Найти в Дзене
Историк-любитель

Бронетехника Великобритании. Зенитная установка Thornycroft J Type, 1914

В 1914 году, практически одновременно с началом Первой Мировой Войны, британское военное командование предложило довольно оригинальный метод борьбы с немецкими дирижаблями – использовать против них 76-мм полевую пушку. А чуть позже инженеры-автомобилисты смекнули, что такую пушку можно установить на колёсное самоходное шасси и создать таким образом, полноценную ЗСУ. Когда военные догадались устанавливать 76-мм пушки QF 13-pounder на «зенитный трамплин», чтобы бить по целям в небе, инженеры различных компаний, связанных с оборонной промышленностью, начали разработку собственных лафетов, которые помогали бы пушке лучше «работать» по дирижаблям. И лишь немногие осознавали, что время статичных лафетов для зенитных орудий постепенно уходит – на полях сражений нужно было некое мобильное решение, способное перекидывать подразделения между участками фронта. Одними из первых были инженеры завода Thornycroft – они придумали использовать уже готовый лафет для установки подобного орудия на корабля
Оглавление

В 1914 году, практически одновременно с началом Первой Мировой Войны, британское военное командование предложило довольно оригинальный метод борьбы с немецкими дирижаблями – использовать против них 76-мм полевую пушку. А чуть позже инженеры-автомобилисты смекнули, что такую пушку можно установить на колёсное самоходное шасси и создать таким образом, полноценную ЗСУ.

Зенитная самоходка на базе Thornycroft. Изображение в свободном доступе.
Зенитная самоходка на базе Thornycroft. Изображение в свободном доступе.

История создания

Когда военные догадались устанавливать 76-мм пушки QF 13-pounder на «зенитный трамплин», чтобы бить по целям в небе, инженеры различных компаний, связанных с оборонной промышленностью, начали разработку собственных лафетов, которые помогали бы пушке лучше «работать» по дирижаблям. И лишь немногие осознавали, что время статичных лафетов для зенитных орудий постепенно уходит – на полях сражений нужно было некое мобильное решение, способное перекидывать подразделения между участками фронта.

Готовый грузовик выглядел примерно так. Фотография в свободном доступе.
Готовый грузовик выглядел примерно так. Фотография в свободном доступе.

Одними из первых были инженеры завода Thornycroft – они придумали использовать уже готовый лафет для установки подобного орудия на кораблях, немного его модернизировать, чтобы появилась возможность придавать орудию нужные углы вертикальной наводки, после чего установили его в кузов трёхтонного грузовика Model J. Когда эту машинку «откатали» и продемонстрировали её военным, те не сказать, чтобы пришли в восторг, но сочли «зенитную самоходку» довольно интересным решением.

Но военным требовалось орудие, которое могло стрелять в небо на большие дистанции, чем это могло делать стандартное орудие QF 13-pounder. Для этого потребовалось немного изменить конструкцию орудия – сделать ствол чуть длиннее, а затвор изменили для лучшего удержания снаряда при больших углах наклона орудия. Новая пушка получила дополнительное обозначение «6 cwt».

Конструкция

Военные машины, построенные на базе гражданских моделей, несли как свои негативные, так и позитивные качества. Но давайте обо всём по порядку.

Базовый автомобиль

Создавая свой зенитный грузовик, Thornycroft решили не вносить особых изменений в конструкцию и так вроде бы отлаженного автомобиля. Единственное, что они сделали — это немного укрепили заднюю подвеску, чтобы грузовик мог «держать отдачу» зенитной пушки. В остальном это был всё тот же старый 3-тонный грузовик, со своими «детскими болезнями», массово выявлявшимися во время использования в армии.

3-тонный грузовик Thornycroft J Type. Фотография в свободном доступе.
3-тонный грузовик Thornycroft J Type. Фотография в свободном доступе.

Нет, его нельзя назвать ненадёжным — он отвечал всем требованиям к грузовикам того времени, однако эти требования формировались к гражданским моделям. В армии требования к военной технике всё-таки повыше. Но несмотря на это, только в британскую армию было поставлено свыше пяти тысяч грузовиков Thornycroft J type, что говорит о многом.

Двигатель, подвеска и ходовая часть

Как я уже говорил, в автомобиле не меняли практически ничего. Начнём с двигателя — это был всё тот же стандартный для этой модели четырёхцилиндровый рядный карбюраторный бензиновый двигатель Thornycroft L4 мощностью в 45 «лошадок». В соединении с пятиступенчатой коробкой передач (четыре вперёд, одна назад) он мог разгонять грузовик до скорости в 12 миль в час (чуть меньше 20 км/ч) при полной загрузке кузова.

Ходовая часть строилась по формуле «4х2», имела задний привод — через карданный вал передавалось вращение на главный вал заднего моста, а от него через цепную передачу на задние ведущие колёса. Задний мост — двускатный, для выдерживания больших весовых нагрузок, «подпирал» собой полуэллиптические листовые амортизаторы, усиленные в военной модели (и это, в принципе) все улучшения грузовика.

Боевое применение

Этот грузовик нельзя назвать массовым — его вооружённую версию произвели в количестве всего двадцати штук. Да и использование их было эффективным лишь на начальном этапе Первой Мировой Войны — уже спустя полгода после появления на фронте этих зенитных автомобилей, их использование признали неэффективным, и начали потихоньку менять вооружение на более мощное — пушку аналогичной модели, но уже с более тяжёлым затвором и более длинным стволом.

В бою они себя хорошо не продемонстрировали. Фотография в свободном доступе.
В бою они себя хорошо не продемонстрировали. Фотография в свободном доступе.

Поэтому нельзя назвать их боевой путь славным — они «кончились» буквально через восемь месяцев, после того, как попали на фронт. Несколько машин оставили в тыловых частях, но какая там служба? Зенитки постепенно разрушались, выходили из строя — чинить их уже, естественно, никто не собирался. Единственное, для чего сгодились уцелевшие пушки (уже без грузовиков) — создание эрзац-противотанковых самоходных батарей, которыми предполагалось вооружить народное ополчение, а также французские войска. На вооружении в то время не было ничего такого, и хоть какие-то меры принимать было нужно. Но война на Британский остров так и не пришла, да и французам эти зенитки пригодиться не успели.

Заключение

На мой взгляд, самое полезное использование этих машин — две уцелевшие единицы, с установленным вооружением сегодня служат как экспонат в двух музеях. Один из них установлен в Hampshire Cultural Trust, второй — в историческом музее в Бэйснгстоке. Более никакой пользы они принести не смогли в силу того, что не были произведены массово, а также имели действительно слабые ходовую базу и вооружение.

С вами был Историк-любитель, подписывайтесь на канал, ставьте «лайки» публикациям, впереди ещё много интересного!