывать, а то мышца атрофируется! Правда, они лопотали не по-нашему, но я их понял именно так!» После выхода этого спектакля Леонов признавался, что снова получил порцию критики. Одни обвиняли его в антисемитизме, мол, плохо он играет еврея, другие, наоборот, - слишком достоверно, значит, и сам еврей. А публика была в восторге! На спектакль трудно было попасть, - билеты раскупались тут же, как только появлялись в кассе. История о жизни многодетной еврейской семьи, как в начале XX века в стране начались массовые кровавые еврейские погромы и ссылки, люди многих национальностей, живущих в Советском Союзе, восприняли, как свою личную трагедию.
В конце 1980-х – в начале 1990-х жители нашей страны особенно увлеклись политическими страстями. Недалеко от театра Ленком на Пушкинской площади ежедневно собирались группы людей, которые поддерживали те или иные политические течения, - спорили, ругались, обвиняли в бедах страны евреев. Евгений Леонов рассказывал, как иногда, протискиваясь через эти толпы, надвигал кепку пониже на глаза, укутывался в шарф и воротник, чтобы не узнали. Потому что понимал: опять его будут обвинять либо в защите евреев, либо в обратном.
А он старался заработать деньги себе на дорогостоящие лекарства и на семью, - ездил с концертами по стране, соглашался сниматься в рекламе телевизоров и банков, за что его опять же ругали. Однажды поехал в Майами, где на одной корпоративной новогодней вечеринке выступал в костюме Деда Мороза. Потом признавался, как ему было противно оказаться с этими богачами за одним столом. Но нужно было отрабатывать деньги. К тому времени страна, Народным артистом которой он был, распалась, и Леонов стал этому государству уже не нужным. Выживал, как мог!
Не от хорошей жизни за год до смерти Евгений Павлович снялся в фильме «Американский дедушка». Его герой – американец – эмигрант приезжает в Россию, чтобы умереть на родине. Он репетирует собственные похороны, примеряя себе гроб. В этой же картине Леонов снова появляется с голым задом. Говорят, что это была его личная инициатива, - привет фильму «Полосатый рейс». Такое впечатление, что тогда ему уже было все равно, что о нем будут говорить. Он разочаровался в государстве, для которого много лет работал.
Конечно, зрители раскритиковали фильм: сценарий, шутки, да и актерские работы иначе как пошлостью не назовешь. Но согласие 66-летнего Евгения Леонова участвовать в этом, можно расценить, как его растерянность в жизни этого общества, в котором искали любую возможность, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Тут вспоминаются слова главного героя спектакля театра имени Маяковского «Иванов», в котором главную роль играл Леонов:
- С тяжелою головой, с ленивою душой, утомленный, надорванный, надломленный, без веры, без любви, без цели, как тень, слоняюсь я среди людей и не знаю: кто я, зачем живу, чего хочу? И мне уже кажется, что любовь - вздор, ласки приторны, что в труде нет смысла, что песня и горячие речи пошлы и стары. И всюду я вношу с собою тоску, холодную скуку, недовольство, отвращение к жизни… Погиб безвозвратно!
Однажды на гастролях в Риге к Леонову подбежала женщина, которая представилась врачом: «Женечка, а вы знаете, что после такой операции, какую сделали вам в Германии, живут не больше четырех лет?!» В Москве артист спросил у врачей, правда ли это? Те ответили, мол, вас обманули, - на самом деле живут больше, - лет восемь.
- Черт меня дернул в Риге пойти по улице, где встретилась мне та женщина, - смеясь, восклицал Леонов. Мысли о том, насколько его сердце теперь рассчитано, не покидали его в последнее время. Может, это тоже психологически приближало его уход из жизни?! Евгений Павлович скончался через пять лет после той операции.
Одна актриса театра Ленком рассказала мне, что накануне смерти Леонова Александр Абдулов, который играл в «Поминальной молитве» Менахема-Мендла, приехал к Евгению Павловичу и объявил, что теперь вместо него будет играть Александр Лазарев – младший. Дескать, втайне Абдулов репетировал роль с молодым артистом. Леонов посчитал это предательством. Видимо, сильно переживая за спектакль, сердце у него и не выдержало, - вечером 29 января 1994 года, собираясь дома в театр играть «Поминальную молитву», он упал замертво. Надо заметить, что в тот вечер ни один зритель, который ждал начала спектакля, узнав о смерти артиста, не сдал обратно в кассу свой билет. Из ближайшей церкви принесли свечи, зажгли их, и люди на морозе плакали и в то же время смеялись, вспоминая фразы артиста из знаменитых фильмов.
- И пусть мое имя будет помянуто лучше со смехом, нежели вообще не помянуто, - говорил Тевье-Леонов в спектакле «Поминальная молитва», читая завещание Шолом-Алейхема. Нет сомнений, что Евгений Павлович и сам подписался бы под этими словами.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов