Найти в Дзене
СКОРОДУМ

Зрительно-логические методы при обучении чтению

Оглавление

Зрительно-логические методы при обучении О чём статья?

Процесс чтения: как это происходит и почему важно понимать его основы. Узнайте о проблемах, связанных с обучением детей чтению, и о методах, которые помогут вашему ребёнку научиться читать. Мы подробно рассмотрим зрительно-логические методы, также сравним их с фонетическими и подскажем, как можно использовать их при самостоятельном обучении.

Как происходит процесс чтения?

Люди, которые умеют читать, зачастую не задумываются о том, как происходит этот процесс. Это стало привычкой. Но не лишним будет разобраться, как именно мы читаем: это интересно, и это поможет разобраться в том, чему предстоит учить ребёнка.

Чтение является переводом графических символов в смыслы, и полноценное беглое чтение требует понимания целых предложений. Известно, что чтение происходит, когда мы фокусируем взгляд на слове. В головном мозге происходит обработка информации, и человек понимает значение прочитанного текста. Чтение требует взаимодействия различных участков головного мозга, включая зрительную кору, теменную долю и лобную долю.

Какие проблемы возникают при обучении ребенка чтению?

  • Ребёнок читает по буквам и не может связать их в слоги, либо слоги не может связать в слова.
  • Пропускает буквы в словах, меняет последовательность букв или слогов.
  • Путает буквы по виду или звучанию.
  • Читает механически, без выражения и понимания смысла прочитанного.
-2

Неадекватное чтение. Исследование показало, что при чтении дети часто фокусируют свой взгляд на нескольких буквах одновременно. Когда взгляд останавливается на слове, исследователь отмечает это точкой. Если размер этой точки большой, это указывает на то, что ребёнок не воспринимает буквы целостно. В результате ребёнок начинает перемещать глаза и многократно возвращаться к предыдущей строке, что приводит к неправильному чтению.

Угадывающее чтение. Начинает читать слово правильно, но в конце пытается угадать, вместо того чтобы прочитать. Ребёнок распознаёт букву и затем «придумывает» слово. Проблема заключается не в зрении, а в трудностях зрительной дифференциации, отсутствии правильной фиксации взгляда (на каждой букве или слоге) и множестве возвратных движений глаз. Вот почему процесс чтения оказывается бессмысленным.

-3

Эти проблемы могут быть связаны с моторными нарушениями, сниженной памятью, неразвитостью пространственных представлений, нарушениями внимания и другими факторами. Если проблема носит стойкий характер, возможно, у ребёнка дислексия, и ему потребуется помощь специалиста.

При обучении чтению ребёнка необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка и, исходя из них, выбирать метод, который будет наилучшим.

Как правильное обучение чтению устраняет неграмотность?

Важно знать, что традиционные методы обучения не всегда эффективны для устранения неграмотности.

Неразвитость орфографической зоркости и неполноценный навык чтения также являются причинами неграмотного письма. Правильное же обучение чтению устраняет неграмотность, потому что оно помогает детям развивать навыки распознавания слов, понимания смысла прочитанного и запоминания текста. Это способствует формированию любви к книгам и обучению через чтение, что в дальнейшем снижает риск функциональной неграмотности.

Зрительно-логический метод vs фонетический метод

Зрительно-логический метод обучения чтению основан на использовании зрительных образов и логических связей между ними. Он включает в себя такие методики, как фонемный, складовый и метод глобального чтения. Этот метод подходит для детей с развитым зрительным восприятием и хорошей памятью.

Фонетический метод обучения чтению фокусируется на развитии фонематического слуха и аналитико-синтетической деятельности. Он учит детей различать звуки и соединять их в слова. Этот метод подходит для детей с речевыми проблемами и трудностями в звуковом анализе.

-4

Что лучше: зрительно-логический или фонетический метод?

Лучше тот метод, который подходит конкретному ребёнку и его особенностям.

Как подобрать наилучший метод?

Вот несколько критериев, по которым можно подобрать наилучший метод обучения чтению:

  • Возраст ребёнка. Большинство методик рекомендуется использовать с 5–6 лет.
  • Темперамент ребёнка. Выбирайте методику, которая соответствует индивидуальным особенностям ребёнка.
  • Способность воспринимать изучаемый материал. Методика должна быть доступной для ребёнка.
  • Интерес самого обучаемого. Ребёнку должно быть интересно учиться по этой методике.
  • Результаты исследований и отзывы родителей и педагогов.

Как правило, наилучшим является зрительно-логический метод, поскольку он также развивает у детей логическое мышление, улучшает концентрацию внимания и повышает усидчивость.

Зрительно-логические методы при обучении чтению

Зрительно-логические методы обучения являются эффективными инструментами для развития навыков чтения и памяти у детей. Вот некоторые примеры таких методов:

Метод Г. Домана: требует дисциплины от родителей и начинается с раннего возраста. Дети могут читать в два года, не умея говорить. Суть метода Домана заключается в использовании карточек с изображениями и словами для стимуляции умственной деятельности и развития. Карточки показывают ребёнку на короткое время, но много раз в течение дня, что, согласно теории Домана, стимулирует резервные здоровые клетки мозга и приводит к улучшению развития детей.

Гленн Доман (Glenn Doman) — американский врач-физиотерапевт, автор обучающих методик для детей и взрослых. Он разработал метод Домана, который основан на предоставлении детям обширной информации и стимуляции их интеллектуального развития с раннего возраста.

-5

Метод А. Кушнира: родители могут использовать его дома, сажая ребёнка на колени и следя за его пальцем при чтении.

  1. На первом этапе происходит освоение азбуки с помощью обычных кубиков: показывают кубик — называют букву.
  2. Затем следуют уроки чтения, где используются тексты, которые ребёнок уже знает. Взрослый читает текст, а ребёнок следит за ним пальцем.
  3. На третьем этапе ребёнок учится самостоятельно показывать пальцем, где читать, и следить за текстом.
  4. В конце ребёнок осваивает навык чтения про себя, быстрее, чем взрослый читает вслух.
-6

Алексей Михайлович Кушнир (19 ноября 1958 — 9 июля 2021) — российский педагог, учёный и главный редактор старейшего педагогического журнала «Народное образование». Он был известен своими работами в области методик преподавания русского языка и других предметов в начальной школе.

Кубики Зайцева: зрительно-логический метод с добавлением моторики

Суть зрительно-логического метода с использованием кубиков Зайцева заключается в использовании разноцветных кубиков с различными группами букв и слогов. Ребёнок составляет слова и предложения, перемещая и комбинируя кубики. Это помогает развивать логику, моторику и навыки чтения.

-7

Николай Александрович Зайцев (24 марта 1939 — 16 января 2018) — российский педагог-новатор, разработчик уникальных методик по обучению чтению, математике, русскому и английскому языкам.

-8

Метод Чаплыгина

Метод Чаплыгина основан на использовании динамических кубиков, на сторонах которых изображены гласные и согласные буквы. Решая головоломки с этими кубиками, ребёнок развивает мелкую моторику, логическое мышление и навыки чтения.

-9
-10

Евгений Чаплыгин — белгородский педагог-практик, который разработал методику обучения чтению, основанную на принципе чтения по слогам. Эта методика позволяет научить ребёнка читать всего за пару дней, начиная с трёхлетнего возраста.

Суть зрительно-логического метода при обучении чтению по методике Чаплыгина заключается в использовании деревянных кубиков с буквами и слогами. Кубики Чаплыгина развивают у детей зрение, речь, мышление и предметно-манипулятивную деятельность. Занятия начинаются с трёхлетнего возраста и продолжаются до знакомства ребёнка со всеми буквами и умения составлять короткие предложения.

Учебники О. Соболевой: основаны на запоминании образов слов, так как дети лучше работают со зрительными образами в раннем возрасте.

Ольга Соболева — автор и разработчик системы инновационных методик обучения и развития младших школьников, руководитель Международной дистанционной школы русского языка и программы дошкольного образования «Диалог».

-11

Эксперты из Санкт-Петербурга: Е. Плюснина и Л. Ясюкова занимаются подбором эффективных методик

Елена Михайловна Плюснина — кандидат педагогических наук, эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга и заведующая лабораторией технологий обучения начальной грамотности Национального гуманитарного университета России. Она является автором учебных пособий «Осмысленное чтение: новая технология обучения», «Учимся читать и понимать прочитанное», «Осмысленное чтение и грамотное письмо» и других.

-12

Людмила Апполоновна Ясюкова — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Она специализируется на проблемах школьной адаптации и уделяет особое внимание обучению чтению.

-13

Программы от «Скородума»

Программы от «Скородума»: не дают фонетику, а помогают устанавливать правильные алгоритмы в голове ребёнка.

Важно отметить, что все программы и инструменты, используемые в этих методах, связаны с развитием зрительного аппарата и межполушарных связей, что усиливает способность работать с образами и облегчает процесс чтения.

-14

Подведём итоги

В заключение можно сказать, что зрительно-логический метод обучения чтению является наиболее подходящим для большинства детей, так как он развивает их зрительное восприятие, логическое мышление и память. Фонетический метод также имеет свои преимущества, особенно для детей с речевыми проблемами, но он может быть менее эффективным для детей с развитым зрительным восприятием. Выбор метода зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и должен быть сделан с учётом всех критериев, предложенных в статье.

-15

Другие важные вопросы:

  • Когда начать обучать чтению ребёнка?

Способность читать закладывается в детях с самого раннего возраста. Они видят буквы в книгах, газетах, на рекламных щитах и упаковках продуктов. Интерес к буквам и цифрам появляется у детей на шестом и седьмом году жизни. Однако физиологи и психофизиологи утверждают, что раннее обучение чтению может привести к проблемам. Мозг ребёнка ещё не готов к этому процессу из-за несформированных психических функций.

Формирование сенсомоторной коры происходит в три года, а связь с фронтальной корой возникает в восемь лет. После этого возраста продолжают образовываться новые связи

  • Что лучше: зрительно-логический или фонетический метод?

Лучше тот метод, который подходит конкретному ребёнку и его особенностям.

-16