10-летняя Марфа после смерти матери сильно привязалась к отцу. Даже к оленям постоянно ходила вместе с ним. Однажды, в военные годы, решил Елисей взять дочь с собой в долгую поездку. В 1940-е годы оленеводы Приуралья возили через Салехард в Воркуту грузы. Братья Елисей и Андрей не были исключением. Последствия этой поездки девочка запомнила на всю жизнь.
Трудности в пути
Собираясь в путь, отец взял ягушку 17-летней дочери Аньи и надел её на Марфу. Затянули ремешком, а на голову поверх платка надели национальную шапку. Девочке одежда была настолько велика, что она еле волокла за собой подол. Анья же осталась в чуме вместе с 5-летней сестрой, тётей Марьей и 15-летним братом, на которого Елисей оставил всё хозяйство.
Из стойбища братья с Марфой поехали в Салехард, а уже оттуда нагруженные нарты направились в сторону Урала. У Марфы была отдельная нарта со смирными оленями.
Через Уральские горы перебирались с большим трудом: снег в тот год лежал очень глубокий, к тому же без устали мела метель. Олени совсем выбились из сил. На стоянках люди разводили костры, варили чай, ели замороженное мясо или рыбу.
Голодные дети накинулись на рыбу
За Уральскими горами встречались жилища ненцев, но очень бедные. Настолько, что люди не могли даже ничего съестного дать проезжающим оленеводам. В одном месте Елисея с дочерью угостили лишь кипятком. Мужчина дал дочери кусок хлеба, а селёдку из пайки не успел – голодные дети накинулись на кусочки рыбы и быстро их съели. В этом домишке жила женщина с детьми, её мужа, ненца по национальности, забрали на войну.
Когда добрались до Воркуты, Марфа была поражена всем, что замечала вокруг. Так как она родилась и провела все свои годы в стойбище неподалёку от Пельвожа, домов и лошадей не видела ни разу. Елисею пришлось окрикнуть её, чтобы внимательней следила за нартами.
Дома были занесены снегом под самую крышу. Повсюду лежал чёрный от угля снег, который добывали здесь в шахтах. Вдоль грязных улочек на снегу девочка увидела чёрные комочки, хотела слезть с нарты, но отец строго окликнул её, сказав, что это не картошка.
Еле добрались обратно
У оленеводов приняли груз, выдали продуктовые пайки и талоны на горячий обед в столовой. Мужчины по очереди охраняли обоз. В столовую, располагавшуюся в длинном сарае, Марфа пошла с дядей Андреем. На талоны им принесли совсем жидкий суп с плавающим на поверхности кусочком оленьего лёгкого, раздали по куску чёрного хлеба, в котором можно было различить угольную крошку. Девочка к своему супу не притронулась, ей было страшно: а вдруг это не оленьи лёгкие? Смогла съесть лишь кусочек хлеба, поэтому Андрей предложил ей обменять свой хлеб на её суп.
Ночью у Елисея украли весь хлеб и масло, и остались у них с Марфой только маргарин и крупа. Так что на каждой остановке по пути домой Елисей варил себе и дочери кашу, заправляя маргарином. После неё и горячего чая девочка ненадолго согревалась.
Обратная дорога была ещё труднее – вымотались и люди, и животные. Маленькая северянка иногда забывалась, не понимая, когда наступал день, а когда приходила ночь. Всю дорогу завывала метель, сбивающая людей с пути. Не все олени смогли перейти Уральские горы.
Лежала в бреду
Когда оленеводы почувствовали близость дома, обрели второе дыхание. А животные совсем ослабли и еле-еле передвигались. На вершинах холмов возле Обской виднелась земля – голодные олени накинулись на неё, наелись и некоторые тут же умерли.
Как только Марфа оказалась в родном чуме, первым делом поела немного и тут же легла спать. На утро она горела как печь. Лежала в бреду. То узнавала, то не узнавала своих родных. Её рыжие волосы выпали. Девочка не понимала, ей снился сон или видения приходили в бреду. Будто стоит она перед седым старцем, сидящем на стуле, одежда на нём свободная и светлая, в руке он держит разукрашенную ятапщу (посох) и спрашивает: «Ты голодна?»
Девочка помотала головой, а он и продолжает: «Можешь вернуться, тебя отец ждёт». И видит она себя на небе, а внизу плывут белые пушистые облака. Когда Марфа очнулась, был день. Через отверстие чума увидела она красные лучи солнца – зима подходила к концу.
Провела по голове и не обнаружила волос
За время долгой болезни Марфа похудела и вытянулась. Провела как-то по голове рукой и испугалась: волос-то нет. Долго девочка плакала, а потом вновь стала ходить с отцом в стадо на лыжах, сперва на короткие расстояния, а потом и на длинные. А по вечерам училась кроить и шить вместе со старшей сестрой и тётей.
Следом отрасли у неё волосы – стали тёмными и кудрявыми. Сестра и тётя сшили Марфе малицу, как у мужчин, отец сделал ремень с ножнами, и стала она самостоятельно ходить и ездить в стадо. И арканом могла запросто поймать любого оленя.
Елисей за этот год ещё два раза ездил с грузом в Воркуту. Возили оленеводы мясо, сшитые мастерицами чижи, рукавицы, обратно везли муку, соль, валенки. Марфа вместе с отцом ездила на оленьих упряжках в Куноват. Туда везли оленьи шкуры и мясо, а оттуда – собранные для фронта мешки с продуктами и тёплой одеждой, которые потом доставляли в Салехард.
Источник: народный журнал «Северяне», №4/2015 г., «Труженица Марфа»
Читайте также:
Подписывайтесь на канал – здесь очень интересно!