Так, еще в начале 2025 года стало известно, что компания «Угольный разрез» получила статус резидента территории опережающего развития (ТОР) Бурятия. Интересно, что этот статус позволит реализовать масштабный проект — строительство железнодорожной ветки длиной 80 км. Возникает вопрос: зачем угольной компании вкладываться в железную дорогу в малонаселенной местности? Ответ прост — это выгодно и необходимо.
Экономика, логистика и развитие региона
А вот в этом случае строительство железной дороги не просто инфраструктурный проект, а вынужденная необходимость. Добыча бурого угля на Окино-Ключевском месторождении уже сейчас составляет 2,7 млн тонн в год, но есть планы увеличить её до 3,5 млн тонн. Доставить такие объёмы без железнодорожного транспорта почти невозможно.
Сейчас схема доставки угля выглядит так:
- автомобильный транспорт – 79,5 км от карьера до станции Харанхой Восточно-Сибирской железной дороги,
- железнодорожный транспорт – 112 км от Харанхоя до станции Загустай, расположенной непосредственно возле Гусиноозерской ГРЭС.
Ясно, что текущая схема не слишком удобна — она требует перегрузок, увеличивает затраты на логистику и снижает эффективность. Поэтому строительство прямой железнодорожной ветки от месторождения до ГРЭС значительно упростит и ускорит процесс.
Гусиноозерская ГРЭС — ключевой потребитель угля
Гусиноозерская ГРЭС — крупнейшая электростанция Бурятии, её мощность составляет 1224 МВт. Она обеспечивает электроэнергией не только республику, но и соседние регионы. В 2022–2024 годах проведена модернизация трёх энергоблоков, рассматривается строительство новых, так как спрос на электроэнергию растёт.
Поэтому «Угольный разрез», как дочерняя компания «Интер РАО – Электрогенерация», заинтересован в надежных поставках топлива. Строительство железной дороги обеспечит стабильную поставку угля без задержек и лишних расходов.
Сколько стоит проект и что он даст?
Фактически, проект потребует 13,7 млрд рублей инвестиций. Но выгода от него очевидна:
- Рост добычи угля с 2,7 млн тонн до 3,5 млн тонн в год.
- Создание 89 новых рабочих мест, что важно для малонаселенного региона.
- Оптимизация логистики, снижение затрат на перевозку.
Железнодорожный транспорт — единственный выход
В последние годы российская угольная отрасль столкнулась с кризисом. Введенное ЕС угольное эмбарго и загруженность РЖД сделали традиционные логистические маршруты неэффективными.
Интересно, что даже несмотря на модернизацию Восточного полигона РЖД (БАМ и Транссиб), перевозки не справляются с объемами. В 2023 году при номинальной мощности в 173 млн тонн фактически перевезено 150,5 млн тонн, в 2024 году ситуация чуть лучше — 161,7 млн тонн при возможных 180 млн тонн.
Так что строительство собственной железной дороги — проверенный выход. Например, похожий путь выбрала компания «Эльга», разрабатывающая Эльгинское месторождение. Вместо зависимости от загруженных магистралей РЖД она построила свою Тихоокеанскую железную дорогу (ТЖД) и порт Эльга на берегу Охотского моря.
А что дальше?
Проект «Угольного разреза» менее масштабен, чем ТЖД, но для региона он крайне важен. Однако зависимость от РЖД на втором этапе поставок (между Харанхоем и Загустаем) останется, и это может стать проблемой. Тем более, что станция Харанхой расположена на подходах к Трансмонгольской железной дороге, которая, как и Восточный полигон, уже перегружена.
Но, как правило, такие проекты способствуют развитию региона: появляются новые рабочие места, растёт транспортная инфраструктура, усиливаются экономические связи. Так что можно сказать, железная дорога «Угольного разреза» — это не просто инвестиция в логистику, а дополнительный вклад в будущее Бурятии.