Найти в Дзене
Дом Римеоры

Чёрные дыры и немного кубизма

Начнём с картины. Эти милые девушки с формами несколько более угловатыми, чем свойственно человеку - знаменитые "Авиньонские девицы" Пабло Пикассо. Картина была выставлена в 1907 году и сразу стала сенсацией. С неё ведёт историю одно из главных направлений современного искусства - кубизм. Кубисты подводили под свои новаторские работы теоретическое обоснование. Чтобы узреть объект целиком, нужно показать его со всех сторон сразу. Искорёженные люди и предметы на картинах кубисты не искажены - они развёрнуты. Говорят, что Пикассо взял за основу изобразительный подход Поля Сезанна. Возможно, однако Сезанн не стремился развернуть свои геометрически-весомые формы на плоскости. И школы после себя он тоже не оставил. Рассмотрим ещё одно изображение: Это вид чёрной дыры вблизи, как его рассчитала команда Кипа Торна для фильма "Интерстеллар". Самой чёрной дыры мы не видим, а видим аккреционный диск из вещества, падающего на неё. Слева левая часть диска, справа - правая, по центру - передняя, а

Начнём с картины. Эти милые девушки с формами несколько более угловатыми, чем свойственно человеку - знаменитые "Авиньонские девицы" Пабло Пикассо. Картина была выставлена в 1907 году и сразу стала сенсацией. С неё ведёт историю одно из главных направлений современного искусства - кубизм.

Кубисты подводили под свои новаторские работы теоретическое обоснование. Чтобы узреть объект целиком, нужно показать его со всех сторон сразу. Искорёженные люди и предметы на картинах кубисты не искажены - они развёрнуты.

Говорят, что Пикассо взял за основу изобразительный подход Поля Сезанна. Возможно, однако Сезанн не стремился развернуть свои геометрически-весомые формы на плоскости. И школы после себя он тоже не оставил.

Рассмотрим ещё одно изображение:

-2

Это вид чёрной дыры вблизи, как его рассчитала команда Кипа Торна для фильма "Интерстеллар". Самой чёрной дыры мы не видим, а видим аккреционный диск из вещества, падающего на неё. Слева левая часть диска, справа - правая, по центру - передняя, а тонкий ободок вокруг дыры - это задняя часть диска. Верхнее полукружие представляет собой её верхнюю половину, а нижнее, соответственно, нижнюю. Гравитация чёрной дыры настолько чудовищно велика, что свет от задней части диска огибает её и приходит к нам. Таким образом, мы видим аккреционный диск со всех сторон сразу.

Ничего не напоминает?

Можно сказать, что кубисты показывают людей и предметы, которые находятся в предельно искажённом пространстве. По сложившейся традиции значительную часть их работ составляют женские образы. Не думаю, что это от склонности к садомазохизму (хотя многочисленные жёны и любовницы Пикассо, наверное, могли бы поспорить). Просто, чтобы живописнее показать эффекты, возникающие на горизонте событий чёрной дыры, нужно кинуть туда блондинку - это и Кип Торн понимает.

Это Пикассо. Он смотрит на тебя из окрестностей горизонта событий и недоволен тобой (работа Хуана Гриса, 1912 год).
Это Пикассо. Он смотрит на тебя из окрестностей горизонта событий и недоволен тобой (работа Хуана Гриса, 1912 год).

Оставим на время наши весёлые картинки и вернёмся к тому, на чём закончили предыдущую статью. Кризис Ходжсона связан с онтологическими противоречиями в структуре знания, но как отдельный человек может обнаружить его? Мне видятся три варианта.

Первый можно назвать междисциплинарным переходом. Он происходит, когда специалист в одной области стремится понять другую и работать в ней. Выглядеть это может так:

-4

Или так:

-5

Или даже так:

-6

На деле, разумеется, области индивидуального знания обычно не получаются такими разорванными. Структура знания многомерная и в ней можно построить много непрерывных ареалов. Однако междисциплинарный переход непременно связан с недопониманием. Обычно, это проявляется в противоречиях между установками, приобретёнными в прежней области специализации, и фактурой новой (и если факты противоречат установкам - тем хуже для фактов). Однако возможно и осознание объективных онтологических противоречий, и даже попадание в область нового и иного.

В конечном итоге это дело вероятностное. Если взять множество учёных, посадить их за компьютеры и заставить писать случайные научные статьи не по специальности, то в конце концов кто-то из них сможет и осознать предел Ходжсона и даже, наверное, его преодолеть. Вопрос, сколько тысяч или миллионов лет на это понадобится. :-)

Второй вариант можно назвать популяризацией - в самом широком смысле этого слова. Возникает он, когда учёный стремится донести до простых людей - неспециалистов, чем он занимается [1], или когда кто-то из простых людей хочет понять, над чем сейчас работает наука [2]. На этом пути возникает ряд вполне определённых искажений.

-7

Упрощённо излагаются методы. Часто умалчиваются альтернативные точки зрения и спорные вопросы. Почти всегда опускаются философские основания и границы применимости. Однако главное искажение здесь, на мой взгляд, другое: хорошая популяризация всегда рассказывает историю. Потому некоторые концепты популяризовать без существенных искажений практически невозможно. Так, например, происходит с биологической эволюцией. Процесс этот, как его описывает современная наука, слишком медленный для восприятия. Поэтому в популярном изложении его приходится либо ускорять, словно речь идёт о смене моды на бороду и усы (как в книге моего детства "Когда человека не было" — хорошо хоть автор, Дмитр Ангелов, об этом честно рассказал в предисловии), либо ронять на матушку-Землю очередной булдыган из космоса (и выпускать на экраны треш-боевик "Последний день динозавров").

Характерная иллюстрация к книге "Когда человека не было": родители убегают от медведя на четвереньках, сын - уже на двух ногах.
Характерная иллюстрация к книге "Когда человека не было": родители убегают от медведя на четвереньках, сын - уже на двух ногах.

Но есть в этом и светлая сторона: в формате сюжетной истории онтологические противоречия сильнее бросаются в глаза. Пока вы обсчитываете движение элементарных частиц при помощи головоломных формул, вы можете не думать, что всё это значит. Если же вы рассказываете историю про человека, который вернулся в прошлое и убил своего дедушку, отвертеться от парадокса не удастся.

И тут всплывает тема научной фантастики. Фантастика вообще хороший инструмент популяризации, но в зонах разрывов и парадоксов этот инструмент - единственно адекватный. Потому в тех областях, где важно донести достижения переднего края науки, возникает фантастика, сначала сугубо научно-техническая, потом - более гуманитарная и философская. По мере этого соответствующие научные дисциплины (в идеале) "приближаются" к человеку и ставятся, насколько возможно, в более широкий культурный контекст. И онтологические противоречия, не замечавшиеся в ходе собственно научной работы, становятся явными.

В этой связи следует отметить, что волна нового российского просветительства 2010-х не породила своей научной фантастики, что странно. На Западе, насколько я понимаю, это не так. Остаётся предположить, что собственно элемент познания в нашем нынешнем просветительстве не слишком существенен. Куда важнее элемент моды, секты и борьбы с "чужими" (лжеучёными). Или же просто время ещё не пришло. Где вы, русские Питеры Уоттсы? [3]

Два вышеописанных способа распространения онтологических противоречий с переднего края знаниевой структуры на всё общество характеризуются двумя ключевыми признаками: они вызваны стремлением некоторых людей выйти за пределы области своих личных знаний и сопряжены с искажениями знаний. Искажения тут, пожалуй, неизбежны, ибо вызваны огромными объёмами информации, которые требуется освоить. Если такого рода искажений не возникает, значит общество не столкнулось с пределом Лейбница, а у нас явно не тот случай. Но всегда ли необходимо чьё-то сознательное стремление выйти за пределы своей компетенции?

Думается, что нет.

Тут мы приходим к третьему и, на мой взгляд, самому интересному способу передачи онтологических противоречий - пути метафоры.

Слово "метафора" здесь можно понимать по-разному, но я имею в виду, в первую очередь, социолингвистическое значение: некоторое словесное обрамление, которое вводит новые и не совсем ясные для нас значения в понятный и знакомый контекст. Такие метафоры широко применяются в пропаганде и рекламе.

Образец советской пропаганды, насыщенный метафорами. Тут и реальные стройки, и аллюзия на строительство коммунизма, и метафора войны ("удар"), и метафора преступления ("поджигатели"). Прям не плакат, а хайку какое-то!
Образец советской пропаганды, насыщенный метафорами. Тут и реальные стройки, и аллюзия на строительство коммунизма, и метафора войны ("удар"), и метафора преступления ("поджигатели"). Прям не плакат, а хайку какое-то!

И тут мы замечаем, что в начале ХХ века не только физики и авангардисты были озабочены искажением пространства...

Есть такие карты, где единица длины на изображении соответствует не единице длины на местности, а какой-то другой величине. Например, времени, которое требуется, чтобы данное расстояние проехать. Такие карты выглядят причудливо искажёнными. Но вряд ли имеется в нашей истории место и время, где подобные искажения были больше, чем на позиционных фронтах Первой мировой войны.

Люди приходили на призывной пункт, садились на поезда, за считанные дни пересекали чуть ли не всю страну - а после этого многие месяцы не могли преодолеть какой-то километр местности, который из окопов было просто видно. Гремела артиллерия, земля, здания и деревья превращались в грязь, гибли товарищи - а цель оставалась столь же недостижимой. Для внешних наблюдателей казалось, что продвижение по каким-то причинам замедлилось, и они не могли найти этому объяснения. Вернувшимся на побывку солдатам иной раз доводилось услышать этих наблюдателей:

"Затем он начинает объяснять, где надо подготовить прорыв во Франции, и попутно обращается ко мне:

— А вам, фронтовикам, надо бы наконец отказаться от вашей позиционной войны и хоть немножечко продвинуться вперед. Вышвырните этих французишек, тогда можно будет и мир заключить.

Я отвечаю, что, на наш взгляд, прорыв невозможен: у противника слишком много резервов. А кроме того, война не такая простая штука, как некоторым кажется.

Он делает протестующий жест и снисходительным тоном доказывает мне, что я в этом ничего не смыслю.

— Все это так, — говорит он, — но вы смотрите на вещи с точки зрения отдельного солдата, а тут все дело в масштабах. Вы видите только ваш маленький участок, и поэтому у вас нет общей перспективы. Вы выполняете ваш долг, вы рискуете вашей жизнью, честь вам и слава, — каждому из вас следовало бы дать "железный крест", — но прежде всего мы должны прорвать фронт противника во Фландрии и затем свернуть его с севера.

Он пыхтит и вытирает себе бороду.

— Фронт надо окончательно свернуть, с севера на юг. А затем — на Париж!

Мне хотелось бы узнать, как он это себе представляет, и я вливаю в себя третью кружку. Он тотчас же велит принести еще одну.

Но я собираюсь уходить: Он сует мне в карман еще несколько сигар и на прощание дружески шлепает меня по спине:

— Всего доброго! Надеюсь, что вскоре мы услышим более утешительные вести о вас и ваших товарищах."

Э. М. Ремарк "На западном фронте без перемен"

Поэтому, когда выжившие солдаты Первой мировой вдруг слышали, что где-то имеются чудовищные объекты, которые искажают вокруг себя пространство, перемещение вблизи которых требует невообразимых затрат энергии, а время, с точки зрения внешнего наблюдателя, замедляется, - они, в общем, понимали, о чём идёт речь.

Фронт под Ипром, 26 октября 1917 года. Не хватает только чёрной дыры Гаргантюа, нависающей над горизонтом.
Фронт под Ипром, 26 октября 1917 года. Не хватает только чёрной дыры Гаргантюа, нависающей над горизонтом.

Передача онтологических противоречий посредством метафор, на мой взгляд, является самым быстрым и всеобъемлющим способом их распространения. Они не требуют волевого решения. Просто в какой-то момент интеллектуальные и художественные элиты начинают так говорить. От них это поветрие подхватывают элиты политические и экономические. А заговорив определённым образом, они начинают несколько иначе принимать решения, которые обрушиваются на широкие массы населения. И профессиональные проблемы интеллектуалов быстро становятся частью массового опыта.

© Николай Килячков

2019

Примечания:

[1] Как то же Кип Торн, который не один год окучивал голливудских продюсеров с идеей "Интерстеллара".

[2] Здесь хотел бы заметить, что авторы англо-американской литературы сверхъестественного ужаса были достаточно подкованы в достижениях науки своего времени, хотя из их произведений это неочевидно. В своё время я в рассказе "Хребты безумия", к своему удивлению, наткнулся на такую фразу:

"Чередование геологических эпох и связанные с ним перемены были с поразительной яркостью представлены на резных картах и барельефах. Кое в чем наши научные представления оказались ошибочными, но встречались и подтверждения некоторых смелых гипотез. Как я уже говорил, именно здесь, в этом невероятном месте, мы убедились в правоте Тейлора, Вегенера и Джоли, предположивших, что все континенты суть части бывшего единого антарктического материка, оторвавшиеся от него под действием мощных центробежных сил и дрейфовавшие в разные стороны по вязкой поверхности земной мантии. Это подтверждалось и очертаниями Африки и Южной Америки, а также направлениями главнейших горных цепей".

Рассказ, если что, был написан в 1931 году. И хотя теорию континентального дрейфа Вегенер впервые изложил в 1912 году, и на момент написания рассказа она проходила по категории паранауки, несмотря на свою перспективность и внушительную аргументацию. Для того, чтобы обратить на неё внимание и изящно вставить в своё повествование, следовало быть, что называется, "в теме".

[3] Прослушивание этой беседы навело меня на более простую мысль о том, что я этой фантастики просто не знаю. Однако не следует отвергать и первое впечатление: популяризация науки вещает из каждого утюга, тогда как связанную с ней фантастику приходится вспоминать специально.