Найти в Дзене
Дневник Родителей

Кадровый кризис в российских школах: Поможет ли 13% индексация?

Оглавление

Вопрос о том, почему в российских школах не хватает учителей, становится всё острее. Несмотря на анонсированные повышения зарплат и увеличенные бюджетные места в вузах, система образования продолжает сталкиваться с кадровым кризисом. Чтобы понять, как с этим бороться, нужно разобраться в сути проблемы.

Этот пост в моём Telegram, подписывайтесь: 📒 Дневник Родителей.

Источник: Яндекс картинки
Источник: Яндекс картинки

Финансовое неравенство и его последствия

В соответствии с последними изменениями в федеральном бюджете, зарплаты бюджетников должны увеличиться на 13,2%. Однако эти показатели не всегда отражают реальную ситуацию учителей. Причина – в особенностях распределения средств в регионах.

Разрыв в уровне доходов. Средняя заработная плата школьных педагогов в разных субъектах РФ может отличаться более чем в четыре раза. Так, в Москве этот показатель достигает 111 744 рублей, в то время как в Ингушетии – всего 25 959 рублей. Такой дисбаланс провоцирует миграцию учителей из менее обеспеченных регионов в более богатые, усиливая кадровый кризис на местах.

Нагрузка на педагогов. В богатых регионах, несмотря на более высокие зарплаты, наблюдается нехватка кадров. Многие учителя вынуждены работать с нагрузкой 1,5–2 ставки. Это не только снижает качество образовательного процесса, но и сказывается на здоровье и личной жизни педагогов.

Кадровый дефицит: проблема масштаба

Источник: pedagog-prof.org
Источник: pedagog-prof.org

По данным профсоюза «Учитель», дефицит школьных педагогов в России уже превышает 250 000 человек. В чем причины такой нехватки?

Недостаточное количество выпускников. Вузы ежегодно готовят порядка 23 000 педагогов, что примерно соответствует числу уходящих на пенсию учителей. Таким образом, система просто воспроизводит существующее положение, но не решает проблему. Увеличение бюджетных мест по педагогическим направлениям до 75 000 к 2024 году является шагом вперед, но пока этого недостаточно.

Отток специалистов из профессии. Согласно данным Минобрнауки, лишь около 40% выпускников педагогических вузов остаются работать в школах. А те, кто начинает работать, зачастую покидают систему образования в течение нескольких лет. Причины – низкая заработная плата, высокая нагрузка, недостаток поддержки от руководства.

Реакция общества. Учителя из регионов отмечают, что их оклад зачастую не превышает МРОТ, и для достижения хотя бы минимально достойной зарплаты приходится перерабатывать. Это приводит к выгоранию и поиску дополнительных заработков вне сферы образования.

Варианты решения проблемы

В последние годы появляются разные подходы к привлечению новых кадров. Один из них – допуск специалистов с непрофильным образованием. Согласно современным стандартам, учителем может работать человек с дипломом по смежной специальности, если он пройдет курсы переподготовки. Такой подход помогает временно закрывать вакансии, но требует тщательной подготовки и наставничества, чтобы обеспечить должное качество преподавания.

Еще одним важным направлением является привлечение молодых специалистов. Программы вроде «Учитель для России» уже почти десять лет помогают направлять выпускников вузов в регионы, где наблюдается наиболее острый кадровый голод. Участники программы получают стипендии, что вдвое увеличивает их доход, особенно в бедных регионах. Однако за десять лет проект смог привлечь всего около 650 учителей. Массовости пока достичь не удалось.

Кроме того, стоит задуматься о создании условий для возвращения в профессию тех, кто ранее её покинул. Многие педагоги уходят из школ из-за низких зарплат и высокого уровня стресса. Уменьшение бюрократической нагрузки, повышение окладов и программы профессиональной поддержки могли бы стать стимулом для их возвращения.

Что думают сами учителя?

Чтобы понять реальное положение дел, достаточно послушать тех, кто работает в системе образования. Учителя из разных регионов России говорят, что их оклады зачастую не дотягивают до МРОТ, а стимулирующие выплаты приходится буквально «выпрашивать». Многие педагоги вынуждены совмещать несколько ставок, чтобы заработать хотя бы минимально достойные деньги.

Некоторые учителя жалуются, что их заработок снизился даже после индексации. Они говорят о том, что деньги добавляются только «на бумаге», а в реальности приходится перерабатывать ради тех же сумм. Есть и те, кто уже устроился на вторую работу – в пекарню, на стройку или в магазины. Иронично, но даже математики признают, что их навыки лучше оплачиваются за пределами школы.

А что по этому поводу думаете вы? Есть ли среди читателей учителя? - Поделитесь мнением из первых уст.

Этот пост в моём Telegram, подписывайтесь: 📒 Дневник Родителей.

Полезное для подготовки к экзаменам:

  • Умскул - Крупнейшая школа онлайн образования и подготовки к экзаменам.
  • SkySmart - Современная школа дистанционного образования.
  • Хекслет - Одна из лучших онлайн-школ программирования.
Дневник родителей
Дневник родителей

Еще интересное на канале: