Найти в Дзене
Дом Римеоры

Две загадки предела Ходжсона

План Даллеса не существует, но действует. народное Кризис предела Ходжсона (понятие которого Сергей Переслегин вводит в этой лекции) представляет собой весьма странное явление. Сам предел объективен и связан с онтологическими противоречиями, сложившимися в системе знания. Осознать и прожить его способен человек, преодолевший предел Лейбница, т.е. овладевший всем имеющимся знанием. Но таких-то людей в обществе и нет! А если бы и были - это товар штучный. В этих условиях мы должны были бы увидеть массы интеллектуалов, неспособных продвинуть границу знания вперёд, разочаровавшихся, спивающийся, а чаще — занимающихся фиктивной "как бы наукой". Может быть — нескольких печальных мудрецов, которые понимают, куда попало общество, но не могут передать это понимание остальным. Вместо этого мы видим массовый мировоззренческий слом, апологию кошмаров и суицидальные настроения в масштабах всего общества (а как ещё назвать сдвоенную мировую войну ХХ столетия)? Так возникает проблема передаточных

План Даллеса не существует, но действует.
народное

Кризис предела Ходжсона (понятие которого Сергей Переслегин вводит в этой лекции) представляет собой весьма странное явление. Сам предел объективен и связан с онтологическими противоречиями, сложившимися в системе знания. Осознать и прожить его способен человек, преодолевший предел Лейбница, т.е. овладевший всем имеющимся знанием. Но таких-то людей в обществе и нет! А если бы и были - это товар штучный.

В этих условиях мы должны были бы увидеть массы интеллектуалов, неспособных продвинуть границу знания вперёд, разочаровавшихся, спивающийся, а чаще — занимающихся фиктивной "как бы наукой". Может быть — нескольких печальных мудрецов, которые понимают, куда попало общество, но не могут передать это понимание остальным. Вместо этого мы видим массовый мировоззренческий слом, апологию кошмаров и суицидальные настроения в масштабах всего общества (а как ещё назвать сдвоенную мировую войну ХХ столетия)?

Так возникает проблема передаточных механизмов для кризиса Ходжсона, которую можно сформулировать в виде двух вопросов:

  1. Как учёные могут прочувствовать предел Ходжсона, если их специальных познаний не хватает, чтобы овладеть всеми сторонами соответствующего онтологического разрыва?
  2. Как простые люди (в первую очередь, люди искусства и управленческие элиты) могут прочувствовать предел Ходжсона, если они, как правило, не осознают границ познания и не интересуются ими?

Можно постулировать наличие некоторой объединяющей сущности - вроде юнговского коллективного бессознательного. Это простой путь, но я, убоявшись бритвы Оккама, хотел бы поговорить здесь о вещах более понятных и осязаемых.

Для начала приведу несколько рисунков.

Это граница знаний общества:

-2

Обычный человек, в том числе высокопоставленный, знает немного обо всём, поэтому граница его знаний существенно у́же:

-3

Учёные обладают глубокими познаниями в своей предметной области. Поскольку же "специалист подобен флюсу", в ряде других областей его познания отстают от таковых у среднего человека:

-4

Специалистов много, и вместе их области компетенции формируют тот самый круг знания, которым владеет общество:

-5

Однако мы пишем о пределе Ходжсона. Следовательно, система знания у нас - это не ровный красивый круг. Его пересекают разрывы, трещины и перекрывающиеся области онтологических конфликтов:

-6

Иногда такой конфликт проходит прямо по области компетенции одного человека — как у того товарища, отмеченного красной стрелкой. В ХХ столетии в подобную ситуацию попал Альберт Эйнштейн. (А что сделали бы вы, если бы прославились теорией относительности, а Нобелевку получили за фотоэффект?)

Но такие удачи — редкость. Чаще проживание предела Ходжсона (которое далеко не всегда можно назвать "осознанием") происходит при попытке перейти в чужую область компетенции и во взаимодействии с другими людьми. Об этом мы поговорим в следующий раз.

P.S. Читатель может спросить, почему вместо красивых овалов я нарисовал от руки неровные кляксы? Сделано это сознательно, ибо области компетенции действительно сложны и причудливы.

© Николай Килячков

2019

Иллюстрация в начале статьи: гравюра с изображением лиссабонского землетрясения 1755 года.