Правительство Панамы не станет продлевать действие меморандума о взаимопонимании с Китаем по инициативе "Один пояс — один путь", заявил президент страны Хосе Рауль Мулино после переговоров с госсекретарем США Марко Рубио.
"Я принял важное решение и сообщаю вам о нем. Мое правительство не будет продлевать меморандум о взаимопонимании 2017 года по инициативе "Один пояс — один путь". Это так. Мы изучим возможность завершения проекта раньше срока, но я думаю, что его необходимо продлевать через год-два, это происходит каждые три года", — заявил Мулино.
Как ранее сообщили в Госдепартаменте США, Рубио на встрече в Панаме заявил Мулино, что американский лидер Дональд Трамп не желает сохранять статус-кво относительно Панамского канала при возросшем влиянии Китая на регион.
Трамп ранее, в декабре, заявил, что потребует быстрого возвращения Панамского канала в американскую собственность из-за высоких тарифов на проход через него. Он подчеркнул, что Панамский канал критически важен для американской торговли, а также для оперативного развертывания Военно-морских сил США в Атлантическом и Тихом океанах. Он добавил, что США являются крупнейшим пользователем канала, обеспечивая свыше 72 процентов всех проходов по нему.
Китайская инициатива "Один пояс — один путь" нацелена на соединение 65 стран мира посредством цифровой и физической инфраструктуры, включая строительство дорог, портов и телекоммуникационных сетей, предоставление этим странам экономических возможностей для развития инфраструктуры.
Имиджевые потери Китая
КНР понесет имиджевые потери, но не отреагирует агрессивно на действия Вашингтона, из-за давления которого Панама хочет прекратить участие в китайской инициативе "Один пояс - один путь", заявил РИА Новости кандидат экономических наук, заведующий сектором экономики и политики Китая ИМЭМО им. Е.М. Примакова Сергей Луконин.
Госсекретарь США Марко Рубио совершил визит в Панаму и заявил президенту страны Хосе Раулю Мулино, что американский лидер Дональд Трамп не желает сохранять статус-кво относительно Панамского канала при возросшем влиянии Китая на регион. После переговоров панамский лидер сообщил, что правительство страны не станет продлевать действие меморандума о взаимопонимании с Китаем по инициативе "Один пояс - один путь".
"Она (Панама - ред.) не сама действовала. Соединенные Штаты Америки заставили ее действовать в интересах США", - сказал Луконин РИА Новости.
Эксперт уверен, что данное решение принесёт Китаю лишь имиджевые потери, поскольку КНР не заинтересована в эскалации конфликта.
"Это, скорее, имиджевые потери Китая. Китай никаких агрессивных контрдействий предпринимать не будет, потому что его основная задача сейчас не ввязаться в размен ударами с Соединенными Штатами, а заниматься модернизацией своей экономики", - объяснил кандидат экономических наук.
Однако правительство Трампа предприняло и другие шаги в отношении китайской экономики. В частности, Трамп подписал указы о введении пошлин на товары из Канады, Мексики и Китая. Импортные пошлины США в размере 25% вводятся против всех товаров из Канады, кроме энергоресурсов, на них ставка составит 10%. Против товаров из Мексики размер пошлин составит также 25%. На товары из КНР вводятся пошлины в размере 10% дополнительно к тем, что уже действуют в отношении китайского импорта со стороны США. Указы также отменили правило "de minimis", которое позволяло ввозить в США товары стоимостью до 800 долларов без уплаты пошлин.
"И пошлины, и вот эти планы, они как раз и указывают на очередное обострение торгово-экономической войны. Но это все в рамках соперничества стратегического США и Китая", - добавил Луконин.
Панама опасается военной силы США
Власти Панамы опасаются, что президент США Дональд Трамп может применить силу, чтобы вернуть контроль над Панамским каналом, поскольку у страны нет ни армии, ни серьезного опыта ведения боевых действий, пишет газета Financial Times со ссылкой на неназванного высокопоставленного панамского чиновника.
"Мы обеспокоены... Мы думаем, что может последовать какая-то ответная мера, если Трамп не получит то, что он хочет. Так что давайте посмотрим, что может быть на столе переговоров", - приводит издание слова чиновника.
Как пишет издание, мало кто верит, что Трамп серьезно рассматривает военное вторжение в Панаму, чтобы вернуть контроль над каналом. Но, по мнению Financial Times, если бы он приказал ввести войска, у страны с населением всего 4,5 миллиона человек "нет армии и мало опыта ведения войн".
Местные жители, с которыми пообщалось издание, считают, что Трампу "следует уважать флаг Панамы", так же как они уважают США.
По данным газеты, озабоченность Трампа вопросом Панамского канала восходит к его первой администрации. Как сообщили источники, знакомые с ходом его встречи в 2017 году с тогдашним президентом Панамы Хуаном Карлосом Варелой, в частной беседе Трамп поднял вопрос о тарифах для прохождения канала и владении им и выразил свое недовольство соглашением.
Угроза для США
Госсекретарь США Марко Рубио заявил президенту Панамы Хосе Раулю, что американский лидер Дональд Трамп не желает сохранять статус-кво относительно Панамского канала при возросшем влиянии Китая на регион, сообщает американское дипломатическое ведомство.
"Рубио проинформировал президента, что Трамп принял предварительное решение о том, что нынешнее положение влияния и контроля Коммунистической партии Китая над районом Панамского канала представляет угрозу для канала и является нарушением Договора о постоянном нейтралитете и эксплуатации Панамского канала", — говорится в сообщении.
Отмечается, что госсекретарь назвал статус-кво неприемлемым. Он предупредил, что если немедленно не внесут изменения, то Вашингтону придется принять необходимые меры для защиты своих прав в соответствии с договором.
Панамский канал — искусственный водный путь на территории Панамы в Центральной Америке, пересекающий Панамский перешеек в его наиболее низкой части и связывающий Атлантический и Тихий океаны. Один из важнейших транспортных водных путей международного значения.
Проложенный американцами в начале XX века, канал стал нейтральным в 1977 году, после подписания договоров между президентом США Джимми Картером и тогдашним де-факто лидером страны Омаром Торрихосом, согласно которым Панама получила контроль над этим трансокеанским маршрутом. Он гарантирует безопасный и открытый транзит кораблей всех наций как в мирное, так и в военное время.