Найти в Дзене
DEMIDOV

Как лейтенант в блокадном Ленинграде всего за 10 дней перевел авто на водородное топливо? Изобретение, опередившее свое время

«Город, который не сдался» сегодня празднует 81 годовщину снятия блокады. В условиях, в которых умереть было намного легче, чем выжить, люди смогли придумать, приспособить да и просто сделать все и чуточку больше, лишь бы не пасть фашизму. Было разработано и внедрено множество изобретений, в том числе и использование водорода на автомобилях. Удивительно, но эта идея появилась у младшего лейтенанта, Бориса Шелищ, благодаря роману Жуля Верна «Таинственный остров». Что сделал младший лейтенант, что его изобретение было одобрено и внедрено всего за 10 дней? И почему считается, что его идея опередила свое время? Все началось с аэростатных заграждений… На канале уже есть статьи про изобретения блокадного Ленинграда, спасшие миллионы жизней. И видео про еще одно гениальное решение блокадного ученого И про то, как ленинградцы дали понять немцам, почему те уже проиграли войну. Отрезанный от всех Ленинград был вынужден защищаться собственными силами. Авиация противника насаждала постоянными обс
Оглавление

«Город, который не сдался» сегодня празднует 81 годовщину снятия блокады. В условиях, в которых умереть было намного легче, чем выжить, люди смогли придумать, приспособить да и просто сделать все и чуточку больше, лишь бы не пасть фашизму. Было разработано и внедрено множество изобретений, в том числе и использование водорода на автомобилях. Удивительно, но эта идея появилась у младшего лейтенанта, Бориса Шелищ, благодаря роману Жуля Верна «Таинственный остров». Что сделал младший лейтенант, что его изобретение было одобрено и внедрено всего за 10 дней? И почему считается, что его идея опередила свое время? Все началось с аэростатных заграждений…

На канале уже есть статьи про изобретения блокадного Ленинграда, спасшие миллионы жизней.

И видео про еще одно гениальное решение блокадного ученого

И про то, как ленинградцы дали понять немцам, почему те уже проиграли войну.

Защита города

Отрезанный от всех Ленинград был вынужден защищаться собственными силами. Авиация противника насаждала постоянными обстрелами и требовались разносторонние способы защиты от ударов с воздуха. Использовались стандартные средства ПВО, диверсии в тылу врага, а еще сотни здоровых «колбас» болтающихся в воздухе на высоте 2000-4500 м. Такие искусственные препятствия мешали нацистским асам совершать прицельный огонь. Опуститься ниже - значит будет вероятность запутаться в тросах, на которых держатся водородные «колбасы» они же аэростаты. Подняться выше - значит стать мишенями наземных сил противовоздушной обороны.

-2

Сложностей с аэростатами хватало

У этого воздушного заграждения был один существенный недостаток: через 25-30 дней аэростаты начинали опускаться, так как оболочка «колбас» пропускала водород, происходило его смешение с другими газами воздуха. Поэтому аэростаты с признаками «усталости» спускали на землю для перезаправки.

Отработавший водород был «грязным» и не пригодным для какого-то другого использования (пока что). Поэтому его просто стравливали и заправляли «чистым». Опускали и поднимали в воздух аэростаты с помощью лебедок, установленных на «полуторках» ГАЗ-АА. Они приводились в действие от двигателя грузовика.

-3

Отсутствие снабжения сказывалось на все сферы деятельности в городе. В городе заканчивалось все, в том числе топливо. А в отсутствии топлива возникало множество проблем.

Нужен был иной способ подъема и опускания аэростатов, так как бензин стал таким же ценным, как хлеб. Но вот незадача: если опускать аэростат вручную, то требовалось около 10 мужчин. А спустить/ поднять таковых требовалось немало. Да и солдаты больше требовались в пехоте для наземной обороны. Даже грузовики на древесных печках появились, правда расход древесины тоже был не мал.

-4

Идея, благодаря роману Жуля Верна

Тогда то младший лейтенант мастерской по ремонту аэростатных лебедок - Борис Шелищ вспомнил роман Жуля Верна «Таинственный остров». (Для тех, кто считает, что данный факт - чистая выдумка, советую обратиться в архив изобретателя, там вам все подтвердят). В книге есть глава «Топливо будущего», где говорится, что когда закончится уголь, его заменит вода. Только не простая, а разложенная на составные части - водород и кислород.

«Наступит день, когда весь уголь будет сожжен»

Тут то Борис и понял, что водород и является «топливом будущего». Потому как знал, что его теплотворная способность в 4 раза превосходит уголь или в 3 раза превосходит бензин. А тут столько загрязненного водорода просто стравливают на воздух, не используя.

И уже 21 сентября 1941 года Борис Шелищ подал командованию предложение по рационализации: он предложил подавать «отработанную воздушно-водородную смесь из приземлившихся аэростатов во всасывающие трубы автомобильных двигателей». Полковое бюро всего за неделю рассмотрело и одобрило ценное предложение младшего лейтенанта.

-5

Медлить было нельзя, Борис Исаакиевич сразу приступил к опытам, которые прошли не совсем гладко. Да, первый автомобиль, заведенный на водородном топливе легко завелся и долго проработал. Но в других опытах было уничтожено 2 аэростата и один газгольдер. Сам разработчик даже контузию получил во время неудачных испытаний.

Во всем есть польза. Так благодаря неудачным опытам был разработан специальный водяной затвор из огнетушителя и обрезков труб, что значительно повышает безопасность.

В дальнейшем многократные испытания оказались успешными. И после утверждения всего за 10 дней были переоборудованы все аэростатные лебедки на новый вид горючего. Более 200 автомобилей перевели на этот вид топлива. И за все время эксплуатации был лишь один несчастный случай с водородом на 500 исправно работающих.

-6

Достижение военных лет

В 1942 году автомобиль на водородном топливе продемонстрировали на выставке. Двигатель несколько часов работал в закрытом помещении, но не было ни дыма, ни неприятных запахов. Командующий Ленинградским фронтом генерал-полковник Л.А. Говоров одобрил идею создания такой машины.

Проводились и другие испытания: например двигатель на водороде без остановки проработал 200 часов. Было выявлено, что износ деталей был меньше, чем у двигателя на бензине.

За эту разработку Б. Шелищу вручили орден Красной Звезды и выдвинули на Сталинскую премию. Опыт Ленинграда повторили в Москве на 300 единицах автомобильной техники.

После войны об опасном топливе на некоторое время забыли. (Хорошо, что Борис еще в 1943 году оформил свое изобретение). И вспомнили в разгар холодной войны и гонки вооружений. Тогда, в 70-х, вспомнили о разработке лейтенанта Шелища, даже появились водородные легковушки. И это вид топлива снова стали обсуждать…

Обсуждают и до сих пор, пытаются внедрить. Но пока нефтяные гиганты выкачивают прибыль из нефти, такому виду топлива «зеленый свет» не дадут. И ведь внушили про опасность, а она вон, почти полностью была нейтрализована в 1941 году с помощью подручных материалов. А с технологиями XXI века проблемы и вовсе не должно быть. Остается лишь одна проблема - выгода для некоторых… А вы как считаете?

Подвиги бывают разные, кто-то рисковал собой на линии фронта, кто-то же рисковал, садясь за руль автомобиля на новом и очень опасном топливе. В суровых условиях гениальный ум изобрел то, что даже спустя 80 лет «приручить» до сих пор не могут. А они за 10 дней все переоборудовали…

-7