Найти в Дзене
ЯМАЛ-МЕДИА

Такого в тундре не видели никогда: как олень с собакой спасли полуживого хозяина

В тундре связь между человеком и животным особенно крепка. Здесь олени и собаки становятся настоящими членами семьи, готовыми прийти на помощь в самую трудную минуту. История оленевода Николая и его верных спутников – оленя-вожака и пса Чёрного – это не просто рассказ о спасении. Это история о преданности, взаимопомощи и невероятной интуиции животных, которые смогли сделать то, что не под силу даже человеку. Оленевод по имени Николай в тундре считался богатым человеком, так как у него было огромное стадо. Он руководил бригадой № 1, всегда занимал первые места на оленьих гонках, первым приходил на летовку, за что и получил прозвище Николай I. Его семья состояла из пяти дочерей и верной супруги Анны. Трое сыновей, к сожалению, рано ушли из жизни, но Николай находил утешение в заботе о своих оленях. Все они были упитанными, статными и красивыми – настоящая гордость хозяина. Однажды, возвращаясь с ночного дежурства, Николай почувствовал острую боль в боку. Кочевой фельдшер поставил диагноз
Оглавление

В тундре связь между человеком и животным особенно крепка. Здесь олени и собаки становятся настоящими членами семьи, готовыми прийти на помощь в самую трудную минуту. История оленевода Николая и его верных спутников – оленя-вожака и пса Чёрного – это не просто рассказ о спасении. Это история о преданности, взаимопомощи и невероятной интуиции животных, которые смогли сделать то, что не под силу даже человеку.

Фото: evgenii mitroshin/Shutterstock/Fotodom
Фото: evgenii mitroshin/Shutterstock/Fotodom

Николай I хозяин тундры

Оленевод по имени Николай в тундре считался богатым человеком, так как у него было огромное стадо. Он руководил бригадой № 1, всегда занимал первые места на оленьих гонках, первым приходил на летовку, за что и получил прозвище Николай I.

Его семья состояла из пяти дочерей и верной супруги Анны. Трое сыновей, к сожалению, рано ушли из жизни, но Николай находил утешение в заботе о своих оленях. Все они были упитанными, статными и красивыми – настоящая гордость хозяина.

Однажды, возвращаясь с ночного дежурства, Николай почувствовал острую боль в боку. Кочевой фельдшер поставил диагноз – аппендицит – и направил мужчину в факторию Щучье, расположенную в 45 километрах от стойбища. Для ненцев это расстояние считается небольшим, потому северянин, уверенный в своих животных, отказался от сопровождения. Он запряг четырёх оленей с надёжным вожаком во главе и взял с собой верного пса по кличке Чёрный.

Фото: Воронов Фёдор/АНО «Ямал-Медиа»
Фото: Воронов Фёдор/АНО «Ямал-Медиа»

Путь, который мог стать последним

Боль нарастала с каждым километром. В какой-то момент Николай уже не мог управлять упряжкой. Он лёг на нарты, удерживая поводок. Вдруг подошёл к нему вожак и облизнул лицо, будто давая понять, что он знает, куда держать путь. Оленевод ослабил поводок.

Чёрный не лаял, а только иногда скулил, подгоняя оленей, а когда те останавливались, собака передними лапами трогала хозяина, будто хотела убедиться, жив ли он. Мужчина во время дороги пытался общаться с животными, но был слишком обессилен. Настолько, что в какой-то момент потерял сознание. А когда пришёл в себя, услышал громкий лай Чёрного, который становился то громче, то тише. Понял Николай, что таким образом собака пытается позвать людей на помощь.

Вскоре упряжка остановилась, но не в факторию привезли хозяина олени, а к чумам отпускников-оленеводов. Там находился тесть Николая, Михаил. Увидев зятя, полуживого и лежащего на нартах, он немедленно организовал его доставку в Щучье.

Фото: evgenii mitroshin/Shutterstock/Fotodom
Фото: evgenii mitroshin/Shutterstock/Fotodom

Спасение и возвращение домой

Николая успешно прооперировали, однако в больнице он не переставал думать о своих спасителях. Чёрный, оставшийся в тундре, отказывался от еды и лишь грустно лежал, ожидая хозяина. Через несколько дней пёс вдруг начал есть, и Михаил понял: Николай идёт на поправку.

Через месяц оленевод вернулся домой. Как только лодка показалась из-за поворота, Чёрный, узнав хозяина, бросился к нему. Он визжал, бросался в воду и лаял так громко, что его слышала вся округа. Николай был счастлив не меньше своего пса.

В это время стадо отдыхало. Но как только мужчина подошёл к оленям, вожак встал, посмотрел на него и, к удивлению всех, несколько раз кивнул, словно поприветствовал хозяина. Николай, со слезами на глазах, пообещал себе, что больше никогда не запряжёт этого оленя. Он стал менаруем – вожаком стада, который помогал хозяину управлять оленями и готовил их к переправам через реку.

Фото: Воронов Фёдор/АНО «Ямал-Медиа»
Фото: Воронов Фёдор/АНО «Ямал-Медиа»

Прощание с тундрой

В 1972 году при трагических обстоятельствах Николая не стало. Тогда Анна приняла решение вести оседлый образ жизни. Как говорят в тундре: «Если хозяин умер, то его чум упал». Часть оленей пришлось сдать по требованию советской власти, а осенью стали пересчитывать оставшихся.

Видя, как загоняют оленей и отделяют одних от других, Анна не могла сдержать слёз. Мысленно прощалась она с кочевой жизнью и с оленями, с которыми они прожили много лет. Вдруг она заметила, что олени в загоне заволновались, стали очень быстро кружиться на одном месте. Вдова сказала дочерям, что это всё неспроста. Так и было.

Олени разошлись по сторонам, образуя коридор между собой, и в нём показался вожак. Разбежался он и перепрыгнул через высокий забор. Всё произошло так быстро, что люди успели только охнуть, а Анна Михайловна вслух вскрикнула: «Господи, убереги его!» Приземлившись, тряхнул менаруй головой, уронил один рог – и устремился в тундру. Чёрный лишь жалобно скулил, глядя ему вслед.

Анна долго хранила олений рог, одинаково оплакивая ушедших от неё дорогого мужа и животных. Ведь за менаруем исчезла и собака.

Фото: Воронов Фёдор/АНО «Ямал-Медиа»
Фото: Воронов Фёдор/АНО «Ямал-Медиа»

Друзья, если вам понравилась статья, ставьте «лайк» и подписывайтесь на канал «Ямал-Медиа». Здесь мы ежедневно публикуем интересные статьи и видео о жизни на Крайнем Севере, а также увлекательные факты и истории, происходящие на планете Земля.

Источник: народный журнал «Северяне», №2/2013, «Олени Николая I»

Читайте также: