23 февраля 2025 года/
В 2023 году на Москве-реке возобновилось движение рейсового речного транспорта. Первый маршрут электросудов проложен от Киевского вокзала в Фили и вполне может быть востребованным туристами для обзорных экскурсий, а второй маршрут ЗИЛ - Печатники не изобилует достопримечательностями и предназначен в первую очередь для поездок жителей многочисленных новостроек. Этот фотоальбом представляет взгляд с Москвы-реки на современную архитектуру новых районов, растущих на месте бывших промышленных зон.
Регулярное движение судов по Москве-реке открылось ещё в XIX веке, однако проезд на пароходах частных компаний обходился недёшево и тогда водным транспортом пользовались преимущественно люди состоятельные. При советской власти речное судоходство оказалось интегрировано в систему городского транспорта: в 1931 году на Космодамианской набережной открылся речной вокзал, с которого суда отправлялись в Дорогомилово, на пристанях поставили деревянные павильоны, Московская судоверфь строила небольшие теплоходы - «речные трамваи», а тарифы стали доступными для горожан.
На фото: экспонаты выставки на Южном речном вокзале
Конструкция теплоходов совершенствовалась, открывались новые маршруты и для жителей, к примеру, Строгино или Крылатского, тогда ещё не вошедших в состав Москвы, речные трамваи стали незаменимым видом транспорта. Лишь в семидесятые годы, когда через реку перекинули новые автомобильные мосты, а метро дотянулось до окраин, горожане отдали предпочтение более удобным маршрутам поездок. Тем не менее, рейсовые теплоходы ходили по Москве-реке вплоть до девяностых годов, пока пассажирские перевозки по воде не стали совершенно убыточными.
Нынешнее возрождение рейсового водного транспорта связано со строительством прибрежных жилых районов на месте промзон и появлением экономичных технологий. Перспективы этой затеи пока туманны, в новой истории столичного транспорта можно вспомнить несколько неординарных решений: Монорельсовая транспортная система, электрификация Московской Окружной железной дороги, Московские центральные диаметры и Большая кольцевая линия метрополитена. Пока лишь монорельс не оправдал ожиданий и оказался «дорогой в никуда».
На регулярных речных маршрутах используются отечественные электросуда типа Ecobus, произведённые на верфях в Ленинградской области. Электросудно рассчитано на 42 посадочных места, в салоне с панорамными окнами предусмотрен климат-контроль (как показала практика, не слишком эффективный в жаркую погоду), туалет, медиаэкраны. На плавучем причале во время стоянки аккумулятор примерно за 15 минут заряжается с запасом хода до 200 километров. Это суда ледового класса, которые могут эксплуатироваться на Москве-реке круглый год, но в связи с зимней навигацией салон полностью герметичен и летом это большой недостаток - доступ на служебную открытую палубу запрещён и пассажирам не хватает свежего ветерка. По вопросу наименования новых судов организаторы перевозок решили посоветоваться с москвичами и на проекте «Активный гражданин» провели голосование: выбор был сделан в пользу названий московских речек - Синички, Пресни, Химки, Фильки, Сходни, Яузы и других.
Прибрежные окрестности второго маршрута электросудов подробно представлены в предыдущих фотоальбомах «Город на память» - в самом конце закреплены кнопки со ссылками на них, а также есть кнопки алфавитного указателя и интерактивной карты, которыми легко воспользоваться для поиска интересующего сюжета.
Некоторые фотоальбомы сняты больше десяти лет назад и пришла пора с новых ракурсов зафиксировать произошедшие с тех пор перемены. Второй московский маршрут электросудов состоит из девяти остановочных пунктов: Печатники - Коломенская набережная - Нагатинский затон - Южный речной вокзал - Кленовый бульвар - Затон Новинки - Нагатинский - Автозаводский мост - ЗИЛ.
Пассажирский причал ЗИЛ и строящийся жилой комплекс «ЗИЛАРТ». Для более плотной застройки вдоль набережной Марка Шагала использован квартальный принцип со взаимно перпендикулярными улицами, который в современной Москве выглядит анахронизмом. При этом инвесторы не стали экономить на архитектуре и привлекли к проектированию несколько архитектурных бюро, предложивших оригинальные индивидуальные проекты.
Причал Автозаводский мост установлен возле Академии водного транспорта, на этом месте в 1937 году открылся первый деревянный Южный речной вокзал. Позднее вокзал переместился в новое здание, построенное ниже по течению реки.
Смотрите старые фотографии. Южный речной вокзал. 1936-1940 гг.:
В проекте «Город на память» использованы только авторские фотографии, а с ретроснимками в качестве дополнительных материалов можно ознакомиться по ссылкам на сайт-агрегатор старых фотографий pastvu.com.
Складские здания Банкирского Дома братьев Рябушинских, построенные вблизи товарной станции в 1915 году, занимает бизнес-центр. В процессе реконструкции склада в глухих фасадах прорублены окна.
На правом берегу Москвы-реки сохранившиеся исторические здания сиротливо прячутся у подножия новостроек.
Причал Нагатинский расположен за Даниловским мостом Московской Окружной железной дороги, по которой в индустриальную эпоху сырьё и грузы доставлялись на московские заводы. После электрификации дороги по ней вместо товарных составов стали курсировать электропоезда, а привычная прежде аббревиатура МОЖД поменялась на МЦК.
Промышленные грузы и сырьё доставлялись не только по железной дороге, но и по воде. На Нагатинской набережной сохранился причал комбината «Мосинжбетон» - песок краном выгружался с баржи и по подземному транспортёру доставлялся на комбинат.
Зиловские просторы осваивают несколько инвесторов, на участке «ЗИЛ-Юг» возводятся корпуса жилого комплекса «Шагал».
Ночной вид завода со стороны Москвы-реки. 1980-1990 гг.:
Автоматизированный высотный склад ЗиЛ. 1978-1980 гг.:
Электросудно проходит под новым автомобильным мостом над затоном Новинки. Один берег затона относился к автозаводу, а другой занимали судоремонтные мастерские и причалы Столичной судоходной компании. Возле жилых новостроек и технопарка открыт причал Затон Новинки.
Так затон выглядел десять лет назад
Затон Новинки - это участок старого русла Москвы-реки, извилистая загогулина которого создавала проблемы судоходству. В 1968 году были завершены гидротехнические работы по спрямлению русла и с тех пор вода Москвы-реки течёт по широкому Новинковскому рукаву.
Смотрите старые карты. План Москвы. 1968 год:
Смотрите старые фотографии. Открытие нового русла в Нагатино. 1968 год:
На открытии нового русла Москвы-реки. 1968 год:
Перефразируя известную строчку ставропольского поэта А.Исакова, можно сказать: «Идёт вода Москвы-реки, куда велят большевики».
Следующий причал электросудов называется Кленовый бульвар, он расположен на берегу исторической деревни Нагатино. В 1972 году из обветшавшего деревянного здания с Новоданиловской набережной сюда был переведён Южный речной вокзал, скромно разместившийся на временном дебаркадере.
Южный речной вокзал. 1972-1980 гг.:
Визитной карточкой района стали жилые «дома-паруса» серии П-3, построенные в 1982-1987 годах по проекту архитектора Риммы Алдониной.
Электросудно совершает остановку у третьей версии Южного речного вокзала, который переместили на левый берег и по проекту Юрия Когана построили капитальный павильон в стиле советского модернизма, увенчав его шпилем и украсив фасад скульптурной композицией «Пять морей» Салавата Щербакова. В навигацию 1986 года вокзал открылся для пассажиров и обслуживал не только прогулочные суда, но и круизные теплоходы. Однако вскоре пассажиропоток сократился и с девяностых годов здание приспособили под торговый центр.
Южный речной вокзал. 1987 год:
Южный речной вокзал. 1985-1989 гг.:
В 2023 году Южный речной вокзал вновь открылся после реконструкции, в ходе которой прежнее здание почти полностью снесли и построили новодел с некоторыми изменениями и с использованием современных материалов. В частности, монументальные бетонные скульптуры Щербакова заменены на копии из стеклопластика.
Вдали видны постройки Южного речного порта - некогда мощного перевалочного комплекса с 17 причалами и железнодорожной станцией. Сейчас принято решение о ликвидации порта и застройке территории многоэтажными домами. Подробности проекта пока неизвестны, как и дальнейшая судьба портового административного здания 1939 года в стиле сталинского ампира.
Разгрузка судов в Южном порту. 1954 год:
В акватории порта расположен Бобровый остров - некогда голый пустырь, служивший для разгрузки песка и мела, но без регулярного использования остров зарос лесом и стал местом обитания популяции бобров.
Причал Меловой не используется электросудами
Электроход сворачивает в Нагатинский затон, который как Нагатинская заводь впервые упоминался в духовной грамоте князя Владимира Андреевича в 1410 году. При советской власти в древнюю княжескую вотчину пришла индустриализация и в 1936 году на берегу выросли корпуса Московского судостроительного и судоремонтного завода, построившего для московского судоходства, да и для всей страны, без преувеличения сотни речных пассажирских теплоходов типов «Москвич», «Нева», «Москва» и других, глиссирующих скоростных судов «Заря», буксиров типа «Речной», мусоросборщиков «МС». В 2014 году судостроение было перенесено на «Верфь братьев Нобель» в Рыбинск, а в Нагатино на месте производственных корпусов построены жилые кварталы.
Нагатинский затон. 1936 год:
Постройка теплохода серии «Москва». 1979 год:
Остановка на каждом причале занимает несколько минут и за это время можно успеть пополнить фотоколлекцию городской жанровой скульптуры плывущими по пристани собачками.
В спальном районе не принято строить заводы, однако участок на косе сохранит производственные функции - здесь возводится новый корпус Московской судостроительной верфи. Предполагается, что на верфи будут строить маломерные суда, электросуда типа «Синичка» и «Ситивольт», гибридные электротеплоходы типа «Москва 2.0», а также производить техобслуживание и ремонт электрофлота.
Причал электросудов Коломенская набережная
А так сегодня выглядит левый берег Москвы-реки в Печатниках
Полуторачасовая поездка завершается и электроход прибывает на конечную остановку маршрута - причал Печатники.
На окраине парка можно обнаружить индустриальную достопримечательность - портовый кран немецкого производства VEB Kranbau Eberswalde (согласно стратегии Совета экономической взаимопомощи у каждой из социалистических стран-партнёров был свой производственный профиль, в частности, восточным немцам из ГДР досталось строительство теплоходов и портовой инфраструктуры).
Дальнейшее продление рейсового речного маршрута в Коломенское, Марьино или Братеево возможно лишь в теории, так как в Курьяновской излучине Москвы-реки путь преграждает Перервинская плотина, а прохождение судна через шлюз занимает слишком много времени. Перервинская плотина - это мощное сооружение в составе Перервинского гидроузла, построенное в 1933-1935 годах по проекту Ивана Белдовского, одного из архитекторов канала Москва-Волга, он также работал над проектом Волжского узла канала.
На каналах-протоках в те же годы возвели Перервинскую ГЭС и шлюз № 11 для маломерных судов, который сейчас используется лишь в качестве сухого дока для ремонта судов. Любопытный исторический факт: ещё в 1870-е годы на этом самом месте стояла деревянная плотина с земляной дамбой, служащая для поддержания достаточного уровня воды, чтобы баржи со съестными припасами для москвичей не садились на мель. По воспоминаниям современников, в XIX веке Москва-река местами пересыхала настолько, что гружёные баржи тянули лошадьми с берега - уровень воды составлял всего 7 вершков, то есть 30 сантиметров.
Дореволюционный Перервинский шлюз. 1895 год:
Шлюз № 11 для маломерных судов. 1996 год:
Шлюз № 10 работает для пропуска теплоходов, но процесс шлюзования неторопливый - перепад уровня составляет шесть метров, объём воды в шлюзовой камере значительный и метаморфозы с понижением/повышением уровня воды в камере занимают до получаса.
Оказывается, устройство затворных ворот разное - в нижнем бьефе установлены раздвижные двухстворчатые ворота, а в верхнем используется сегментный затвор, это металлический щит, который опускается под воду для пропуска судна. Технологические различия обусловлены экономическими соображениями при строительстве и эксплуатации шлюза, в СССР такая схема впервые была применена на канале Москва-Волга, в систему которого входит Перервинский гидроузел.
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
Все фотоальбомы «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #москварека #зил #печатники #электросудно