Найти в Дзене
АРТ ПЛОЩАДКА

На грани: Как Урал меняет восприятие камнерезного мастерства. Часть 2

На грани: Как Урал меняет восприятие камнерезного мастерства. Часть 1

скульптура из камня Рыбак их цветных полудрагоценных камней
скульптура из камня Рыбак их цветных полудрагоценных камней

Сегодня наблюдается упрощение границ между различными видами ремесел, что обогащает культуру изделий из камня и металла, создавая предпосылки для взлета нового поколения мастеров. Правильный баланс между историческим наследием и современными требованиями сделает динамику в камнерезном искусстве Урала и Сибири еще более заметной в будущем.

В насыщенной творческой палитре Урала и Сибири ярко проявляются интересные имена мастеров. В группе значатся ювелир С. Квашнин из Кирова и художники-камнерезы А. М. и А. В. Овчинниковы из Кунгура, Пермской области, все они являются членами Союза художников. В Екатеринбурге творят известные ювелиры: Б. Н. Харитонов (1938-2009), заслуженный художник РФ, Н. Кузнецова, В. Хахалкин, С. А. Пинчук - все члены Союза художников; также здесь работают камнерезы А. И. Жуков и Д. Н. Емельяненко. Омск славится Ольгой и Владимиром Крышковец, также членами СХ. Новосибирск представлен В. К. Павловым (членом СХ и председателем жюри конкурсов ювелиров), М. Балдиным, В. Зеленцовым, Д. Мертвецовым и камнерезом Д. Гутовым (1964-2008). Горно-Алтайск представляет камнерез Трифонов, а Томск — ювелир А. Э. Дюсьметов. В Ангарске работают Д. Л. Коршенбойм и О. В. Селиванчук, а Иркутск гордится Аркадием и Наталией Лодяновыми, заслуженными художниками РФ, и Д. Беломестных. Известен также скульптор и ювелир Даши Намдаков, член СХ; среди камнерезов выделяются Н. Бакут и В. Крюков, действующий председатель Творческого союза камнерезов и ювелиров Восточной Сибири. В Улан-Удэ трудится Д. Будажабэ, член СХ.

В конце 2010 года в Екатеринбургском музее изобразительных искусств состоялась выставка под названием «Авторское ювелирное и камнерезное искусство Урала и Сибири постсоветского периода (1990-2010)», на которой были представлены работы и достижения этих художников. Пермская камнерезная школа также внесла свою лепту в богатый контекст художественного взаимодействия. Она объединила коллектив вокруг комбината «Уральский камнерез» в поселке Красный Ясул. Творчеству этой группы свойственна работа с мягким камнем, первоначально открытым в конце XIX века А. Свечниковым, сотрудничавшим с такими компаниями, как Фаберже и Картье. Обработка мягкого камня в советский период не теряла актуальности; ей присущи свои художественные секреты, а изделия из кунгурского камня находят своего покупателя.

Это предприятие славится долгими традициями, а камнерезное училище регулярно выпускает новых мастеров. Среди выдающихся имен выделяются заслуженный художник РФ Анатолий Моисеевич Овчинников (1939 г.р.) и его брат — заслуженный учитель РФ Анатолий Васильевич Овчинников (1948 г.р.). Также в старшем поколении можно встретить Фаину Овчинникову и Т. В. Овчинникову, многолетнюю преподавательницу Кунгурского училища. Не останутся в тени и другие мастера, такие как В. П. Карманов (1935 г.р.), С. С. Кривошёков (1942 г.р., основатель династии камнерезов) и Р. Г. Абляшев (1950 г.р.). Среди более молодых, но уже опытных мастеров выделяются Нечаев С. О. (1959 г.р.) и Гнатюк В. В. (1964 г.р.), чьи работы неоднократно удостаивались призовых мест на различных выставках камнерезного искусства.

Башкирская камнерезная школа также набирает популярность в последние 20 лет, с основателем мастерской А. Нигматуллиным, который в 1991 году основал МП «Артель» вместе с Вдовиным. Именно на этом предприятии трудятся множество талантливых мастеров, среди которых выделяются Л. Чебан и другие, которые активно развивают и пропагандируют камнерезное искусство Башкирии.

Камнерезное ремесло на Урале и в Сибири демонстрирует стабильное развитие в рамках творческих сообществ, обогащая собой культурный ландшафт региона. Эти мастера не только сохраняют традиции, но и сами становятся последователями новаторских идей, что позволяет им успешно конкурировать на выставках и находить свои ниши на международной арене.

Фигура рядового гренадерской роты Павловского гренадерского полка
Фигура рядового гренадерской роты Павловского гренадерского полка

Журавлёв, вписавший своё имя в историю Башкирии, стал первым мастером, создавшим мозаичное полотно, а И. Калашников заслуженно считается одним из лучших специалистов в области каминов из камня. В. Пересторонин, ныне совладелец успешной камнерезной фирмы в Петербурге, также оставил значительный след в этой сфере. В 1995 году А. Нигматуллин изменяет концепцию своей мастерской: вместо производства унифицированной продукции он сосредоточивается на создании башкирской школы художественного камнерезного мастерства. Все доходы филиала идут на обучение новых талантов, превращая предприятие в настоящую кузницу специалистов.

Под чутким руководством заслуженного художника России Э.М. Саитова в Уфимском государственном институте искусств появляется группа по камнерезно-прикладному искусству, где Нигматуллин активно занимается преподаванием и проводит практические занятия. Среди его учеников - талантливые мастера И. Рахматуллин и П. Мурашкин, которые продолжают развиваться в этом живом искусстве. Именно в этот период на свет появляются высокохудожественные панно, выполненные в технике флорентийской мозаики, которые становятся визитной карточкой новой школы.

В Художественном училище № 155 под руководством директора Л.В. Крыловой создается отделение подготовки камнерезов, с базовым предприятием «Артель», которое ведет за собой новые эксперименты. В 1999 году здесь начинают производить объемные мозаичные композиции в стиле Фаберже — это стало настоящим прорывом на пути к традициям и инновациям. После поездки в Германию в 2000 году предприятие сосредотачивается на создании монументальных панно в технике флорентийской мозаики, осваивая технологии столешниц, вдохновленных стилем XVIII века.

В 2000 году А. Нигматуллин запускает Учебно-производственное предприятие народно-художественных промыслов «Артель-ФМ», ставя перед собой задачу создания полноценной башкирской школы камнерезного мастерства. Четыре года спустя, в 2004 году, основана «Артель – флорентийская мозаика», которая привлекает к себе внимание своих «человеческих фигурок», воплощающих сюжеты из башкирского эпоса. На предприятии трудится более 40 человек, и по мнению экспертов, изделия флорентийской мозаики, произведенные в Уфе, являются лучшими в стране. Эта высокая оценка базируется на обилие яшм и других камней Южного Урала, использование которых было известно уже несколько столетий.

Сотрудничество с известным екатеринбургским художником-камнерезом А. Леверовым, который проводит в Уфе мастер-классы на протяжении трёх лет, также способствует росту мастерства местных мастеров.

На юге страны, в Горном Алтае, не менее ярко развиваются традиции камнерезного искусства. С начала 1990-х годов там успешно трудится художник-камнерез А. Трифонов, который воспитал целую плеяду новых мастеров, использующих богатейшие запасы алтайского природного камня. Возрождение старого центра обучения и производства происходит на базе завода имени Ползунова, который в дореволюционные времена был известен как Колыванская императорская шлифовальная фабрика. Примечательной особенностью ассортимента этих алтайских центров является переориентация с массивных предметов вроде чаш и ваз на более утончённые изделия в стиле Фаберже, при этом с добавлением местных художественных особенностей.

Недавние годы ознаменованы активным сотрудничеством алтайских мастеров с петербургским художником Ярославом Ксенофонтовым, который передает свои знания и опыт на учебных курсах, проходящих в Северной столице. Это взаимодействие открывает новые горизонты и углубляет традиции в искусстве обработки камня.

Не менее важным является развитие Иркутской камнерезной школы, которая в последние годы набирает популярность. Здесь мастера создают уникальные работы, опираясь на богатейшее наследие русского камнерезного искусства. Их изделия становятся не только отражением местного колорита, но и завоевывают признание на международной арене, открывая двери в мир современного художественного камнерезного мастерства.

Заключая, можно отметить, что развитие камнерезного искусства охватывает не только традиции, но и современность, соединяя талантливых мастеров в единой волне креативности и стремления к совершенству. Будущее глаза светится, и Урал с Сибирью становятся ареной для открытия новых культурных горизонтов, а также источником вдохновения для следующих поколений художников.

скульптура из камня "Ставропольский казак"  Самоцветы, детали амуниции - серебро, золото. Высота: 26,5 см
скульптура из камня "Ставропольский казак" Самоцветы, детали амуниции - серебро, золото. Высота: 26,5 см

Творческая студия Наталии Бакут выделяется своим уникальным подходом к камнерезному искусству. Взаимодействуя с известными иркутскими ювелирами, такими как Денис Коршенбойм, Олег Сливанчук и Дмитрий Беломестных, Наталия предлагает зрителям свои оригинальные работы. Если Денисов-Уральский был признан «поэтом камня», то многие в сообществе считают Наталию Бакут «поэтессой камня», поскольку её творчество пропитано женским взглядом на красоту. В произведениях «Творческой студии» отчетливо прослеживается ее личный вкус, особенно тяготение к теме лошадей, которые в культуре бурятского Забайкалья имеют сакральное значение.

Наталия мастерски передает в камне эстетическую прелесть обнаженного женского тела, чаще всего используя кварц — капризный и сложный в обработке материал, требующий уважения к мастеру, который умеет с ним работать. Мелкая камнерезная пластика, которую она создает, всегда будет в почете среди коллекционеров благодаря своей выразительности и оригинальности. Работы Наталии Бакут, наполненные реалистическим художественным направлением, обогащены элегантностью петербургского стиля — в этом творчестве гармонично сплетаются благородные намерения и уважение к природе, что подчеркивает её иркутское происхождение.

Кроме того, Наталия Бакут является замечательным педагогом, и благодаря таким деятелям Иркутск уверенно выдвигается в статус столицы камнерезного искусства Восточной Сибири. Ее индивидуальный стиль и неповторимый почерк делают ее работы узнаваемыми, что можно считать высшей формой реализации потенциала художника.

В Новосибирске наблюдается возможность создания собственной школы камнерезного искусства. Как крупнейший город Сибири и столица федерального округа, он является важным центром для подготовки специалистов. Здесь, в Академии архитектуры и декоративно-прикладного искусства, готовят технологов ювелирного производства, а также регулярно проводятся ярмарки, такие как «СибЮвелир». Город может похвастаться несколькими талантливыми ювелирами, среди которых Виктор Павлов и Марк Балдин. Однако пока только один художник-камнерез, Денис Мертвецов, который по образованию является геологом и освещает темы своего творчества через изделия, такие как нефритовые бронтозавры и популярные камнерезные фигурки солдат в ретро-аммуниции.

К сожалению, недолговечная жизнь талантливого художника, Шипова (1984-2008), негативно сказалась на камнерезном искусстве, однако его работа с семейной фирмой «Зеленцов» остаётся в памяти поклонников. Эта семья создает выдающиеся настольные украшения, которые переносят атмосферу искусства Фаберже, используя при этом богатые уральские и сибирские камни, особенно нефрит, который является настоящим символом региона.

Фигура рядового лейб-гвардии Драгунского полка Дмитрий Николаевич Мертвецов
Фигура рядового лейб-гвардии Драгунского полка Дмитрий Николаевич Мертвецов

В период с 1990 по 2010 годы наблюдается значительный прогресс в развитии камнерезного искусства в Урало-Сибирском регионе. Появление новых и возрождение традиционных центров художества стали ориентиром для нескольких десятков мастеров, среди которых выделяются как новички, так и настоящие лидеры, увлеченные сохранением лучших традиций. К тому же это развитие происходит, в основном, за счет собственных усилий — молодое поколение, не превышающее 30-40 лет, работает независимо от государственной поддержки и организаций Союзов художников, которые сами переживают непростые времена.

Сложная ситуация требует открытого диалога и сотрудничества в художественной сфере, поскольку именно в единстве, взаимопомощи и стремлении к новым горизонтам кроется светлое будущее камнерезного искусства в России. С каждым годом творческие идеи, материалы и техники совершенствуются, открывая массу возможностей для новых мастеров, и их влияние не ограничивается только Уралом и Сибирью — оно находит отклик и за пределами этих регионов.

скульптурная композиция "Мальчик на мосту" камнерезная пластика, инкрустация, серебро, золото.
скульптурная композиция "Мальчик на мосту" камнерезная пластика, инкрустация, серебро, золото.

В Екатеринбурге активно осуществляется подготовка ювелиров и камнерезов, а Музей истории камнерезного и ювелирного искусства стал единственным в стране и уже провел десять конкурсов, названных в честь А.К. Денисова-Уральского. На протяжении многих лет выходит журнал «Графо-Platinum», отражающий проблемы и достижения уральского ювелирного и камнерезного искусства, а также проводятся научные конференции, посвященные тематике уральского камня. Здесь также оказывает весомую помощь сообщество коллекционеров.

Отметим выставку «РОССИЯ. ВРЕМЯ СЛАВЫ И ВОСТОРГА», открывшуюся 5 мая 2012 года в Новосибирском Государственном Художественном Музее в рамках программы, посвященной российской истории. На ней была представлена уникальная коллекция военно-исторической камнерезной миниатюры, выполненная новосибирским мастером Дмитрием Мертвецовым. Его произведения были объединены общей тематикой, представляя реконструкцию русского военного костюма, обмундирования и вооружения известных сражений, охватывающих период с начала XVII века до середины XX века.

На выставке была показана обширная историческая панорама, начиная от Полтавской битвы до кампаний, возглавляемых выдающимися полководцами такими как А.В. Суворов и М.И. Кутузов. Миниатюры, изображающие фузилеров, драгунов, мушкетеров, гренадеров и ротмистров, были выполнены в масштабе 1:10 из яшмы, лазурита, нефрита и других ценных камней. Каждая фигурка поражала вниманием к деталям: золотые и серебряные элементы декора костюмов, включая камзолы, киверы и гренадерки, великолепно блестели на свете, а оружие словно передавало заряд исторического духа.

Выставка собрала высокие оценки вместе с огромным вниманием со стороны общественности и официальных лиц. По открытии мероприятия, на котором присутствовали губернатор Новосибирской области Василий Юрченко и Министр культуры региона Наталья Ярославцева, было принято решение, что эта коллекция должна стать частью постоянной экспозиции музея. Из общей выставленной коллекции в восемь работ были приобретены районными властями, а оставшиеся три – частными коллекционерами, отказавшимися от их продажи.

Подобные инициативы не только помогают сохранить традиции камнерезного искусства, но и подчеркивают важность и актуальность данной области в современном культурном контексте. Важно также отметить, что Дмитрий Мертвецов с его военный миниатюрами стал тем мастером, который продвигает уральское искусство на высокую художественную платформу, соединяющую прошлое и настоящее. Его работы не просто воспроизводят исторические моменты — они воссоздают целую эпоху, переплетая искусство с культурным наследием, что делает каждую фигурку не только произведением искусства, но и кусочком истории, сохранившим свою ценность для будущих поколений.

Подарок В.В. Путину, сделанный в честь знаменитых событий 1812 года, стал ярким подтверждением растущего интереса к камнерезному искусству в России. В 2012 году губернатор новосибирской области В.А. Юрченко вручил главе государства миниатюру «Кульм, 17 августа 1813 года». Это событие, состоявшееся в Кремле в Москве, подчеркивало связь между современным искусством и исторической памятью. Всего в рамках этой серии было создано 20 фигур, каждая из которых требует большого внимания и мастерства.

Дмитрий Мертвецов, отрицая любое намерение возвращаться к этой серии, на протяжении 11 лет трудился над каждым элементом, создавая уникальные произведения. По мнению специалистов, в продаже сейчас находятся только пять из них, включая те, что были выставлены на недавней выставке. Эти работы высвечивают не только технические, но и художественные качества мастера. Например, фигура «Шенграбен, 4 ноября 1805 года, унтер-офицер Киевского гренадерского полка», оказавшаяся первой среди серии, не раз завоевывала награды на выставках и стала знаковой для творчества Мертвецова.

Блокированная скульптура. Фигура рядового фузелёрной роты Московского драгунского полка Дмитрий Николаевич Мертвецов Художник – камнерез.
Блокированная скульптура. Фигура рядового фузелёрной роты Московского драгунского полка Дмитрий Николаевич Мертвецов Художник – камнерез.

Можно отметить работы «Лейпциг, 4 октября 1813 года» и «Прейсиш-Эйлау, 8 февраля 1807 года», которые представляют собой итог многолетнего опыта и мастерства мастера. Это не просто фигурки, но полноценная коллекция, образующая единое целое. Некоторые не представленные в каталоге работы сегодня находятся в закрытых частных коллекциях, принадлежащих представителям российской бизнес-элиты и политической сферы, включая одну из фигур, подаренную В.В. Путину в день его рождения на восьмом октябре 2014 года.

Но и это не все: коллекция включает 14 камнерезных фигурок, дополненных ювелирными деталями, эмалью и уникальным деревянным оформлением. Мастера, такие как Дмитрий Николаевич Мертвецов, отмечены Ордена Михаила Перхина, подтверждающим его значимость в области камнерезного искусства. Убедительное мнение экспертов формирует представление о его работах как о чем-то поистине уникальном, не имеющем аналогов ранее.

Творческий процесс Мертвецова не обошелся без заимствования идей от Карла Фаберже. Журнал «Столица и Усадьба» в одном из своих ранних номеров упоминал о коллекции фигурок военных мастеров, готовившейся для императорской семьи. В отличие от образцов из папье-маше, которые имел Николай I, завидевший обычные фигуры, Фаберже стремился создать долговечные и стабильные произведения из камня. Эта гениальная идея о комбинации различных сортов камня для создания фигурок стала основополагающей, и именно она заложила основы для последующей традиции высокохудожественной камнерезной миниатюры.

Франц Бирбаум, главный мастер Фаберже, в своих записях также акцентирует внимание на «мозаичных скульптурах», которые могут быть расценены как предшественники современных произведений. Это еще раз подтверждает, что камнерезное искусство в России не просто сохраняет историческую память, но и развивает ее, открывая новые горизонты. Важно, что такая позиция получает поддержку как на уровне общества, так и на уровне власти, что создает условия для дальнейшего роста и признания уральских мастеров на национальной и международной арене.

Коллекция фигурок Дмитрия Мертвецова выделяется по целому ряду критериев: от искусствоведческого и архивно-исторического до ювелирно-технологического и камнерезно-геммологического. В сумме, эта коллекция имеет значительно более высокую художественную и финансовую ценность, чем простое суммирование стоимостей отдельных фигурок. Хотя многие выдающиеся коллекционеры увлекались военными фигурками, чаще всего выполненными из олова, в последнее время растёт интерес к раскрашенному пластику. Однако такой гиперреализм снижает художественную ценность произведений. Часто проводимые специальные выставки привлекают внимание во многом благодаря успехом российских компаний, особенно среди арабских шейхов. Огромную коллекцию оловянных солдатиков имел Малкольм Форбс, известный коллекционер.

Камнерезные фигурки, создаваемые мастерами, включая мозаичные скульптуры, представляют собой более сложные и трудные в исполнении произведения, чем оловянные аналоги. Одним из значительных преимуществ камнерезных фигурок является их неповторимость: даже если они созданны по одной модели, каждая из них будет отличаться оттенками и текстурой камня, который невозможно задать заранее. Таким образом, число коллекционеров каменных фигурок остаётся крайне малым. В эпоху Фаберже коллекционеры, такие как император Николай II и бизнесмен Эммануил Нобель, были в авангарде, обладая более чем двадцатью уникальными фигурками, среди которых значительную часть составили «военные».

Что касается коллекции Дмитрия Мертвецова, она по своему количеству может сравниться с упомянутыми великими собраниями. В отличие от Фаберже, который радовал своих клиентов образами современных солдат, Мертвецов сделал шаг назад во времени, охватывая значимые эпохи. В его коллекции представлены фигурки, относящиеся не только к петровской эпохе (1704 и 1711 годы), но и к екатерининскому периоду (1770 и 1787 года), а также к другим значимым событиям XVIII века. Четыре фигурки рассказывают о героях Отечественной войны 1812 года, даты этих эпох фиксируют моменты 1807, дважды 1812 и 1813 годов. Эта особенность делает коллекцию мастера выгодно отличающейся от «ремейков» фигурок Фаберже, предлагаемых современными уральскими и петербургскими мастерами. Подобное расширение исторических границ выглядит как яркое свидетельство вне временных амбиций и глубоких знаний автора в области военного обмундирования.

Кроме этого, в коллекции ощущается исторический подтекст, который переплетается с военно-патриотическим духом. Оптимально выбранный размер фигурок, составляющий от 17,5 до 23 см, лишь добавляет изящество каждому произведению, за исключением пары более высоких фигурок, которые достигают 23 и 28 см благодаря тщательно подобранным подставкам. Композиционно фигурки выполнены с тонким чувством пространства, создавая возможность рассматривать их со всех углов, где каждая деталь открывает новые грани произведения.

Дмитрий Мертвецов с явным стремлением сохраняет цветовую палитру военной униформы, что было особенно актуально в XVIII-XIX веках, когда каждая деталь, включая оттенки, имела огромное значение. Нефрит остается основным материалом для его произведений, и в некоторых экземплярах он гармонично сочетает три и даже четыре различных оттенка камня. Такой подход требует не только мастерства, но и терпения, ведь художник порой ждал рождения своей модели до года, пока не находил идеальный кусок нефрита. Нельзя не отметить, что Мертвецов является высококлассным геологом, специализирующимся на нефритах — сокровище, которое стало символом российского искусства.

Каждый из 14 образцов фигурок восхищает многообразием используемых материалов — в некоторых случаях одно произведение включает до семи различных камней, среди которых имеется и долерит, ранее не встречавшийся у Фаберже. Это свидетельствует о мастерском владеющем технологиями, которые художник приобрел не только в процессе создания своей коллекции, но и во время учебы у опытных иркутских мастеров. Фигурки отличаются не только богатой цветовой гаммой, но и использованием металлических элементов — золота, серебра, а также древесины и эмали, что придает уникальность каждой работе.

Важно заметить, что такие исследовательские подходы требуют значительных навыков в ювелирном искусстве, с чем Дмитрий успешно справился. Его работы не являются безликими манекенами, как в случае с многими аналогичными изделиями. Нет, здесь каждая фигура живет собственным характером. В этом контексте точность и тонкость, с которыми мастер прорабатывает черты лиц, глядят из глаз, превращая скульптуры в индивидуальные портреты. Эта традиция была заложена Фаберже и Мертвецов с успехом продолжает её, демонстрируя как собственное мастерство, так и уважение к прежним мастерам.

Недавно стало известно о перемещении работ Дмитрия Мертвецова в коллекцию Новосибирского художественного музея, что позволяет со всей уверенностью заявить о любви и признании его таланта и труда. С именем этого художника связано активное становление новосибирской ювелирно-камнерезной школы — новое явление на художественной карте страны, которое радикально меняет ее облик. Эта школа имеет свою специфику, обусловленную географическим расположением города и его статусом как культурного центра Сибирского федерального округа.

Безусловно, коллекция Дмитрия Мертвецова станет важным шагом на пути формирования музейной коллекции ювелирного искусства постсоветской России, и это мнение подтверждается высокими авторитетами в области искусствоведения. Валентин Васильевич Скурлов, кандидат искусствоведения и эксперт по оценке художественных ценностей Министерства культуры РФ, не молчит о значимости трудов Мертвецова, обозначая их вклад в историю искусства.

Творческий путь Мертвецова — это не просто набор фигурок, это целая история, отражающая богатую культурную наследственность России и умение ловко соединять прошлое с настоящим. Каждый новый шаг, который делает художник, двигает его искусство к новым высотам, открывая горизонты как для самого мастера, так и для будущих поколений, жаждущих создать собственный вклад в эту замечательную традицию. С такими мастерами, как Мертвецов, российское камнерезное искусство продолжает свое великолепное развитие