Несложно догадаться, почему во второй половине XIX века молодой купец Илья Иванович Симанов решил связать свою жизнь с мукомольным делом – ведь это занятие в то время было не только почитаемым, но и крайне прибыльным. Без чая или других экзотических заморских товаров русский человек как-нибудь да проживёт, но без муки – а, следовательно, и без хлеба – навряд ли. Уже в возрасте 29 лет Илья Симанов стал совладельцем небольшой мельницы в селе Бобровском под Екатеринбургом, на которой осваивал азы и тонкости промышленного производства, вникал, как сказали бы сейчас, в современные тренды данной отрасли промышленности и сколачивал начальный капитал.
Но главной мечтой Симанова было #строительство в Екатеринбурге новой мельницы, которая смогла бы перемалывать десятки тонн зерна в сутки, обеспечивая мукой целый город. К осуществлению своей задумки молодой промышленник приступил спустя несколько лет. Для строительства мельницы Симанов выкупил огромную территорию в 50 десятин (почти 55 гектаров) почти в самом центре Екатеринбурга, на левом берегу реки Исеть подле деревянного Кривцовского моста. Огромное по тем временам шестиэтажное здание, выполненное в модном тогда минималистичном стиле и совмещённое с зернохранилищем на 280 тысяч пудов зерна, построили всего за год с небольшим. Кстати, #архитектура мельницы чем-то схожа с обликом винокуренного завода в селе Воздвиженка, о котором я уже писал ранее. 1 июля 1884 года мельница, которую Симанов окрестил Ивановской, дала первую муку.
Оснащённая по последнему слову техники паровая #мельница с первых же дней вышла на феноменальную по тем временам производительность, выдавая до 30 тонн муки в сутки. Ближайшие окрестности Екатеринбурга с трудом могли обеспечить сырьём такое "прожорливое" производство – зерно везли из Шадринска, Катайска, Троица и даже из Западной Сибири. Вскоре Симанов полностью монополизировал местный мучной рынок и стал крупнейшим мукомолом Урала и Сибири. Этот статус дал возможность Илье Ивановичу избраться на должность городского головы Екатеринбурга, который он впоследствии занимал два срока подряд – с 1884 по 1894 годы. К слову, на этом ответственном посту Симанов показал себя с хорошей стороны. При нём развернулась масштабная кампания по благоустройству города и состоялась вторая городская перепись Екатеринбурга. Кроме того, Симанов всячески содействовал проведению Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки, организовать которую загорелись желанием члены Уральского общества любителей естествознания. Состоявшаяся в 1887 году выставка имела огромный успех. В числе прочего на ней была представлена и продукция мельницы Симанова, удостоенная высшей награды – золотой медали имени наследника цесаревича.
Не забывал Симанов и о собственном любимом детище. Ему принадлежала идея превратить территорию мельницы в некое общественное пространство, призванное служить в том числе и местом отдыха горожан. На прилегающей территории обустроили огромный парк с беседками, игровыми площадками, купальнями и зимним садом. В теплицах и оранжереях круглый год созревали свежие овощи, цвели доселе невиданные на Урале цветы, росли пальмы и даже ананасы. В духе того времени Симанов активно занимался и благотворительностью, на которую тратил значительную часть прибыли от мукомольного производства.
Тем не менее, как это часто бывает, в городе нашлись люди, недовольные возросшим влиянием промышленника. В 1894 году под нажимом губернских властей Симанов вынужден был уйти с должности городского головы, а спустя ещё несколько лет был обвинён в финансовых махинациях. По итогам судебного разбирательства промышленника и мецената признали виновным, лишили всех наград и званий, а имущество конфисковали и распродали с торгов. В 1916 году дело признали сфабрикованным, приговор суда отменили, а бывшего городского голову, в то время занимавшего рядовую должность в городской управе, восстановили в правах. Быть может, предприимчивый Симанов вновь сумел бы подняться, что называется, из грязи в князи, но грянула Гражданская война. В июле 1919 года Симанов покинул Екатеринбург вместе с отступающими войсками адмирала Александра Васильевича Колчака и, как и многие другие беженцы, бесследно сгинул где-то в Сибири. Такая вот невесёлая #биография .
Но мы немного забежали вперед. В 1907 году, когда всё имущество Симанова было конфисковано, Ивановскую мельницу выкупило с аукциона товарищество "Братья Макаровы" – торговое предприятие, основанное купцами второй гильдии Иваном и Василием Макаровыми. Братья Макаровы разбогатели на торговле головными уборами и изделиями из кожи, а впоследствии хватались за всё, до чего могли дотянуться – владели ткацкой фабрикой, многочисленными лавками и магазинами, доходными домами, а позднее даже предприняли неудачную попытку приобрести Сысертский горный округ со всеми его шахтами и заводами. Мельница для Макаровых была всего лишь ещё одним рядовым активом. Впрочем, к её обустройству они подошли с кулацкой основательностью – обновили оборудование, #производство усовершенствовали и расширили, а к 1914 году подвели к мельнице железнодорожную ветку для подвоза зерна и вывоза готовой продукции. Благодаря этому производительность мельницы возросла на порядок – к началу Первой мировой войны на ней перерабатывали уже 270 тонн зерна в сутки.
После революции 1917 года Макаровых ждала вполне предсказуемая судьба. Троих сыновей Василия Макарова арестовали, двоих из них впоследствии расстреляли. Сами основатели товарищества скрылись от преследования в Сибири, а дальнейшая их судьба остаётся неизвестной и по сей день. Так или иначе, в 1919 году мельницу Симанова-Макаровых национализировали и преобразовали в мукомольный завод. Парк при мельнице, который к тому времени благодаря революционному рвению отдельных трудящихся уже лишился и зимнего сада, и оранжерей, и большинства малых архитектурных форм, передали на баланс города. К 1930 году на его территории организовали спортивный комплекс "Динамо", а оставшееся место застроили жилыми домами.
Как это ни парадоксально, огромное промышленное #предприятие со всей сопутствующей инфраструктурой – бетонными элеваторами, по-советски мрачными производственными цехами, железнодорожными путями и котельной – просуществовал в самом центре столицы Урала вплоть до начала XXI века. За это время многие производственные здания, имеющие архитектурную и историческую ценность, были утрачены, но основное здание мельницы сохранилось, хоть и порядком обветшало. Лишь в 2013 году городские власти решили, что мукомольный #завод в историческом центре города – это как-то не очень здорово. Вариант решения проблемы предложила УГМК, которая по сути выкупила завод, взяв на себя обязательства организовать новое производство за пределами города, а территорию на берегу Исети привести в надлежащий вид, построив здесь современные жилые дома, сохранив при этом те здания, которые имеют историческую ценность.
Мукомольный завод в итоге отправился под Каменск-Уральский, а на его территории был построен #жилой комплекс "Макаровский", последние секции которого будут сданы в эксплуатацию во втором квартале 2021 года. Само историческое #здание мельницы превратилось в жилой дом на 25 квартир площадью от 100 до 320 квадратных метров. Для этого внутри исторического каркаса по сути с нуля построили совершенно новое здание с современной планировкой и всеми необходимыми коммуникациями. Уже сейчас видно, что перемены пошли на пользу общему городскому ландшафту. После того, как в 2022 году закончится реконструкция Макаровского моста, эта часть #города примет вполне законченный и современный вид. Кстати, Макаровский мост действительно назван в честь мельницы Симанова-Макаровых. Но до 1991 года это название было "народным", неофициальным. Вообще-то с 1918 года мост назывался Пролетарским – но это название настолько не прижилось, что ныне о нём мало кто помнит.