В 2023 году на широкий экран вышел ещё один шедевр известного японского режиссёра Миядзаки.
Прекрасная работа великого мастера
Неудивительно, что фильм оказался сенсацией. Во-первых, «Мальчик и птица» стал первым за десятилетие полнометражным аниме-фильмом Хаяо Миядзаки. Во-вторых, 82-летний режиссёр заявил, что это последняя его работа. Впрочем, он уже объявлял такое и ранее.
Трудились над анимацией семь лет. 60 аниматоров рисовали в месяц всего по одной минуте.
Интересно, что никакая рекламная компания для фильма не проводилась – эффективной рекламой стало само имя режиссёра. В итоге аниме вошло в десятку самых кассовых фильмов 2023 года и награждено премией «Оскар» за лучший полнометражный анимационный фильм.
От автобиографии – к сказке
Начало фильма большей частью автобиографично, но затем сюжет становится сказочным.
Действие начинается в 1943-м с трагического события. Мать двенадцатилетнего мальчика Махито Маки погибает в больнице в пожаре, который был вызван бомбардировкой Токио с воздуха.
А затем отец Махито увёз сына из Токио в провинциальную усадьбу, находящуюся недалеко от авиазавода, которым он руководит (примечательно, что отец Миядзаки во время войны тоже заведовал фабрикой авиадеталей, а мать была больна туберкулёзом и часто лечилась в больницах, хотя и прожила до 1983 года).
В усадьбе мальчика ждут непростые отношения с новой женой отца. Её зовут Нацуко, она является младшей сестрой матери Махито и выглядит как её близняшка, что немало шокирует мальчика. К тому же она ждёт ребёнка. Нацуко желает стать матерью для осиротевшего мальчика, но он отвергает её.
А ещё Махито окружает множество престарелых служанок, похожих на Юбабу и Дзенибу из более ранней работы Миядзаки «Унесённые призраками».
В провинции спокойно, но и сюда доносятся отголоски войны: то уходят на фронт мужчины, то привозят части самолётов на фабрику отца. Но главный кошмар мальчика – в его голове, ребёнка преследует пожар, унёсший его мать.
Жизнь на новом месте не по душе Махито. В новой школе его приняли плохо. А самое тяжёлое – он не может принять тот факт, что на месте его матери теперь Нацуко.
Махито всячески избегает общения с домашними и укрывается в своей комнате. И вот к окну спальни прилетает говорящая цапля и убеждает мальчика, что его мать не умерла. Птица говорит, что Махито может найти её. Для этого он должен пойти в башню, вход в которую завален камнями.
Причём эту башню возвёл великий учёный-архитектор, доводящийся Махито двоюродным дедом. Этот учёный «прочёл такое множество книг, что сошёл с ума», а затем исчез неведомо куда мистическим образом.
А затем вдруг исчезла Нацуко – и Махито идёт её искать. Вместе с ним увязываются цапля и одна из служанок, Кирико.
Мальчик решает проникнуть в башню, но у него поначалу не получается.
Образ птицы символичен. В Японии (и не только) птицы считаются душами умерших (вспомним оригами японских журавликов и стихи Рамсула Гамзатова, ставшие песней, где «солдаты, с кровавых не пришедшие полей» «превратились в белых журавлей»).
Но у Миядзаки образ птицы многогранен и намного сложнее.
Потусторонняя фантасмагория
И вот дальше привычный земной мир рушится. Цапля превращается в забавного зубастого человечка, а старушка-служанка – в нэцке и (одновременно или параллельно) – в юную рыбачку.
В потустороннем мире живут варавара. Это – души ещё нерождённых детей.
Их пожирают пеликаны.
И в этом мире – тоже отголоски войны в виде шагающих военизированных отрядов гигантских попугаев (военная тема присутствует в каждом фильме Миядзаки, все его работы носят антивоенный подтекст).
И здесь, в этом сюрреалистическом мире, тоже есть башня, в лабиринтах коридоров и комнат которой Махито пытается найти маму и мачеху, а находит – равновесие, держащее этот потусторонний мир. Мальчику предлагают должность хранителя равновесия, но он решил вернуться домой.
Махито принимает непростое решение. Он учится жить дальше, принимая потери, а через них – и новую жизнь.
Мальчик переосмысляет тяжёлые перемены в своей жизни: война, потеря матери, появление мачехи, как две капли воды похожей на его мать, переезд из столицы в провинцию, новую школу, исчезновение мачехи. Весь этот круговорот событий приводит к потере душевного равновесия.
К концу фильма понимаешь – на самом деле мальчик искал не потерянную мать, которую уже невозможно найти, и не её сестру, исчезнувшую загадочным образом – он искал самого себя.
Как мы живём?
Через призму сюрреалистичного повествования, философский фильм поднимает важные вопросы бытия и показывает, как сложно бороться с самим собой и как важно выйти из засасывающих нас иллюзий, чтобы просто суметь жить дальше.
Оригинальное японское название фильма – «Как поживаете?» гораздо больше говорит о его смысле, чем переведённое название «Мальчик и птица», под которым фильм шёл в прокате в России.
Кстати, название «Как поживаете?» заимствовано из наименования книги Гэндзабуро Ёсино (1937), но сюжет анимации не имеет отношения к этому роману. Режиссёр предъявил миру не своё прочтение этой книги, а своё видение нашего мира.
В мультфильме эта книга тоже фигурирует. Махито нашёл книжку с названием «Как поживаете?». Она стала прощальным подарком погибшей мамы на его двенадцатый день рождения.
Ключевым посылом фильма стали слова:
«Ты можешь сделать этот мир спокойнее».
Они адресованы не только Махито, но и всем нам. Ведь в нашем мире так не хватает спокойствия. И научиться его искать, создавать и удерживать в себе и вокруг себя – великое искусство, которым следует овладеть.
Редко чья-либо жизнь проходит без тяжёлых испытаний, потерь и тяжёлых противоборств. Жизнь и смерть, любовь и ненависть, мир и война – человечество постоянно балансирует на острой грани. И только в наших силах удержать это хрупкое равновесие. Только в наших силах сделать этот сумасшедший мир спокойнее…
Философично и само название фильма. Это вопрос ко всем нам, землянам, заставляющий задуматься – как мы живём? Что мы оставим после себя? Найдёт ли наш мир ту самую точку хрупкого равновесия или мы так и будем дальше заниматься саморазрушением себя самих и этой прекрасной планеты, созданной не нами, но для нас?
Двухчасовой шедевр прекрасен во всех отношения. И его ручная прорисовка, и великолепная музыка Хисаиси, и сложноустроенный сюжет, и обилие метафор, и социально-философский посыл к зрителям – всё на высоте. Сильная работа признанного великого мастера.
Некоторые критики оценили это фильм как прощание Миядзаки со своей аудиторией. На это намекают и явные отсылки к предыдущим работам режиссёра. Учитывая возраст мастера и как долго тянутся его работы над картинами, вполне возможно, что это и правда может стать его последним фильмом. Хотя Миядзаки говорит, что продолжит работать, и мы все очень на это надеемся.
- Автор статьи Галина Шефер😊💕
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ КИНО.КНИГА👍ТАКЖЕ ИНТЕРЕСНО:
🎥 Все обзоры фильмов – в подборке Обзоры фильмов.