Найти в Дзене

«Игры разума – I». История и обзор мини-альбома 2024 года Джона Леннона «Mind Games EP».

В октябре 2018 года дискография британского композитора и исполнителя Джона Леннона (John Lennon) по инициативе лондонской компании «Calderstone Productions Limited» (подразделение музыкального холдинга «Universal Music Group»), созданной в 2012 году для управления авторскими правами участников группы The Beatles, была перезапущена и расширена в новую серию, получившую название «окончательная коллекция» («The Ultimate Collection»).

Изначально куратором и директором «окончательной коллекции» выступила вдова музыканта Йоко Оно (Yoko Ono), но из-за проблем со здоровьем она вынуждена была передать контроль за переизданием наследия Джона Леннона их сыну Шону Леннону (Sean Lennon). С 2020 года именно он выступает в качестве исполнительного директора и продюсера новых релизов британского музыканта.

Каждый выпуск содержал новые миксы известных композиций (оригинальные записи музыканта сводились на современном оборудовании с учетом последних достижений в музыкальной индустрии), неизданные версии песен, рабочие студийные материалы и демонстрационные записи. Музыкальный контент дополнялся подробными книгами с большим количеством фотографий определённого периода, плакатами, почтовыми карточками и прочей меморабилией.

В период 2022 и 2023 годах наступила длительная пауза перевыпуска дискографии из-за цензурных барьеров, связанных с переизданиям альбомов «Some Time In New York City» (выпущен 15 сентября 1972 года, номер по каталогу Apple Records – PCSP 716) и «Live In New York City» (выпущен 24 февраля 1986 года, номер по каталогу Parlophone – PCS 7301 / 24 0485 1). Оба издания должны были представить полный материал 1972 года.

Команда звуковых инженеров всемирно известной лондонской студии «Abbey Road Studios» состоящая из Роберта Стивенса (Rob Stevens), Сэма Гэннона (Sam Gannon) под руководством звукового техника Пола Хикса (Paul Hicks) была объединена в команду под названием «The Hix Factory». Специалисты подготовили новые (включая мультиканальные) миксы альбомов Джона Леннона «Some Time In New York City» и «Live In New York City».

После окончательного мастеринга аудиоматериалов и анонса рекламной компании по переизданию готовых альбомов, которые планировалось выпустить в конце 2022 года, было подготовлено оформление. Однако, из-за сильно политизированного контента, антиамериканской риторики, использования нецензурной лексики, выпуск тиража был приостановлен, а после и вовсе отменен на неопределенный срок. Указанные обстоятельства сильно обеспокоили Шона Леннона и возникли слухи о приостановления работы над «окончательной коллекцией» («The Ultimate Collection»). Готовые миксы альбома «Some Time In New York City» отложены на неопределённый срок.

Работа над серией «окончательная коллекция» была возобновлена по поручению Шона Леннона лишь в 2023 году накануне пятидесятилетия с момента выхода альбома «Mind Games» (выпущен в Великобритании 16 ноября 1973 года, номер по каталогу Apple Records – PCS 7165 / OC 062 ০ 05491).

После затянувшийся паузы над переизданиями была возвращена команда звуковых инженеров Роберта Стивенса, Сэма Гэннона и Пола Хикса. Им была поручена подготовка нового сведения альбомов и черновых материалов. Сам Шон Леннон занимался отбором редких и черновых записей отца, которые планировал включить в расширенную версию альбома «Mind Games», состоящую из шести компакт-дисков.

Кроме того, Шон Леннон привлёк креативного директора лондонской студии видеопроизводства и анимации «Type40» Ричарда Осборна (Richard Osborn) для разработки новой концепции «окончательной коллекции» Джона Леннона, которая по масштабам превзошла бы все кампании переизданий альбомов коллектива The Beatles и сольных работ других участников «ливерпульской четверки».

Черпая вдохновение от кампании и промоушена переиздания к пятидесятилетию сольного альбома Джорджа Харрисона (George Harrison) «All Things Must Pass» (выпущен 6 августа 2021 года, номер по каталогу Capitol Records / Apple Records / Dark Horse Records / UMe – 602435652375), над новым сведением которого также работал звуковой техник «Abbey Road Studios» Пол Хикс, Шон Леннон и Ричард Осборн разработали целю концепцию по масштабному переизданию альбома «Mind Games», элементы которой включали различные релизы в течение всего 2024 года.

Первой частью «глобальной» кампании по переизданию альбома «Mind Games» стала «завлекалка» (тизер-релиз) в виде мини-альбома (EP, extended play, mignon) под названием «Mind Games EP», который выпущен раньше на три месяца и предварял обширное коробочное переиздание, состоящего из 6 CD, 2 Blu-Ray Audio, виниловых пластинок, книг, постеров и открыток.

Варианты издания мини-альбома «Mind Games EP» 2024 года.
Варианты издания мини-альбома «Mind Games EP» 2024 года.

Для оформления виниловой версии мини-альбома «Mind Games EP» использовался оригинальный снимок Джона Леннона, ожидающего в аэропорту, который сделала Йоко Оно в 1973 году. Также для оформления конверта использовались работы фотографа и художника Дэвида Плоудена (David Plowden).

Оригинальный снимок 1973 года.
Оригинальный снимок 1973 года.

Дата выпуска виниловой версии мини-альбома «Mind Games» 20 апреля 2024 года. Релиз состоялся только на физических копиях. EP был подготовлен для исключительного выпуска на двенадцатидюймовой виниловой пластинке. Издание было приурочено к музыкальному международному празднику «День музыкального магазина» («Record Store Day»).

Мини-альбом «Mind Games» был выпущен в один день с другим битловским релизом, а именно продавался параллельно с мини-альбомом Ринго Старра (Ringo Starr) «Crooked Boy» (номер по каталогу Roccabella / UMe – 00602465142549).

Второго мая 2024 года виниловая версия диска достигла позиции № 7 в национальном хит-параде Великобритании в разделе «физических релизов».

Обложка виниловой версии мини-альбома «Mind Games EP».
Обложка виниловой версии мини-альбома «Mind Games EP».

Рекламный ролик винилового издания мини-альбома:

Трек-лист мини-альбома «Mind Games» на виниловой пластинке:

Сторона «А»:

1. «Mind Games» (Ultimate Mix) - 4:13

2. «I'm The Greatest» (Ultimate Mix) - 3:14

Сторона «Б»:

3. «Aisumasen (I'm Sorry)» (Ultimate Mix) - 4:41

4. «You Are Here» (Out-take, Take 5) - 10:55

Продолжительность звучания диска 23 минуты 3 секунды.

21 июня 2024 года мини-альбом был расширен до девяти треков, а титульная песня «Mind Games» представлена в версии «эволюционной хроники» («Evolution Documentary», особый микс песни, показывающий слушателям эволюцию идеи музыканта от простой демонстрационной записи в домашних условиях до полномасштабной студийной работы с наложением множества инструментов и оркестровок), издан в качестве промо-CD к иллюстрированному ежемесячному журналу «Uncut». Диск прилагался к августовскому номеру, тем самым предваряя и рекламируя будущее коробочное издание альбома «Mind Games».

Трек-лист мини-альбома «Mind Games» на CD EP:

1. «Mind Games» (Evolution Documentary) - 6:03

2. «I'm The Greatest» (Ultimate Mix) - 3:14

3. «Aisumasen (I'm Sorry)» (Ultimate Mix) - 4:41

4. «You Are Here» (Out-take, Take 5) - 10:54

5. «Tight A$» (Raw Studio Mix) - 4:36

6. «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Elemental Mix) - 4:12

7. «You Are Here» (Elements Mix) - 4:36

8. «Out The Blue» (Elemental Mix) - 4:14

9. «Meat City» (Evolution Documentary) - 7:39

Продолжительность звучания диска 50 минут 9 секунд.

Автор всех композиций Джон Леннон.

Список музыкантов и аккомпанирующей группы The Plastic U.F.Ono Band, указанных в реквизитах мини-альбома «Mind Games»:

  • Джон Леннон (John Lennon): вокал, электрогитары, акустическая гитара, слайд-гитара, электрический клавикорд (клавинет), меллотрон, электрическое пианино, конги, тамбурин, маракасы, гуиро-трещотка, хлопки в ладоши;
  • Шон Леннон (Sean Lennon): исполнительный директор и продюсирование;
  • Джордж Харрисон (George Harrison): электрогитара, слайд-гитара на песне «I'm The Greatest»;
  • Ринго Старр (Ringo Starr): дополнительный вокал, ударные инструменты и перкуссия на песне «I'm The Greatest»;
  • Билли Престон (Billy Preston): орган и электрическое пианино на песне «I'm The Greatest»;
  • Клаус Форманн (Klaus Voormann): бас-гитара на песне «I'm The Greatest»;
  • Кеннет Ашер (Ken Ascher): пианино, орган, меллотрон, электрическое пианино;
  • Дэвид Спиноцца (David Spinozza): ведущая электрогитара;
  • «Проныра» Пит Клейнов (Sneaky Pete Kleinow): педальная слайд-гитара;
  • Гордон Эдвардс (Gordon Edwards): бас-гитара;
  • Джим Келтнер (Jim Keltner): ударные инструменты, ковбелл;
  • Рик Маротта (Rick Marotta): ударные инструменты на песне «Meat City» (совместно с Джимом Келтнером), бонги на «Bring on the Lucie»;
  • Майкл Брекер (Michael Brecker): саксофон;
  • Вокальный квартет «Something Different»: Кристина Уилтшир (Christine Wiltshire), Джослин Браун (Jocelyn Brown), Кэти Малл (Kathy Mull), Энджела Коукли (Angel Coakley): гармонии, дополнительный и вспомогательный вокал;
  • Рой Цикала (Roy Cicala), Дэн Барбьеро (Dan Barbiero): звуковые инженеры оригинальной записи 1973 года;
  • Том Рабстанек (Tom Rabstanek): мастеринг оригинальных лент 1973 года.

Итоги прослушивания.

Титульная песня мини-альбома и самой студийной пластинки была написана Джоном Ленноном в 1969 году под названием «Make Love Not War». Чуть позже, находясь под впечатлением прочитанного им сборника упражнений для расширения сознания, составленного учредителями «Фонда исследования разума» супругами Робертом Мастерсом (Robert Masters) и Джин Хьюстон (Jean Houston), музыкант переработал структуру композиции и полностью переписал текст.

Книга «Mind Games».
Книга «Mind Games».

По поводу этой песни Джон Леннон говорил: «Это та же «Imagine», только текст сложнее. Я говорю о любви и мире, только не употребляя этих слов, потому что они превратились в стертое клише». Действительно, текст песни «Mind Games» намного сложнее. Леннон поёт о «партизанской войне в умах людей», «распевании манты мира», «кармическом колесе», «поисках чаши Святого Грааля» и так далее.

Позже песня «Mind Games» станет еще одним гимном поколения, а текст войдет в учебные пособия школьников, как пример литературного образца британской поэзии XX века.

На виниловой версии мини-альбома композиция «Mind Games» представлена в «окончательном миксе» (Ultimate Mix). Первое, что обращает на себя внимание в новой редакции знаменитой композиции, так чистота вокала Джона Леннона, который был избавлен от глубокого эха 1973 года и некоторых ревербераций, на которых настаивал музыкант. Голос певца свеж и полон энергии, которая наполняет атмосферой саму композицию.

В отличии от оригинальной записи 1973 года с продолжительностью 4 минуты 14 секунд, «окончательный микс» несколько убыстрен и звучит 4 минуты 13 секунд. Незначительная коррекция воспроизведения положительно сказалась на динамике композиции, которая обрела мощную энергетику.

Микс 2024 года «Mind Games» звучит не столь пафосно и претенциозно, а создает эффект мантры, которую учитель дарит своим последователям и ученикам. Весьма интересное решение команды «The Hix Factory».

Из наиболее заметных изменений обращает на себя внимание чёткая и ровная партия бас-гитары Гордона Эдвардса, которую заметно усилили по просьбе Шона Леннона.

Интересным (ярко заметным) моментом стало усиления партий клавишных инструментов: электрооргана Кена Ашера и меллотрон Джона Леннона, которые создают уникальный фон для основной мелодии.

Слушаем «Mind Games» (Ultimate Mix):

Второй вариант песни «Mind Games» в виде «хроники эволюции» (Evolution Documentary) песни открывает версию мини-альбома на компакт-диске, выпущенную журналом «Uncut».

Данная версия «Mind Games» начинается с домашней демонстрационной записи под акустическое пианино. Леннон исполняет ранний текст с припевом «Make Love Not War». Демо запись длится около одной минуты.

Со второй минуты звучания трек переносит слушателей в студийную атмосферу нью-йоркской «Record Plant», где музыканты студийной группы The Plastic U.F.Ono Band разучивают и репетируют первые дубли под наставлением Джона Леннона.

Причем во время записи Леннон экспериментирует со стихами композиции, постоянно меня строчки, подбирая новый и более эмоциональный текст.

Периодически выделяется каждый инструмент музыкантов, позволяя понять и прочувствовать вклад каждого участника группы. На четвертой минуте заметно вступление второй вокальной дорожки, формируя эффект дабл-трек, для панорамирования голоса музыканта. Весьма интересно.

В завершении композиция подводит под начало основной песни «Mind Games», разрешая слушателю сделать самостоятельный переход к альбому. Такая хронология позволяет наблюдает за процессом развития мелодии и записи композиции «Mind Games».

Слушаем «Mind Games» (Evolution Documentary):

Легендарную композицию «I'm The Greatest» Джон Леннон написал для своего друга и ударника The Beatles Ринго Старра. Впервые она вышла на третьей сольной пластинке барабанщика «Ringo» (выпущен 9 ноября 1973 года, номер по каталогу Apple Records – PCTC-252 / 0C 066 ○ 05492).

Этой песней музыкант отдает Ринго Старру дань своего уважения и любви, используя знаменитую фразу американского боксёра-профессионала Мухаммеда Али (Muhammad Ali, при рождении Кассиус Марселлус Клей младший (Cassius Marcellus Clay Jr.).

Первые строчки и припев родился у Леннона в конце 1970 года на волне переживаемых им эмоций от распада The Beatles, когда он случайно увидел по национальному телевидению первый показ фильма «A Hard Day's Night» (дата премьеры в кинотеатрах Великобритании 10 июля 1964 года).

Изначально он планировал записать песню самостоятельно, но из-за опасений быть не понятым и спровоцировать скандал, подарил трек Ринго Старру. Записи диска «Ringo» приходили раньше основных сессий альбома «Mind Games», работа над которым была начата в июле 1973 года.

«I'm The Greatest» записана 13 марта 1973 года на студии «Sunset Sound Recorders», расположенной в центральной части Голливуда, Лос-Анджелес, штат Калифорния, США.

Когда запись началась, Джон Леннон предложил Ринго позвать третьего участника The Beatles - Джорджа Харрисона, что бы он сыграл основную партию на слайд- и электрогитарах. На бас-гитаре отметился проверенный временем друг Клаус Форманн, а клавишные предоставлены в расположение Билли Престона.

Когда журналисты узнали о данной сессии троих из «ливерпульской четверки», то средства массовой информации моментально распространили заголовки о воссоединении The Beatles с новым бас-гитаристом. Однако, разовый проект, так и не получил развитие.

Во время сессий было сделано несколько ранних дублей «I'm The Greatest» с ведущим вокалом Джона Леннона, который личным примером показывал барабанщику особенности исполнения данной композиции. Полная версия дубля выходила в составе четырех дисковой компиляции «John Lennon Anthology» (выпущен 2 ноября 1998 года, номер по каталогу Capitol Records – 7243 8 30614 2 6 / 830 6142).

Удивительно, что «окончательный микс» композиции «I'm The Greatest» был издан только в 2024 году. Благодаря новому сведению композиции из мультитреков, песня обрела чёткость и динамику, которая отсутствовала на ранних «черновых» изданиях. Инженер Пол Хикс со своими коллегами убрали лишние звуки, дефекты записи, ошибки музыкантов в студии и «скомпоновали» полноценный трек, который звучит современно и свежо. «Гаражный саунд» ушел, зато вокал Джона Леннона, который был помещен в центр стерео микса, обрел прозрачность и чистоту.

Композиция пронизана мощной бас-партией Клауса Форманна, который была едва заметна даже на альбоме «Ringo». Барабанщику давно пора перетрясти собственные архивы, сделать новые миксы и выпустить расширенные издания своих популярных (и не только их) альбомов.

Рекламный ролик песни для виниловой версии мини-альбома «Mind Games EP»:

Версии «I'm The Greatest», изданных на винилом EP и CD форматах миньона, отличий не имеют.

Слушаем «I'm The Greatest» (Ultimate Mix):

Ранняя демонстрационная запись «Aisumasen (I'm Sorry)» под названием «Call My Name» датируется 1971 годом. Джон Леннон начал разрабатывать мелодию во время сессий звукозаписи альбома «Imagine» (выпущен 8 октября 1971 года, номер по каталогу Apple Records – PAS 10004 / 1E 064 ◦ 04914).

Композиция «Aisumasen (I'm Sorry)» - личное послание Джона Леннона к Йоко Оно в период их размолвки. «Айсумасен» (более точная транскрипция «айсмимасен» или «сумимасен») на японском языке обозначает «прости меня». Музыкант умышлено поёт «айсимисен», из чего складывается англоязычная фраза «I see me(= my) sin», что символизирует устоявшуюся идиому «я вижу свой грех», то есть понимаю свою проступок.

В «окончательном миксе» инженерами полностью соблюдён хронометрах песни. Была проделана корректная работа по воссозданию трека, близкого звучащего к оригинальному замыслу музыканта. Новые технологии XXI века позволили возвести звучание голоса Джона Леннона на необычайно высокий уровень. Вокал звучит на пределе возможностей.

Гитарное оформление трека Дэвидом Спиноццой позволило композиции обрести космическое и неземное звучание. В версии 2024 года этот эффект усилен за счёт периодического появления гитарных соло-проигрышей в различных каналах. Оцените.

Рекламный ролик песни «Aisumasen (I'm Sorry)» для виниловой версии мини-альбома «Mind Games EP»:

Трек на CD журнала «Uncut» идентичен виниловой дорожке.

Слушаем «Aisumasen (I'm Sorry)» (Ultimate Mix):

Песню «You Are Here» Джон Леннон написал в честь своей первой персональной одноименной художественной выставке, которая проходила с 19 июня по 1 июля 1968 года в «Галерее Роберта Фрейзера» (Robert Fraser). Главным экспонатом выставки было большое белое полотно, на которой рукой музыканта была нанесена надпись «You Are Here». Однако, чтобы дойти до этого экспоната, нужно было пройти мимо множества препятствий, включая ящички для финансовых пожертвований на благотворительные цели.

Пятый дубль композиции «You Are Here» был записан 3 августа 1973 года. Всего было записано шесть полных дублей композиции, некоторые из них войдут в расширенную версию альбома «Mind Games».

В рабочей версии композиции, продолжительностью практически одиннадцать минут, еще отсутствуют какие-либо редактирования и наложения дополнительного вокала квартета «Something Different». Это живая запись, которые музыканты играю в удовольствие в студии, больше звучит, как распевная джазовая мантра. Трек настолько завораживает и увлекает, что удивляешься, как быстро пролетело время проигрывания виниловой дорожки, когда так хотелось продолжения.

Рекламный ролик пятого дубля песни «You Are Here» для виниловой версии мини-альбома «Mind Games EP»:

Слушаем «You Are Here» (Out-take, Take 5):

Композиция настолько удалась, что даже на миньоне появляется дважды. На компакт-диске седьмым треком представлен также микс песни «You Are Here», состоящий из звучания элементов различных инструментов (Elements Mix), которые периодически выделяются поверх других звуков в стереоканалах. Такой «разбор по элементам» позволяет оценить вклад каждого из музыкантов, лучше прочувствовать партии их инструментов, насладиться аранжировками.

Партия «Проныры» Пита Клейнова на педальной слайд-гитаре формирует особую ауру мелодии. Обратите внимание.

Данный «микс из элементов» отлично работает, если мелодия композиции знакома. Трек дополняет основную версию песни, в ходе прослушивания которой, уже самостоятельно можно определить тот или иной инструмент. Великолепно!

Слушаем «You Are Here» (Elements Mix):

Далее идут треки, представленные эксклюзивно на CD версии миньона «Mind Games».

Композиция «Tight A$» в стиле рокабилли 1950-х годов, стилизованная под песни из репертуара раннего периода творчества Элвиса Пресли (Elvis Presley), написана Джоном Ленноном специально для альбома.

Музыкант продолжает словестный каламбур и игру словами. В названии песни буква «S» перечёркнута, как в знаке доллара США – «$». Кроме того, выражение «tight as» вызывает звуковую и зрительную кассацию со сленговым «tight-assed», что обозначает «закомплексованный», «зажатый», «прижимистый». Ну а словечко «ass» легко переводится на русский язык звонким словом «задница».

Исполнение динамичного рок-номера «Tight A$» умышлено представлено на миньоне в «черновом» («рабочем») миксе, тем самым показывая «кабацкое» мастерство музыкантов. Такое живое, «гаражное» исполнение позволяет оценить трек в необычном ключе, так как оригинальная запись 1973 года подверглась существенной редакции (вырезано более 1 минуты композиции) и звучит стилистически прилизанной.

Данный микс уникален прежде всего за счёт гитарной дуэли Дэвида Спиноццы и Питера Клейнова. Отличный драйв с бешенной энергетикой.

Слушаем «Tight A$» (Raw Studio Mix):

Песня протеста с политическим призывом «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» задумана Джоном Ленноном еще в конце 1971 года, как некоторое (вольное) продолжение его знаменитого сингла - гимна «Power to the People» (выпущен 12 марта 1971 года, номер по каталогу Apple Records – R 5892).

«В этой песне я обращаюсь к политическим деятелям, к вождям – всем, кто вмешивается в нашу жизнь», - позже скажет Леннон в одном из своих интервью.

Композиция стала популярным номером в левых политических кругах Великобритании и США. Критик журнала «Classic Rock» Роб Хьюз (Rob Hughes) оценил «Bring On The Lucie (Freda Peeple)», как седьмую лучшую политическую песню Леннона, особо отметив вокальную подачу музыканту и гитарную игру Дэвида Спиноццы и слайд звучание Питера Клейнова.

Действительно, «микс из элементов» (Elemental Mix) доказывает указанное выше утверждение музыкального критика. Мастера звука Роберт Стивенс, Сэм Гэннон и Пол Хикс умышлено сделали акцент сведения композиции на чистое звучание голоса Джона Леннона, которому вторит вокальный квартет «Something Different» под аккомпанемент кубинских парных барабанов бонго и перкуссии. Вышло необычно, смело и удачно.

Слушаем «Bring On The Lucie (Freda Peeple)» (Elemental Mix):

Одна из самых красивых любовных песен Джона Леннона «Out The Blue» написана в 1972 году. Используя американский вариант известной английской идиомы «Out of The Blue», автор в духе раннего творчества создал весьма сюрреалистичные и образные стихи.

Используя балладное оформление мелодии в духе евангельской христианской музыки, музыкант умышлено использовал множественные наложения вокала квартета «Something Different» для создания эффекта хорового пения.

«Микс из элементов» (Elemental Mix) композиции «Out The Blue» представлен акустическим звучанием, при котором убраны все многочисленные наложения и звуковые эффекты.

«Элементы» фокусируются вокруг вокального исполнения Джона Леннона под партию фортепиано Кена Ашера и бас-гитары Гордона Эдвардса. Со второй минуты звучание трека наполняется вставками педальной слайд-гитары Пита Клейнова. «Упрощенная» аранжировка «Out The Blue» звучит легко и необычно, позволяя лучше раскрыть потенциал песни.

В данном «миксе из элементов» трек «Out The Blue» напоминает сольный номер Элтона Джона (Elton John) с альбома «Goodbye Yellow Brick Road», который записывался примерно в одно и тоже время. Странное совпадение.

Слушаем «Out The Blue» (Elemental Mix):

Финальный номер миньона, как и самого альбома «Mind Games», «Meat City» был написан Джоном Ленноном после переезда в Нью-Йорк, США. «Мясной город», где все «жируют», это сама деловая столица Америки.

Песня была написана в тот период, когда Джон Леннон симпатизировал идеям председателя ЦК Коммунистической партии КНР Мао Цзэдуну, что нашло отражение в критике политического устройства Нью-Йорка и возможной поездки в Китай.

На мини-альбоме «Meat City» представлена в виде «хроники эволюции» (Evolution Documentary) и развития композиции. Начиная с простенькой демонстрационной домашней записи под электрогитару с неоконченными стихами, проходя через трудоемкий процесс длительных репетиций и прогонов, все заканчивается вокальными раскладками квартета «Something Different». Под завершение длительности трека, все сливается в мощный рок номер с интересным партиям гитар.

Необходимо отметить, что музыкант постоянно включается в процесс, комментируя и разъясняя студийной группе The Plastic U.F.Ono Band, как видит развитие и запись мелодии.

Интересный момент, что после отсчёта вместо слова «start» Джон Леннон использует ёмкое словечко «boom».

Слушаем «Meat City» (Evolution Documentary):

Мини-альбом «Mind Games EP» стал первым значимым релизом в серии «окончательной коллекции» («The Ultimate Collection») дискографии британского музыканта Джона Леннона за несколько лет. Хоть миньон не обладает обширным перечнем треков и роскошным оформлением, он смог удивить коллекционеров и меломанов новым подходом к подаче материала.

Сам мини-альбом приоткрывает «сокровищницу» записей Джона Леннона периода 1973 года, основной контент которых будет выпущен в июле 2024 года при переиздании альбома «Mind Games» в расширенном мульти-форматном виде.

По сведениям интернет ресурса Discogs есть несколько вариантов изданий мини-альбома «Mind Games EP» 2024 года Джона Леннона на виниловых пластинках и компакт-дисках.

1. John Lennon: «Mind Games EP». Worldwide 12" «Record Store Day» Limited Edition «Glow-In-The-Dark» 33 ⅓ RPM 140 g EP. Universal International Music B.V. – 00602465151831.

Уникальное издание мини-альбома на виниловой пластинке, приуроченное к музыкальному международному празднику «День музыкального магазина» («Record Store Day»).

Мастеринг для издания осуществлял инженер студии «Abbey Road Studios» Алекс Уортон (Alex Wharton). Он контролировал весь процесс винилового тиража, включая замеры массы для «горящего-во-тьме» винила в 140 грамм.

Действительно, в виниловую массу был добавлен фосфор. После нахождения некоторое время на свету , пластинка дает свечение ярко-зеленого неонового света во тьме. Весьма необычный эффект способствует полному погружению в музыкальную атмосферу миньона.

Небольшой тираж (с маркировкой «крайне ограниченный» - «extremely limited») в 1500 экземпляров был отпечатан на заводах немецкого холдинга «Optimal Media GmbH». Необычное издание безупречно по всем параметрам.

Масса винилового диска ровная. Поверхность без деформации. Звучание пластинки отличное. Несмотря на тихий диапазон, аудио сигнал превосходный. Инструменты прописаны чётко, но больше всего поражает голос Джона Леннона, который казалась никогда не звучал так «кристально чисто» и прозрачно-ёмко.

Издание мини-альбома «Mind Games EP» в формате «горящего-во-тьме» винила рекомендуется всем меломанам и поклонникам настоящей музыки. Торопитесь. Данный диск еще можно достать в интернет-магазинах, но цена его увеличивается с каждым днем.

2. John Lennon: «Mind Games EP» (9 Tracks from The Deluxe Edition). Uncut Promo Sampler CD. Uncut – UNCUT 2024 08 / Kelsey Media – TAKE 328.

Подарочная версия мини-альбома «Mind Games EP» на компакт-диске всем покупателям августовского номера глянцевого журнала «Uncut» за август 2024 года (номер по каталогу TAKE 328). Издатели заранее выпустил номер 21 июня 2024 года в целям увеличения количества продаж. Рекламный ход сработал, так как желающих услышать новую музыку Джона Леннона простимулировала спрос потребителей, и к августу месяцу номер уже отсутствовал в прямой продаже.

Данный вариант мини-альбома самый распространенный, так как тираж издания достигает 50 000 экземпляров

Мастеринг для выпуска песен на CD также выполнен специалистом «Abbey Road Studios» Алексом Уортоном. Звучание данного издания максимально приближено к релизу на виниловой пластинке. Динамический диапазон (DR) хороший. Цифровая компрессия не заметна. Звук безупречен, что редкость для современных тиражей компакт-дисков. Присутствует атмосфера «живой» игры музыкантов в студии, поскольку большинство треков являются рабочими дублями.

Оформление простое. Диск вкладывается к картон-конверт, который содержит справочную информацию о треках и музыкантах.

3. John Lennon: «Mind Games EP» (9 Tracks from The Deluxe Edition). Russian unofficial CD release from the «Kivi» label. 4-page booklet. Uncut– UNCUT 2024 08 / Kelsey Media – TAKE 328.

Удивительно, но единственной страной, кроме Великобритании и США, выпустившее собственный релиз «Mind Games EP», стала Россия. Неофициальный тираж миньона в количестве 500 экземпляров издал «независимый» лейбл «Kivi». Диски отпечатаны на одном из заводов в Московской области.

Музыкальный контент полностью, вплоть до мельчайший деталей мастеринга, повторяет официальный релиз журнала «Uncut». Различия отсутствуют.

Однако, при оформлении российские издатели проявили себя с лучшей стороны. К CD прилагается небольшой четырёх страничный буклет, который содержит информацию о песнях и музыкантах, а также добавлен фотоснимок Джона Леннона. Кроме того, диск и буклет вкладываются в пластиковый футляр («jewel case»), что позволяет лучше сохранить аудио носитель.

Если встретится данное издание мини-альбома «Mind Games EP» в свободной продаже, явно нужно обратить на него внимание.

«Нельзя ненавидеть то, чего не понимаешь».

Общий итог на 86 баллов из 100 возможных.

Дополнительная информация об мини-альбоме «Mind Games» 2024 года Джона Леннона:

https://recordstoreday.com/SpecialRelease/17667

https://www.lastdodo.com/en/items/10455069-mind-games-9-tracks-from-the-deluxe-edition

P.S. Данная статья про мини-альбом «Mind Games» (как и сама пластинка) - анонс подробной рецензии на юбилейное переиздание альбома Джона Леннона «Mind Games» к пятидесятилетию со дня релиза, который будет опубликован в ближайшее время.

Дополнительно можно почитать статьи на канале «ЭКИРА» о Джоне Ленноне:

1. «Хочу правды!». Обзор альбома-компиляции 2020 года «Gimme Some Truth. The Ultimate Remixes» Джона Леннона. Часть первая.

2. «Хочу правды!». Обзор альбома-компиляции 2020 года «Gimme Some Truth. The Ultimate Remixes» Джона Леннона. Часть вторая.

3. «Мгновенная карма!». История и обзор юбилейного переиздания к пятидесятилетию сингла Джона Леннона «Instant Karma!».