Все вокруг рекомендовали почитать эту книгу. Вот и почитала.
Утопия об идеальном будущем нашей планеты, с одним-единственным для всех государством, без границ (неправда), без преступлений (тоже ложь), где все равны (ложь втройне).
Поскольку это вроде как детектив, то без преступлений и загадок не обойдётся.
Книга написана в 2022 году.
О чём книга «Новый Вавилон» Мишеля Бюсси. Кратко о сюжете
Действие происходит в 2097 году. И начинается с убийства десятка пенсионеров, живущих вдали от всех, на частном острове в Полинезии.
Группа элитных полицейских начинает расследование. Параллельно ведёт своё расследование супер-журналист.
В 2058 принята новая конституция, которая уравняла права всех. Транспорта нет. Вместо него — телепортация. Телепорты носят все с 6 лет на руке вместо часов.
Люди настолько обленились, что телепортируются даже на 300 метров. Зато всей планетой не поленились выучить испанский, который стал международным языком.
Одна земля, один народ, один президент и один мозговой центр на всю планету — искусственный интеллект «Пангайя» (который, как оказывается, не совсем искусственный). И «Пангайя» следит за всеми перемещениями людей по планете.
Кто угодно (кроме изгоев и заключённых) может перемещаться куда угодно, кроме частных территорий.
Весь сюжет вертится вокруг президента планеты Галилео Немрода, Пангайи, журналиста Лилио де Кастро, школьной учительницы Клеофеи Луазель (которая вообще просто для красивого фона), трёх сотен изгоев и супер-убийцы, который взломал супер-мозг всей планеты.
А ещё в романе есть безумная идея перенести абсолютно всех жителей планеты в одно место, чтобы отпраздновать 100-летие телепортации — праздник, который и есть «Новый Вавилон».
Мои впечатления от книги Мишеля Бюсси «Новый Вавилон»
Что понравилось
Идея. Думаю, почти каждый человек мечтает видеть нашу планету без войн и преступлений. Может быть, когда-то земляне создадут такой идеальный мир. Если не перебьют друг друга раньше на пути к миру.
Описание некоторых локаций. Понравилось, что японский дом на острове Хонсю у главной героини — в традиционном стиле, будто из мультфильмов Миядзаки:
«…она мечтала о доме в Японии, похожем на те, что видела в старых мультфильмах Миядзаки «Мой сосед Тоторо» и «Унесенные призраками». Клео обрела покой в доме своей мечты, ей никогда не хотелось никуда телепортироваться (школа не в счет!), она много гуляла, читала, предавалась фантазиям и была счастлива».
Отсылка к «Маленькому принцу». Бюсси не был бы самим собой, если бы не упомянул это произведение в своей книге. Красиво про закаты. Очень трогательна любовь писателя к этой книге, которую он упоминает чуть ли не в каждом своём романе.
⛅Что не понравилось
❌ Сюжет. Много сюжетных дыр. Да почти весь роман — огромная сюжетная дыра, в которую читатель проваливается, как в тёмный бездонный колодец.
❌ Хромает география. Почему автор выбрал для строительства огромной башни остров Тристан-де-Кунья? Остров маленький, общая площадь 98 кв. км. И 99 % острова – вулканическая гора, к тому же — вулкан действующий. И только на северо-западе островка — небольшая равнина, на которой и расположен единственный населённый пункт островка с населением 250 человек. Ну и где там строить огромную башню?
Почему Ласточкино Гнездо в Крыму вдруг стало алебастрово-белым, как и скала, на которой он находится? Я видела этот замок, он вообще не похож на белый, серый он. Как и сама Аврорина скала, на которой он построен.
Ну и неприступным его называть довольно странно…
Да и «сильные мира сего» в нём не отдыхали. Писатель явно путает Ласточкино Гнездо с многочисленными дворцами Крыма, в которых действительно отдыхали российские императоры.
При этом автор во вступлении пишет:
«Все места, упомянутые в этом романе, существуют на самом деле, какими бы странными, неожиданными или пугающими они вам ни показались. Я старался описать их как можно точнее».
Плохо старался.
❌ Хромает физика. Действие романа происходит в 2097 году. При этом земляне собираются праздновать 100-летие телепортации. То есть, по мнению автора, первая телепортация на нашей планете случилась в 1997 году? Ого!
Я уж было подумала, что в школе совсем плохо училась и чего-то пропустила, но, к счастью, в книге есть пояснительная бригада (комментарий), что Мишель Бюсси заблуждается, и что квантовая телепортация, которую «осуществил сто лет назад, в 1997 году, в Инсбруке профессор Антон Цайлингер» на самом деле:
«не имеет никакого отношения к телепортации из научной фантастики, она не передает на расстояние ни энергию, ни вещество; квантовая телепортация — это, по сути, передача информации на квантовом уровне. Мишель Бюсси весьма вольно трактует этот термин в своем романе».
Прямо хочется процитировать самого Мишеля Бюсси:
«Ужас какой! Родители явно не объясняли им основ квантовой физики».
Для того, чтобы что-то объяснять — надо это знать. И не все родители — знатоки квантовой физики. Да и не все писатели тоже могут знать всё, чего касаются. Но если касаешься незнакомых тем, всё же лучше проконсультироваться со специалистом.
❌ Хромает история. Мишель Бюсси (профессор географии, между прочим, к тому же когда-то ещё и политологию преподавал) разочаровывает не только в своих познаниях достопримечательностей планеты, но и в знании истории. По мнению писателя, после Второй Мировой войны на Земле больше не было войн, крупных военных конфликтов.
То есть Корейская война (1950-53 гг., больше 137 тыс. погибших), Вьетнамская война (1955-75 гг., более 1,2 млн. жертв), Афганская (1979-89, больше 100 тыс. погибших), Ирано-Иракская (1980-88, 68- тыс. жертв) и прочие, по мнению Мишеля Бюсси, считаются мелкими войнами? Конечно, с мировыми войнами их не сравнить, но и назвать мелкими военными конфликтами тоже нельзя.
❌ Казахстан — земля изгоев. Почему «земля изгоев» — именно Казахстан, вполне себе развитый регион, а не, к примеру, почти безлюдная Монголия?
Или не какой-нибудь далёкий остров в океане, где реально можно было бы изолировать изгоев от остального мира?
❌ Унижение других наций. Зато француз помнит, что «немцы злые», и:
«немецкий считался одним из самых некрасивых языков, а Германия очень долго была отмечена печатью нацизма».
И далее (барабанная дробь!):
«Клео слушала вполуха и думала: "До чего же ты нудный, уж точно немец, а не бразилец!"»
Обидно и за немцев (в историю человечества Германия вошла не только своим нацизмом, но, видимо автор-француз не слышал про преступления Франции против других государств, в скольких странах воевали французы и сколько народов поработили, сделав их земли своими колониями, а нет… вероятно, это другое), и за Казахстан — красивая страна с хорошими людьми, и вот на тебе — земля изгоев, только для преступников…
❓🤔На Земле совсем нет топлива. Понятно, что телепортация везде, поэтому якобы не нужен больше транспорт.
Но если топлива нет вообще никакого, то откуда в домах землян берётся электричество? Неужели всё на солнечных батареях, атомной энергии, или, может быть, везде гидроэлектростанции? Автор мог бы разъяснить или хотя бы намекнуть.
При этом уже много десятилетий нигде на Земле нет вообще никакого топлива, но в Казахстане есть газовые плиты. Изгои сами газ добывают?
Интересно, как можно массово добывать, например, рыбу, кальмаров, водоросли, моллюсков, если в море не на чем выйти (судов нет, топлива нет). Или в будущем не ели морепродукты?
Ели. В книге есть момент:
«Рыбаки растягивали сети между металлическими сводами моста Федерба, дети телепортировались по домам с берегов реки, чтобы отдать на кухню пойманную рыбу».
То есть, с одной стороны — высокоразвитое технологическое общество, с другой — какой-то каменный век.
И ладно рыбу добыть можно, птицу разводить, но производства как без топлива работают? Или земляне больше ничего не производят?
Да производят, судя по сюжету, и много чего. Но как?
❓🤔Регулирование дождя. Почему дождь на планете идёт всего час в день по расписанию? Как это возможно по всей планете? Как это делается? А главное — зачем?
🤔 Любовная линия вообще отжигает. В эпицентре — Клеофея (Клео) Луазель, учительница младших классов. Но не зря же её имя означает «лесная колдунья». Она околдовывает всех мужчин и буквально сшибает с ног своей неотразимостью.
К её ногам поочерёдно падают:
- Элиас, некий лондонский миллионер, который мечтает на ней жениться, и даже купил за целое состояние «окошко для бракосочетания» в базилике собора Святого Петра в Риме, при этом (внимание!) дата бракосочетания назначена через 20 лет (с учётом того, что на данный момент героине 29 лет ну очень смешно — выйти впервые замуж в 49 лет);
- Лилио де Кастро, «звезда журналистики», самый известный журналист планеты, который «входит в президентский пул корреспондентов» и работает в газете «Индепендьенте Планет»;
- Артем Акинис, самый крутой майор всемирной полиции.
❌ Злодей, рассказывающий во всех подробностях о своих преступлениях. Это самый странный приём, начало которому положено давным-давно первыми писателями-детективщиками, но сейчас вроде бы люди уже научились писать детективы не только для «тупых и ещё тупее».
🤔Осталось очень много вопросов к автору
Зачем в идеальном мире, где искоренена преступность, жителю частного острова посреди океана, где есть к тому же охрана, понадобилось вмонтировать в глаза собаке и кошке видеокамеры? Он вуайерист и подсматривает за соседками? Или хочет узнать, не завела ли престарелая жена роман с соседом?
❓🤔Зачем Пангайя столько лет ждала чтобы отомстить?
❓🤔Живого человека присоединили к компьютеру проводами — в итоге человек управляет компьютером, являясь его мозгом. Это как так? Автор хотя бы объяснил не особо одарённым читателям принцип взаимодействия этого компьютера с телом человека.
Единственный в мире человек настолько умён, что может быть супер-мозгом супер-компьютера. При этом есть ещё один супер-умный человек, который этот супер-мозг обходит так, что тот даже не замечает?
Ах да, ещё этот человек, который управляет мозгом всей планеты, смертельно болен и вот-вот помрёт… И на замену ему, вероятно, никого ещё не подготовили. Зато готовят шизофренический всеземной праздник.
❓🤔Непонятно и то, как устроены экологические вопросы. Люди живут, где хотят. Можно жить далеко в горах (причём, не в хижине в лесу, а в благоустроенном доме, со всеми благами цивилизации), а работать в другом месте, например, учительницей в школе.
Но как у них там всё устроено? Откуда все эти блага? Если электричество можно ещё выработать солнечными батареями, а связь получить со спутников, но бытовые вопросы как решают? Банально: откуда берут воду, куда сливают отработанную?
Да и для самой телепортации тоже нужна энергия. Откуда берут?
В общем, сказка для детей.
Но больше всего вопросов — к телепортации
Понятное дело, роман фантастический, поэтому автор сам прописывает правила своей вселенной. Одно из них — касается детей:
«Нельзя телепортироваться без родителей или если тебе меньше шести лет!»
Почему только с 6 лет можно телепортироваться? Как тогда дети попадают в детский сад, к врачу, в театр? Транспорта-то нет…
А ещё в книге есть эпизод, где во время начала землетрясения не погиб ни один человек, потому что все тут же телепортировались? А детей до 6 лет куда дели?
Нельзя телепортироваться, если место, куда телепортируешься, уже кем-то занято. А как об этом узнавать в случае опасности, если надо экстренно телепортироваться? Тем более, что опять-таки, в правилах:
«Между телепортирующимися всегда соблюдается безопасная дистанция в несколько метров, и каждому общественному пространству присваивается уровень плотности, так называемый Уровень занятости, который нельзя превышать».
И при этом решили перенести всё население Земли (10 миллиардов на тот момент) на празднование на острове Тристан-де-Кунья? А потом перенесли в итоге (без предупреждения (!) и без согласия (!) людей, хотя это запрещено) в другие места.
Интересно, неужели никто из 10 миллиардов землян не был (без предупреждения же!) в это время, например, в душе? Или в постели? А если сразу из горячего душа да в Арктику, на мороз и снег?
А в космос тоже телепортируются?
На Земле будущего есть запрет: нельзя телепортироваться с багажом весом больше 50 кг. Поэтому если у тебя собака больше 50 кг (странно, конечно, что немецкая овчарка может столько весить, это же как надо раскормить, верхняя граница — 40 кг для ну очень крупного кобеля), то ты не можешь с ней путешествовать.
При этом лейтенант полиции, гигант-сенегалец Бабу Диоп — не только высокий, но и массивный:
«Гигант-сенегалец взмахнул руками и в последний момент сумел удержать свои сто двадцать килограммов веса в вертикальном положении».
То есть 120 кг человека можно телепортировать, а 50-килограммовый человек с 51-килограммовой собакой — нет? Почему?
Очень много непонятного в этом романе.
Я не против создания фантазийных миров. Я против того, когда в созданном писателем мире нет логики, или она постоянно нарушается, или просто нет никаких объяснений странностям…
Байконур. Уже опять-таки, давным-давно на Земле — мир, но на Байконуре до сих пор стоят «1195 ракет и 1230 пусковых установок. Все в рабочем состоянии». Причём, почему-то злодей может запустить межконтинентальную баллистическую ракету без всяких проблем.
И вот когда автор наваливает на читателя всё новые и новые странности, уже просто вязнешь в этом и вообще ничего не понимаешь.
Праздник 100-летия телепортации. Мало того, что не было за 100 лет до этого никакой телепортации (об этом выше подробно), так ещё и идея бредовая какая-то: собрать 10-миллиардное население земли на острове, в здании-башне, построенном специально для этого праздника. Им там, в будущем, заняться больше нечем?
Плохо прописаны диалоги. В книге полно феноменальных диалогов, вроде:
«— Я журналист, я хочу понять, что тут происходит.
— И что происходит?
— Увы, похоже, ничего... Вроде бы».
И это — только то, что я вспомнила, когда решила написать отзыв о книге «Новый Вавилон» Мишеля Бюсси. Наверняка там ещё много чего такого, на что не обратила внимания или просто не запомнила.
Мне роман показался затянутым, очень скучным, хотя начинался динамично.
Вся эта социальная политика вообще ничем не мотивирована, слишком масштабна и уныла. А местами ещё и бессмысленная жестокость от человека, у которого и так всё есть.
Если добавить к этому ещё и полное отсутствие логики, то получается просто напрасно потраченное время на чтение книги.
К тому же сильно не понравилось, что автор из этих изгоев-националистов делает чуть ли не отважных героев Всея Планеты… По мнению автора, за национальную идентичность можно бороться только с помощью терроризма?
А самое главное — непонятно вообще зачем за неё бороться: в новом мире и так никто никому почти ничего не запрещает, кроме нарушения частных границ. Что мешает сохранять традиции, если очень хочется?
Также осталось непонятным, как вообще меньше чем за столетие люди разом, всем человечеством, смогли отказаться от своих национальностей, языков и прочих особенностей? Должна быть какая-то очень серьёзная предпосылка для этого.
Идея сама по себе утопична. Многие войны именно с этого и начинались: кто-то запрещает кому-то говорить на родном языке, следовать традициям, отказаться от самоидентичности. А тут вдруг на тебе: в первой четверти 21-го века человечество вовсю воюет за всё это (и за ресурсы), а через 72 года (то есть даже на протяжении века жизни одного человека) — от всего отказывается во имя идеи единой планеты.
Эта сказка хороша, но в неё не верится…
Да и до чего же невыносимо скучен должен быть такой мир, где велосипеды можно увидеть только в музеях! Неужели нельзя детям даже покататься? Где нет ни яхт, ни лодок… Сплошная телепортация…
А как же туризм? Люди в большинстве своём путешествуют не только ради природы и архитектуры, а ещё и посмотреть на традиции других народов: кухня, танцы, костюмы и прочее…
Цель человечества должна быть не в том, чтобы всех людей на планете и все народы причесать под одну гребёнку, а чтобы сохранить уникальность мест, идентичность народов, индивидуальность каждого. А иначе бы все эти списки ЮНЕСКО не имели бы никакого смысла.
На мой взгляд эта книга не состоялась ни как утопия, ни как антиутопия, ни как научная фантастика, ни как детектив, ни как социальная драма, ни даже как романтика. При всей мешанине жанров ни один не удался.
А какой красивой была аннотация:
«Мишель Бюсси в своем новом романе ступил на неведомую для него территорию — фантастики и антиутопии. Но сделал это с присущими ему изяществом, непринужденностью и умением удивлять неожиданными сюжетными ходами. В новом романе будет все: и философские размышления, и динамичный сюжет, и романтика, и, конечно, детектив».
Соглашусь только с началом аннотации: «Мишель Бюсси в своем новом романе ступил…» Дальше можно не продолжать.
Наверное, не стоит ему браться за другие жанры. У «детективщика Франции № 1» и детективы-то не всегда получаются хорошими.
Впечатление такое, что не только литературный редактор книгу не открывал, но даже и сам автор не перечитывал, что написал.
Хотя, может быть, всё дело в переводе? Французского я вообще не знаю. Кто-то читал эту книгу в оригинале?
🏆 Моя оценка: 2 из 10.
Можно было не читать. Я думала, что хуже, чем «И всё-таки она красавица» у этого автора уже не прочитаю, но, оказывается, ещё не все рекорды были побиты.
Впрочем, это всего лишь моё субъективное мнение.
❓А какое мнение о книге Мишеля Бюсси «Новый Вавилон» сложилось у вас?
🎧📚Озвучка аудиокниги Мишеля Бюсси «Безумство Мазарини»
🔊 Я слушала аудиокнигу в исполнении Григория Переля. Обычно мне очень нравится этот чтец, его голос, интонации. Но здесь полкниги (особенно в главах с изгоями) он так орал мне в уши, что всё время делала звук потише.
Зачем так митинговать? Читатели и так всё бы поняли по интонациям. Жаль, чтец-то хороший. Но тут мало того, что книга никакая, ещё и озвучка получилась неидеальной. Поэтому лучше читайте текст.
А ещё лучше — вообще не тратьте своё время на эту книгу. Впрочем, решать вам.
🕗 Длится запись 12 часов 2 минуты.
Дослушала только потому, что редко бросаю начатое. Наверное, пора уже делать это чаще.
📖 В книге 318 страниц.
🔞 Возрастные ограничения: 16+.
Бумажной версии у меня нет, и, скорее всего, не будет. После этой книги я передумала собирать полную коллекцию Мишеля Бюсси. Ну разве что кто подарит.
❤️ Спасибо, что дочитали до конца!
✍️ Автор обзора Галина Шефер😊💕Часть иллюстраций создана автором с помощью нейросети по собственным промтам.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ КИНО.КНИГА👍ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
📚 Обзоры, рецензии, подборки книг – в рубрике Обзоры книг.