Найти в Дзене

Как Джеймс Кэмерон снимал свой легендарный «Терминатор»1984 год.

Оглавление

Когда «Терминатор» вышел в кинотеатрах 26 октября 1984 года, он покорил мир.

Терминатор»… Культовый фильм 80-х. Я до сих пор хорошо помню, когда первый раз посмотрел на видеокассете у друга дома.

Он побил все рекорды просмотров, которые тогда еще вряд ли кто-то считал. Как и у всех произведений искусства или массовой культуры, которые смогли «выстрелить», попасть в десятку, стать мегапопулярными, и у этого шедевра есть своя закадровая история. И многое из истории фильма, что сейчас мы можем назвать визитной карточкой этого фильма и его самыми узнаваемыми особенностями, начиная от актеров и заканчивая известными фразами и музыкальным сопровождением, могло быть совсем по-другому.

Давайте вместе погрузимся в историю создания этого ставшего уже классическим произведения и узнаем, что происходило по ту сторону экрана.
О чём первая часть "Терминатора"

-2

Солдат Кайл Риз (Майкл Бин), который пытается спасти Сару (Линда Хэмилтон) от терминатора, в итоге влюбляется в девушку.

В постапокалиптическом будущем роботы практически истребили человечество. Когда в США была активирована "глобальная цифровая оборонная сеть" Скайнет, она начала воспринимать всех людей как угрозу безопасности и приняла решение уничтожить их. Система инициировала ядерный удар по России и погубила половину населения. Выжившие организовали сопротивление, которое возглавил Джон Коннор.

Когда наступил перелом в войне с роботами и у человечества появился шанс на победу, из 2029 года в 1984 год оправляют безжалостного киборга-терминатора, который должен убить Сару Коннор, чтобы она не родила Джона. Одна надежда Сары – это Кайл Риз, боец сопротивления, который перемещается во времени, чтобы помочь Джону Коннору всё-таки появиться на свет.

-3

Идея фильма буквально привиделась Джеймсу Кэмерону, когда в 1981 году в Риме, заканчивая съемки «Пираньи-2», он заболел лихорадкой и долгое время находился в бреду. В этом состоянии ему впервые явился жуткий образ робота с красными глазами. В соавторстве с Уильямом Вишером он написал сценарий, от которого поочередно отказался ряд крупных студий. Небольшая компания «Хемдейл» увидела потенциал в проекте и решилась профинансировать съемки, выделив 4 миллиона долларов.

-4

Актеры

Оказывается, мы могли бы никогда и не увидеть великого Арнольда Шварценеггера («железного Арни») и знаменитые на весь мир солнечные очки марка солнечных очков, которые носил герой, — Gargoyles в этой роли, потому что изначально роль Терминатора должен был играть совсем другой актер. Вначале в качестве претендента на роль Терминатора рассматривался черный актер и баскетболист О.Дж.Симпсон, однако продюсеры побоялись, что он не будет воспринят всерьез. Тогда Кэмерон стал писать роль робота под Ленса Хенриксена, поскольку решил, что терминатор должен действовать скрытно, не выделяясь в толпе.

-5

«Пригласить Шварценеггера на роль робота не представлялось возможным. Терминатор должен быть лазутчиком, незаметно проникающим к противнику, а вы не сможете не заметить в толпе Арнольда. Но красота фильмов заключается в том, что им не нужно быть логичными. Они должны быть только правдоподобными», — говорил он позднее.
В результате Арнольд получил роль терминатора, а Хенриксену досталась небольшая роль детектива Вуковича (который, кстати, по сценарию должен быть начальником участка, а на экране стал скромным подчиненным лейтенанта Трэкслера).

-6

А Арнольду Шварценеггеру предложили роль спасителя Сары Коннор Риза, которого позже сыграл Майкл Бин. Кадр из фильма «Терминатор» Фото: kinopoisk.ru Но прочитав сценарий, Арнольд понял, что ему больше всего подходит роль главного злодея — Терминатора, и наотрез отказался играть Риза. Дело дошло почти до скандала, но после разговора с Кэмероном Арнольду удалось-таки убедить последнего, что эта роль ему подходит больше и из этого может получится что-то многообещающее.

-7

Получив согласие Шварценеггера, продюсеры увеличили бюджет фильма до 6 миллионов.
Готовиться к роли Шварценеггер начал за месяц до начала съемок. Образ робота он основывал на движениях акулы: медленные и точные движения, характерный поворот головы вслед движению глаз — ничего лишнего. Также актер довел до автоматизма основные навыки обращения с оружием, разбирая и собирая его вслепую. Кроме того, Арнольд старался привыкнуть к звуку выстрелов, чтобы не моргать, нажимая на спусковой крючок. В результате его робот действует плавно, чтобы не выдать себя, но в то же время слишком механически.

После того, как был найден злодей, пришел черед и остальных персонажей. Ризом стал Майкл Бин для человека.

-8

Сейчас довольно трудно в это поверить, но изначально в роли спасителя Сары Кайла Риза создатели фильма хотели видеть британского певца Стинга, однако последний отказался от этой роли из-за участия в более крупном проекте. Кроме него на эту роль было очень много претендентов, среди которых были Брюс Спрингстин, Томми Ли Джонс, Микки Рурк, Мел Гибсон и Брюс Уиллис. В свою очередь, Майкл Бин тоже мог и не получить эту роль по глупой случайности. В день прослушивания у него были еще одни пробы, в течение которых он три часа должен был говорить с южным акцентом. Эта привычка настолько въелась, что, придя на прослушивание, он не смог сразу перестроиться, и ему чуть было не отказали по этой причине. Хотя к его игре у создателей фильма не возникло никаких претензий.

-9

Майкл очень тонко прочувствовал доставшуюся ему роль. В его понимании Кайл Риз должен был быть очень многогранным, чувствительным и ранимым, способным на подвиг спасения человечества и идущим в неизвестность, следуя только зову своего сердца, не зная наверняка, что его ждет… Майкл старался увлечь зрителя именно за счет глубины характера и вместе с тем самоотверженности своего героя. Исполнительница главной героини Сары Коннор Линда Гамильтон была на тот момент никому не известной и достаточно неопытной актрисой, и во многом успех ее роли смог состояться благодаря поддержке ее партнера Майкла Бина… Хотя роль давалась ей с трудом и на съемках Джеймс Кэмерон был иногда достаточно строг и даже доводил ее до слез. Многие будут удивлены, узнав, что изначально в «Терминаторе» не было предусмотрено никаких постельных сцен. Отношения Кайла Риза и Сары Коннор не должны были выходить за рамки отношений нуждающейся в спасении девушки и ее телохранителя, но под давлением продюсеров Кэмерон немного изменил сюжет и Кайл Риз стал отцом будущего спасителя человечества Джона Коннора.

-10

На роль Сары рассматривалось огромное количество претенденток начиная от Бриджит Фонды и Дженифер Джейсон Ли и заканчивая Деброй Уингер. В итоге, как мы все знаем, самую главную роль в своей карьере получила Линда Хэмилтон.

-11

Как это снято — «Терминатор»

Съемочный период

Съемкам «Терминатора» предшествовал длительный подготовительный период, затянувшийся из-за участия Арнольда Шварценеггера в «Конане-разрушителе». Вынужденный простой в 9 месяцев позволил в мельчайших деталях продумать съемочный процесс. К примеру, за это время Джеймс Кэмерон собственноручно подготовил сториборды и цветные раскадровки всей картины. В итоге, съемки «Терминатора» прошли с перерывами с марта по июнь 1984 года в различных местах округа Лос-Анджелес. Поскольку стилистика картины тяготела к немецкому экспрессионизму и нуару, большая часть натурных съемок, в том числе экшн-сцен, проводилась в темное время суток, что сильно ограничивало длительность смен.

-12

Сжатые сроки и ограниченный бюджет не всегда позволяли озаботиться получением разрешения на съемку, что порой приводило к неприятным встречам с полицией. Нехватка средств отразилась и на группе – по словам Джеймса Кэмерона, вопреки общему энтузиазму, по ходу съемок присутствующий на площадке коллектив становился все меньше. К примеру, самой последней снимали сцену, в которой Терминатор разбивает боковое стекло автомобиля и крадет его. Участвовали в этом лишь двое: Кэмерон и Шварценеггер.

-13

Несмотря на тщательную подготовку, во время пост-продакшна возникла необходимость досъемки некоторых сцен. К примеру, были досняты некоторые кадры в знаменитом эпизоде расправы Терминатора с подругой Сары – квартира, где изначально проходили съемки, была уже недоступна, и элементы ее интерьера пришлось восстанавливать в павильоне.

-14

Операторская работа

Над «Терминатором», как впоследствии и над его сиквелом работал оператор Адам Гринберг. Признанный к тому времени мастер жанра экшн, Гринберг славился умением привнести в изображение долю психологизма. Поскольку финансирование проекта было весьма скромным, для создания выразительных кадров Гринбергу часто приходилось прибегать к нестандартным приемам. К примеру, из-за того, что группа не могла позволить себе арендовать операторскую тележку и рельсы, Гринберг брал ручную камеру и снимал, сидя в движущейся инвалидной коляске. Среди других приемов, к которым Гринберг прибегал для того, чтобы подчеркнуть опасность, исходящую от героя Арнольда Шварценеггера, – расположение камеры под острым углом снизу от него.

оператор Адам Гринберг
оператор Адам Гринберг

Эмоциональное восприятие фильма во многом определяется цветовой палитрой, составленной преимущественно из контрастных оттенков красного и голубого. Значение цветов при этом трактуется по-разному, в зависимости от контекста. Светло-голубой может быть как символом пост-апокалиптического будущего, если речь идет о холодном свете металла, так и символом надежды, если, скажем, вспомнить финальные кадры грозового неба. Красный, с одной стороны, сообщает об опасности, например, глаза Терминатора, а с другой стороны, как бы напоминает о силе человеческого духа, неугасимого, подобно огню в катакомбах выживших людей будущего.

Особая роль в картине отведена рапиду. По словам Кэмерона, применение замедленного изображения в сцене перестрелки в клубе, когда происходит первая встреча трех центральных героев, с одной стороны позволило подчеркнуть механическую, неестественную природу Терминатора, а с другой – уподобило действие видению или сну. Последнее было особенно важно, учитывая, что идея фильма была навеяна приснившимся Кэмерону кошмаром.

-16

Другой прием, регулярно повторяющийся в картине – субъективная камера. Кадры, снятые как бы от лица героев, работают на идентификацию зрителя с героями, причем с каждым по очереди. Конечно, самые запоминающиеся в этом плане – алые монохромные кадры взгляда самого Терминатора. Снятые с помощью фильтров с последующим наложением кода Apple II, они позволяют глубже понять героя, чье восприятие мира отличается от человеческого, и для которого, соответственно, не существует свойственных людям представлений о правилах и нормах.

-17

Спецэффекты

«Терминатор» – один из последних киношедевров эпохи аналоговых спецэффектов, на смену которой вскоре пришла эра компьютерной графики, породившая того же «Терминатора 2». И хотя некоторые эффекты первой части франшизы сегодня утратили свою зрелищность, они по-прежнему подкупают своей архаической наивностью. Кроме того, они доказывают, что создать толковый экшн или фантастику вполне возможно и за две копейки, лишь бы была смекалка. Спецэффекты «Терминатора» можно разделить на две разновидности: те, что создавала студия Стэнли Уинстона, а это аниматроника, манекены и пластический грим; и те, над которыми работала студия Fantasy II – миниатюрные съемки, stop motion, графика.

-18

Грим

Отталкиваясь от набросков Джеймса Кэмерона, Стэнли Уинстон разработал убедительный пластический грим, изображавший порванную обугленную кожу, открытые металлические челюсть и череп Терминатора. На нанесение этого грима ежедневно в течение пяти недель уходило около трех часов. С учетом нанесения других видов грима, в общей сложности за время съемок Шварценеггер провел в гримерном кресле почти 6 суток.

-19
-20

Аниматроника и манекены

Для воплощения на экране Терминатора без человеческой оболочки было создано несколько типов эндоскелетов. Для кадров, где он появляется во весь рост, подготовили целый прямостоящий металлический скелет в натуральную величину.

-21

Для сцены взрыва Терминатора был изготовлен такой же скелет из безопасного полиуретана. Для средних и крупных планов робота была сделана натуральной величины механическая верхняя часть туловища. Это была серьезная конструкция, на разработку которой ушел год. Она состояла из тысячи подвижных деталей и весила целых 82 кг. Во время съемки этот скелет носили на себе два члена съемочной группы. Еще двое с помощью рычагов осуществляли движения рук и головы Терминатора.

-22
-23

Также были отдельно изготовлены металлические руки и ноги и увеличенная копия лицевой части скелета, которую использовали для крупных планов глаз. Глаза были сделаны очень просто – из обычных фотографических линз с кольцевой диафрагмой.

-24
-25

Что касается непосредственно черепа, то Уинстоном было разработано множество вариантов, однако в итоге выбрали самый первый, нарисованный Кэмероном.

-26

Помимо скелетов, Уинстоном были сделаны два силиконовых манекена, копировавших Шварценеггера. На их создание потребовалось шесть недель труда семи художников. Один манекен предназначался для знаменитой сцены с вырыванием глаза. Другой – для сцены погони на грузовике.

-27

Stop motion

В ряде сцен, к примеру, когда Терминатор выходит из огня, движения робота показаны с помощью stop motion анимации, то есть покадровой съемки небольших изменений в движении. Для этого специалистом по визуальным эффектам Дугом Бесвиком было создано несколько полуметровых кукол Терминатора, копировавших те, что были разработаны Уинстоном.

-28

Миниатюрные съемки

Впечатляющий постапокалиптический мир будущего, в котором люди ведут неравный бой с машинами, в действительности был создан на платформе площадью в 5-6 метров. На ней из пластика, картона и фольги выстроили мелкомасштабный макет разрушенных зданий. Достоверности удалось добиться с помощью метода перспективного совмещения, когда разного масштаба объекты, в данном случае стены дома, танк и черепа, снимаются под таким углом, что кажутся соразмерными.

-29
-30

Для того чтобы добиться внушительности движения танков, вновь использовался рапид. Миниатюрные модели снимались в ускоренном режиме, и при нормальной скорости проекции создавалось ощущение движения обычного танка.

-31

Также с помощью макетов сделали прославленную сцену взрыва бензовоза. Специально для нее были изготовлены миниатюрные, масштабом 1:6 копии локации и грузовика. Полутораметровая реплика автомобиля была начинена 42 зарядами, которые должны были взрываться последовательно, от конца цистерны к кабине.

-32
-33

Для эпичности взрыв также снимали с ускоренной частотой тремя камерами. Сделать сцену удалось только со второго дубля, причем на подготовку каждого ушло по несколько дней. Здесь же добавим, что миниатюрным взрывам, разумеется, не хватало зрелищности. Чтобы ее усилить,  пиротехнические эффекты подсвечивались лампочками, окрашенными в оранжевый цвет. Облако, возникающее от взрыва, делали с помощью арахисовой пыли.

-34

Рирпроекция

Еще один важный спецэффект, использованный в фильме – рирпроекция, то есть съемка объекта на фоне экрана, на который проецируется ранее отснятый материал. Технология использована в сцене сражения в будущем – герои пробираются по руинам, а на них движется танк.

-35

Другой пример – Сара убегает от взрывающегося грузовика.

-36

Другие спецэффекты

Особое внимание стоит уделить использованию дыма в кадре. Помимо того, что это явление очень кинематографично и создает особую тревожную атмосферу, оно позволяет скрадывать нежелательные детали. К примеру, в миниатюрных съемках мира будущего дым создает иллюзию обширного пространства и скрывает детали грубо сделанного летательного аппарата, подвешенного на тросы.

-37

Интересно, что в натурных сценах дым не был запланирован и возник не благодаря усилиям съемочной группы. Дело в том, что из-за нашествия каких-то насекомых на Лос-Анджелес, по округу распрыскивали химикаты, следы от которых и попадали в кадр. Другой пример – дым, исходящий от Терминатора. Для получения этого эффекта одежду Шварценеггера обливали специальной кислотой, раздражавшей актера ужасным запахом.

-38

Наконец совсем просто был создан дым в кадрах гибели Терминатора под прессом – член съемочной группы просто раскурил рядом сигаретку. Кстати, этот кадр в целом поражает соотношением эффектности и элементарности исполнения. Половинки сдавливающего пресса были сделаны из пенопласта, покрашенного под металл, гибнущего Терминатора заменила плотная фольга, а в качестве глаза использовали регулируемую красную лампочку. Вот такая магия кино.

-39

Трюки

Большая часть трюков Терминатора была выполнена Шварценеггером самостоятельно. В том числе он сам перепрыгивал автомобили, катался на капоте машины и собственноручно разбивал настоящие стекла. Наибольшую сложность в этом плане вызвала сцена, в которой Терминатор, находясь на капоте несущегося автомобиля, рукой пробивает лобовое стекло. В действительности машина стояла на месте, а эффект движения был создан с помощью проехавшего рядом грузовика с прикрепленной бутафорской стеной. Лобовое стекло Шварценеггер разбил настоящее, но для этого понадобилось укрепить его руку металлической накладкой с гидравлическим приводом.

-40

Музыка

Музыка к фильму была написана композитором Брэдом Фиделем уже на основе готового фильма, и во многом стала результатом эксперимента. Фидель работал одновременно с несколькими синтезаторами и сэмплерами, на которых зацикливал различные ритмы и мелодии. Наиболее удачным ему показался ритмичный рисунок со сложным размером 13/16 и минорной темой. По словам продюсера фильма Гейл Энн Херд, мелодия отлично передавала «механическую природу героя». Главная тема была записана без сведения, вживую, с помощью 10-голосного синтезатора, сэмплера и чугунной сковородки, издававшей характерный металлический звон.

-41

Первый «Терминатор» был сделан едва ли не на коленке и сначала позиционировался как фильм категории «В», нацеленный на подростков. Однако в итоге на экраны вышел настоящий культурный феномен, один из «киностолпов» второй половины XX века, почитаемый во всех частях света.

Кассовые сборы фильма «Терминатор» (1984) составили 78,3 миллиона долларов. Из них в США картина собрала 38,4 миллиона долларов, а в других странах — 40 миллионов долларов

Слово «Терминатор» стало нарицательным, Шварценеггер наконец разучил как правильно произносить «I`ll be back» чтобы радовать многократно выросшую армию своих фанатов. Авторство фразы принадлежит самому Арнольду, правда, в сценарии она звучала несколько по-другому: «I`ll come back», но актер переделал ее. Впоследствии она стала очень популярна и неоднократно занимала высокие места в рейтингах цитат. Фраза стала визитной карточкой самого Шварценеггера, он произносит ее в одиннадцати своих фильмах и часто использует в публичных выступлениях.

-42

Фильм до сих пор служит примером того, как благодаря упорству, таланту и убежденности в своих силах, можно снять один из определяющих фильмов поколения невзирая на мизерные ресурсы и отсутствие у окружающих веры в проект. Режиссёр Джеймс Камерон смог создать этапное произведение в мировой кинофантастике, прекрасный образец напряжённого безостановочного действия, которое не отпускает зрителей буквально ни на секунду. Камерон точно ощутил и до конца выдержал необходимый стремительный ритм и темп действия, проявил недюжинную фантазию, удивляя неожиданными поворотами сюжета.

-43

А потом, в самом начале 1990-х, вышел «Терминатор 2: Судный день». Одно из немногих исключений, когда продолжение получилось не хуже оригинала. То было пиршество новейших компьютерных достижений с огромным по сравнению с первой частью бюджетом. Но это уже совсем другая история…

P.S Надеюсь машины не встанут против человечества в будущем)

Спасибо за внимание мой дорогой читатель.

Ставим лайк и подписываемся на канал КиноМагия погружение в мир искусства , что бы не пропустить интересные публикации Вам не трудно, а мне приятно.

Также будет Вам интересно: