25 августа исполнилось бы 94 года народному артисту СССР, известному режиссеру Георгию Данелия. Мы разговаривали с ним за три года до его ухода из жизни. Он уже тяжело болел, говорил: "Зачем я еще живу в таком состоянии?!", но шутил и много иронизировал.
- Я часто ищу объяснения, почему фильмы советских кинематографистов так любимы, - рассуждал Георгий Николаевич. - Может быть дело в том, что в них заложена энергетика добра?! Хотя взять, например, мою картину «Слезы капали». По режиссуре – классная работа, но почему-то не пользуется такой популярностью. Наверное, не совсем добрый фильм. А вот такие, как «Афоня» или «Тридцать три» любимы. Они более просты, веет оттуда добром. Бывает, что не угадаешь, как примут твою работу. Помню, когда в Доме кино была премьера фильма «Кин-дза-дза!», он провалился. Я видел по глазам зрителей, что не понравился. Хотя понравился моему внуку, которому тогда было шесть лет. Потом был просмотр в кинотеатре «Космос». Перед показом я сказал: «Фильм длинный, двухсерийный. Я сейчас уйду, и вернусь к финалу. Кому надоест, не стесняйтесь, уходите. А потом, даже, если останется один человек в зале, все равно отвечу на вопросы». Когда я вернулся в кинотеатр, зал был полным. Овация минут на десять. Были и такие письма: «Куда смотрит государство?! На такую ерунду деньги дают». «Данелия – вы, наверное, с ума сошли. Вам пора лечиться». Но помню и такое послание: «Уважаемый Данелия, мы любим ваши фильмы, они добрые. Многие ругают «Кин-дза-дза!». Не верьте им, фильм прекрасный. Он о нас, о том, что происходит в обществе, на всем земном шаре. Счастья вам и здоровья. Ученики 4-ого класса, город Одесса». У меня это письмо до сих пор хранится. И сейчас много хвалебных слов в адрес фильма.
- Помните, у Ильфа и Петрова в «Золотом теленке» подпольный миллионер Корейко пошел гулять с Зосей? Она сказала, что «хорошо бы в кино сходить». А билеты стоили по десять копеек. Корейко посчитал это дорогим удовольствием, а у самого в кармане в папиросной коробке лежали десять тысяч рублей. Но он боялся их доставать. У нас же сейчас никто ничего не боится. Какие свадьбы устраивают миллионеры, какие дома возводят! У помощника прокурора замок стоит огромный! Я бывал в Барвихе на Рублевском шоссе. Зрелище ужасное! Чем хорош загородный поселок? Ты приезжаешь на свободу. А там возникает ощущение, что приехал в какую-то тюрьму. С одной стороны высокий кирпичный забор, за которым ничего не видно, и с другой стороны такой же забор. Оттуда выглядывают ляповатые, совершенно безвкусно построенные, какие-то дома и замки. И настроение портится. Никакого удовольствие от загородной природы нету.
- За разговорами о политике обращайтесь не ко мне, а к Никите Михалкову или Карену Шахназарову. Вот они часто говорят по телевизору о том, как живет страна. Я в этом плане плохой собеседник потому, что всегда не любил, когда делят людей на богатых и нищих. И при Горбачеве не любил, и при Ельцине, и сейчас тоже... Поверьте, это я сказал безо всякой иронии. Говорухин, например, считает меня самым великим режиссером, и я этого не могу не оценить. Поэтому к нему отношусь хорошо. Шахназаров для меня, как воспитанник. Но я не могу понять, зачем ему все это надо?! С Никитой-то понятно, у него - гены. Там семья вся такая… Я хорошо знал его отца – поэта и драматурга Сергея Михалкова, мы работали с ним вместе. Знал и Наталью Петровну Кончаловскую, маму Никиты. Никита впервые снялся в моем фильме - «Я шагаю по Москве». Об этом я много рассказывал и писал. Бывает, он приезжает ко мне, привозит свои охотничьи трофеи – дичь. Расспрашивает обо всем, что-то рассказывает. С ним приятно побеседовать. Но то, что Никита говорит по телевизору, я с ним во многом не согласен. Там семья такая… Немножко Андрон отклонился потом, но, по-моему, сейчас вернулся. Когда он жил за границей, у него были либерально-демократичные взгляды. А сейчас он понял, что там никому не нужен, вернулся… Взгляды, по-моему, поменялись. Мне не предлагают участвовать в общественно-политической жизни, знают, что я откажусь. В свое время сорок лет был секретарем Союза кинематографистов, но ни разу не пришел на заседания. Продлевали мои полномочия механически. Потом уже, когда Никита возглавил Союз, спросил меня: «Ты почему не ходишь?» Говорю: «Да я вообще там никогда не был». Он возмутился, удивился. И меня освободили от этой должности. Но мне это «до лампочки». Понимаете, я - трудоголик, если занимаюсь свой кинокартиной, то ничего другого мне не нужно. Никакие общественные нагрузки. Ну, одно время уговорили – преподавал недолго. Хотя, вспомнил, еще руководил студией, где и Эльдар Рязанов, и Леонид Гайдай, и другие великолепные режиссеры работали под моим началом.
- Недавно случайно увидел фильм «Не горюй!», не по нашему каналу, а по грузинскому. Подсчитал, что не видел эту кинокартину почти пятьдесят лет! И с таким удовольствием посмотрел! Фильм мне до неприличия понравился! «Не горюй!» я бы уже не трогал. Но в других своих фильмах иногда возникает желание что-то изменить. Взять, например, «Афоню». Помните, по сюжету, во второй части фильма, герой Лени Куравлева поехал в деревню?! Сейчас я понял, что этого совсем не нужно! Вырезал бы совсем. Смонтировал бы просто: Афоня ушел из дома, а потом лежит на траве в аэропорту, якобы он еще в Ярославле. А в остальных фильмах… Нет, там все на месте. И актеров бы не стал менять. К ним ведь привыкаешь. Ну, как сейчас можно подумать, что в свое время сценарий фильма «Тридцать три» был написан на Юрия Никулина?! Но сняли Женю Леонова. И теперь понимаешь, что и других вариантов быть не могло. В моих фильмах никто плохо не играл. Какие-то мои ошибки были, сценарные были, но не в актерских работах. Я б повесился, если бы такое случилось.
- В свое время мне предлагали быть одним из учредителей «Ники», Юлик Гусман тоже мой ученик. Когда он придумал премию, приехал ко мне с этой идеей. Мы стали придумывать номинации. Я предлагал давать призы не только режиссерам и актерам, но и операторам, и художникам. Гусман же планировал вначале только несколько номинаций. Ну, я и отказался участвовать, хотя и являюсь членом этой Академии. А вообще, «Ника» - забавная премия, если бы Гусман поменьше на церемонии говорил. Это же порой невыносимо становится. Если вспомнить о «Золотом орле»… Там же есть сейчас два Союза кинематографистов. Гусман из второго, Михалков из первого. Надо отдать должное Никите, он сохранил много льгот для артистов, добавки к пенсиям выплачивает, помогает медицинские операции сделать, и Дом ветеранов кино работает. Ни один Союз столько не делает, сколько делает Михалков, благодаря своим связям. Надо же захотеть это сделать. Заниматься бумажной волокитой, просить чиновников, - не так просто. И Михалков молодец, что помогает артистам. А чего он хвалит, чего не хвалит, нравится ему Крым или нет, какая мне разница! Мне звонили и сторонники «нашего Крыма», и противники. Просили подписать письма в поддержку и против. Я ни того, ни другого не сделал. Знаю, что в Крыму все хотят в Россию. Я же старый человек, помню, как в 1950-х годах объявили, что Крым стал украинским. У меня много было друзей – моряков, например, капитан дальнего плавания и писатель Виктор Конецкий. Так вот некоторые, так переживали из-за передачи Крыма Украине, что готовы были застрелиться. Для них это была настоящая трагедия! Когда в наше время объявили, что русским будут везде помогать, я понял: обязательно возникнут военные столкновения на этом полуострове. Но мне кажется, Крым сделали российским, немножко не продумав. Наверное, можно было договориться по-человечески. Если бы Крым сначала объявил о своей самостоятельности, как это сделала в свое время Абхазия, а потом присоединился бы сам к России, было бы правильнее. Хотя, Бог его знает, у меня нет единого мнения на этот счет.
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов